RSS RSS

avatar

Евгений Деменок

родился в Одессе в 1969 году. Увлечения: живопись, философия и литература. Пишет прозу, статьи о живописи и культуре, короткие фразы - шутливые и философские. Член Южнорусского Союза писателей, Национального Союза журналистов Украины, Союза европейских журналистов Украины, Союза русскоязычных писателей Чешской республики. Автор многочисленных публикаций в газетах и журналах Украины, России, Израиля, США, Чехии, Греции. Один из создателей литературной студии «Зелёная лампа» и философского клуба «Философский пароход» при Всемирном клубе одесситов. Автор книг «Ловец слов», «Новое о Бурлюках», «Занимательно об увлекательном», соавтор книг «3 + 3», «Легенда о чёрном антикваре и другие рассказы не только для детей», «Пять». Лауреат муниципальной премии имени Паустовского за книгу «Новое о Бурлюках» (2014) и премии Корнея Чуковского за рассказ «Легенда о чёрном антикваре» (2013). Один из организаторов «Форума одесской интеллигенции». Член Президентского совета Всемирного клуба одесситов. По инициативе и за счёт Евгения в Одессе установлены мемориальные доски Юрию Олеше, Кириаку Костанди, Михаилу Врубелю.

Евгений Деменок: Публикации в Гостиной

    Мы с тобой.

    My-s-toboi-oblojka.inddНовую книгу, вышедшую только что в Одессе, с полным правом можно назвать необычной, потому что все тексты в ней посвящены одному человеку. Двадцать два автора из шести стран, объединённые одним общим чувством – любовью к Евгению Михайловичу Голубовскому – написали о нём или для него в стихах и прозе. Так появилась книга «Мы с тобой», идея создания которой, высказанная Еленой Палашек, была подхвачена участниками и друзьями одесской литературной студии «Зелёная лампа», которую Евгений Михайлович ведёт уже одиннадцать лет и которая всех нас объединила и сдружила.

    Книга вышла в канун дня рождения. 5 декабря Евгению Михайловичу исполнилось восемьдесят четыре.

    Ну, а что литераторы могут подарить своему учителю и другу? Конечно же, слова.

    Евгений Михайлович, мы старались!

    С днём рождения!

    Читать

    ___________________________________________

    АВТОРЫ

    Елена Андрейчикова
    Игорь Божко
    Татьяна Гончаренко
    Евгений Деменок
    Янина Желток
    Вера Зубарева
    Владислава Ильинская
    Ольга Ильницкая
    Анатолий Контуш
    Виктория Коритнянская
    Ганна Костенко
    Ольга Ладохина
    Анна Михалевская
    Елена Палашек
    Игорь Потоцкий
    Сергей Рядченко
    Анна Стреминская
    Ирина Фингерова
    Юлия Цымбал
    Эвелина Шац
    Алёна Яворская
    Вадим Ярмолинец

    Евгений ДЕМЕНОК. Эльза и Александра. Рассказ

    Я прилетел в Одессу из-за Экстер. Той самой Александры Экстер, чьи плакаты, по словам Маринетти, топтали в мае 1919-го на приморских улицах и бульварах революционные матросы. Я купил в Нью-Йорке её рисунок. Отличный рисунок. Он оказался фальшивкой.

    Рисунок я, конечно, аукционерам вернул. Стоил он немало, но шума им не хотелось. Однако с тех пор меня не оставляла мысль – если есть подделка, значит, где-то должен быть и оригинал.

    Этим где-то должна была быть Одесса. Такой эскиз балетного костюма для танцовщицы Эльзы Крюгер мог быть нарисован только в Одессе.

    Я прилетел в конце октября. Летом в Одессе делать нечего, хотя я и не был там уже двадцать лет. Бродить по городу в толпе потеющих туристов – сомнительное удовольствие. Для того, чтобы город открылся тебе, он должен быть пустым и чистым. Читать дальше 'Евгений ДЕМЕНОК. Эльза и Александра. Рассказ'»

    Евгений Деменок. Чернянка. О родовом гнезде Бурлюков

    «Чернянка является точкой пересечения координат, которые родили то течение в русской поэзии и живописи, которое вошло в историю под названием футуризма. Разъезжаясь из Чернянки, мы не сомневались, что положили начало не только дружбе, но и новому направлению в русском искусстве».

    Бенедикт Лившиц

    Я давно мечтал попасть в Чернянку.

    Родовое гнездо Бурлюков, так красочно описанное Бенедиктом Лившицем, давно привлекало меня. Удивительное место в херсонской глуши, где зародился чуть ли не весь русский футуризм. Место, где прошла золотая пора Бурлюков – всего семейства. Семь счастливых лет.

    Михаил Ларионов писал здесь картины, Виктор Хлебников жил месяцами и сочинял стихи, Владимир Маяковский давал местным детям уроки рисования. Исаак Бродский писал здесь портрет Людмилы Бурлюк, Алексей Кручёных делал первые эксперименты в «зауми». По древнегреческому названию местности — Гилея, в которой находится Чернянка, с подачи того же Лившица была названа литературно-художественная группа кубофутуристов, первая в России.

    Читать дальше 'Евгений Деменок. Чернянка. О родовом гнезде Бурлюков'»

    Евгений ДЕМЕНОК. Василиск Гнедов. Встреча в Одессе

    «Слов она не имела и вся состояла только из одного жеста руки, поднимаемой перед волосами, и резко опускаемой вниз, а затем вправо вбок. Этот жест, нечто вроде крюка, и был всею поэмой»

    (Владимир Пяст о «Поэме конца» Василиска Гнедова).

     

    Первое «заумное» стихотворение я прочёл в семнадцать лет. Конечно, это был «Дыр бул щыл» Кручёных. Он произвёл на меня ошеломляющее впечатление. Это была любовь с первого взгляда, которая длится до сих пор.

    Спустя некоторое время я попытался сочинить что-то подобное. Очевидно, нужно было идти дальше. Быть радикальнее. Не просто играть словами и придумывать новые. Нужно было вовсе отказаться от слов.

    И я сочинил поэму без слов, назвав её «Поэмой о скрытом смысле» – Руми всегда был моим кумиром. Сделал самодельную книжечку из десяти пустых страниц, написав только предисловие и сочинив эпиграф, который казался мне верхом оригинальности: «Пустыми листьями поэмы изойду…».

    Я показал эту книжечку нескольким своим друзьям. Реакция была разной – от одобрения до непонимания. Тогда я решил её издать. Вдруг одобрительных отзывов будет больше.

    Читать дальше 'Евгений ДЕМЕНОК. Василиск Гнедов. Встреча в Одессе'»

    Евгений Деменок. Футбольные страсти писателей «Юго-Запада»

    1912 год. Сборная Одессы

    Футбол – тема для одесских писателей особенная.

    Это неудивительно – именно в Одессе появился первый в Российской империи футбольный клуб. В 1878 году англичане, жившие в Одессе, организовали «Одесское Британское Атлетическое Общества» (ОБАО). Атлеты играли в крикет и теннис, но была в рамках Общества и футбольная секция. В 1907 году по инициативе Генерального консула Великобритании в Одессе и по совместительству азартного футболиста Чарльза Смита был основан легендарный ОБАК – «Одесский британский атлетический клуб». Первое время членами клуба были только британско-подданные и граждане США, но вскоре туда стали принимать и граждан других стран. Например, великий лётчик Сергей Уточкин, который был прекрасным футболистом, тоже играл за ОБАК.

    Стадион ОБАК находился вблизи нынешнего Французского бульвара, сейчас на его месте – корпус Биологического факультета Одесского Национального университета. Стадион был лучшим в Одессе – именно он был выбран для проведения финала Чемпионата Российской империи в 1913 году.

    Футбол в Одессе развивался стремительно, а увлечение им среди гимназистов и молодых людей было всепоглощающим. В 1911 году была учреждена Одесская футбольная лига, просуществовавшая до 1919 года. Её организаторами стали сильнейшие одесские футбольные клубы: ОБАК, «О.К.Ф. Одесса», «Спортинг клуб» и «Шереметьевский кружок спорта».

    Читать дальше 'Евгений Деменок. Футбольные страсти писателей «Юго-Запада»'»

    Евгений Деменок. Бугаз, любовь моя

    Каролино-Бугаз, Каролино,
    видно, кто-то с тобой пошутил, 
    островное, округлое имя 
    на тебя обронив по пути. 
    Хлебной корочкой, долькой лимонной, 
    птичьей просекой в синем лесу, 
    между морем и стылым лиманом 
    два прибоя качают косу. 
    И по белым твоим, по горбатым, 
    по горячим, по горьким твоим 
    по пескам никаким акробатам 
    не пройти, не пробраться – двоим. 
    Никому. Ну, а нам – и подавно. 
    Два прибрежья, а берега нет. 
    Только паруса вымысел дальний, 
    Корабельный прибившийся след… 
    Каролино – Бугаз. Переливом, 
    перекатом, морщинкой у глаз, 
    так приходит волна – каролино, 
    так она ударяет – бугаз…

    Юрий Михайлик

    Читать дальше 'Евгений Деменок. Бугаз, любовь моя'»

    МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНКУРС «ОДЕССА – 2056»

    Мы хотим предложить участникам конкурса описать Одессу и одесситов в 2056 году – в рассказе или повести.

    От учредителей конкурса:

    Литература о будущем представляет собой в последние десятилетия в основном антиутопии и романы-катастрофы.
    А ведь именно литература прокладывает дорогу в это самое будущее, программирует и моделирует его. И подтверждением этого является  тот факт, что прогнозы многих писателей-фантастов середины прошлого века являются сегодня частью нашей реальности.  Поэтому позитивное видение будущего так важно. Мы хотим предложить участникам конкурса описать Одессу и одесситов в 2056 году – в рассказе или повести. Просто жизнь города и горожан. Наш конкурс – сугубо литературный, вне политики и политических прогнозов.
    Оцениваться будут художественные достоинства произведения. Моисей сорок лет водил евреев по пустыне на пути в Землю обетованную. Мы хотим, чтобы новый, литературный Моисей привёл читателей в Одессу будущего.

    Читать дальше 'МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНКУРС «ОДЕССА – 2056»'»

    Евгений ДЕМЕНОК ● Американские адреса Давида Бурлюка

    Обложка сборника Свирель собвея, на которой указан адрес Бурлюков.Давид Давидович Бурлюк прожил в Америке без малого сорок пять лет – больше, чем в России и Японии вместе взятых. Все эти годы, за исключением ряда зим, которые они с Марией Никифоровной провели во Флориде, Бурлюки жили в Нью-Йорке и на Лонг-Айленде. Давид Давидович был заядлым путешественником, но всё же география мест его проживания в США (или САСШ, как писал он сам) была гораздо более скромной, чем подобная география в России, где он сменил более десятка мест жительства – от Херсона и Одессы до Москвы, Уфы и Владивостока. Поэтому проехать по американским адресам Бурлюка – если не заезжать во Флориду, – вполне реально в течение недели.

    Я не смог устоять перед искушением и, приехав в Нью-Йорк, сразу же отправился по «Бурлюковским адресам». Ехал и волновался, ведь за каждым адресом – большая история.

    Первая квартира, которую Бурлюки сняли в Америке после приезда в сентябре 1922 года, находилась в Бронксе, по адресу 2116 Harrison Avenue, New York Сity. Месячная плата составляла 60 долларов.

    Читать дальше 'Евгений ДЕМЕНОК ● Американские адреса Давида Бурлюка'»

    ЕВГЕНИЙ ДЕМЕНОК ● ОДЕССКИЕ УЧАСТНИКИ ПРАЖСКОГО «СКИТА ПОЭТОВ»

    Скит поэтов фото. Рафальский, Долинский, Воеводин, Бем, Болесцис, Тидеман, Фёдоров, Семёнов. 1926 годОбнаружить неизвестное ранее стихотворение об Одессе – большая удача. А уж если это стихотворение действительно талантливо, к тому же написано почти столетие назад, то ради того, чтобы его найти, можно потрудиться. И даже уехать в другую страну.

    Стихотворение Николая Болесциса (Дзевановского) «Одесса» я нашёл в Праге. И это не случайно.

    У русской литературной эмиграции ХХ века было несколько столиц – это, разумеется, Париж; в первой половине 20-х – Берлин, и, конечно же, Прага. Один из самых влиятельных литературных критиков русского зарубежья Георгий Адамович писал в 1928 году: «Недавно кто-то сказал, что русская литература за рубежом существует лишь в Париже и Праге. В других городах нет литературы, есть только отдельные писатели. Слова справедливые».

    В Праге действовал целый ряд литературных союзов и объединений. Наиболее известные из них – это «Союз русских писателей и журналистов в ЧСР», «Вторники (Литературные чаи) «Воли России», «Скит поэтов», «Семинар по изучению творчества Ф.М. Достоевского», «Далиборка», литературные кружки и семинары при Русском народном (свободном) университете в Праге. Существовали русские литературно-художественные кружки и в пригородах Праги – это широко известные «Збраславские пятницы», а также «Вшенорско-Мокропсинский русский клуб», «Русский кружок в Черношице», «Русский кружок в Ржевнице». В деятельности многих из них активное участие принимали одесситы. Так, одним из основателей и многолетним товарищем Председателя созданного в 1922 году «Союза русских писателей и журналистов в Чехословацкой республике» был одессит Лев Флорианович Магеровский. Другой одессит, астроном Всеволод Стратонов, был участником «Збраславских пятниц», а затем, переехав из Збраслава в Черношице, вместе с историками В.А. Мякотиным и А.Ф. Изюмовым, организовал – на манер «Збраславских пятниц», – «Русский кружок», собрания которого посещали более ста человек. Среди лекторов кружка были видные деятели русской колонии в Чехословакии: литературоведы Д.И. Чижевский, В.А. Амфитеатров-Кадашев, В.Ф. Булгаков, собственно основатели историки А.Ф. Изюмов и В.А. Мякотин, философы С.И. Гессен и И.И. Лапшин. Такой же «Русский кружок» в Ржевнице (предместье Праги) также был создан в мае 1926 года по инициативе В.В. Стратонова.

    Читать дальше 'ЕВГЕНИЙ ДЕМЕНОК ● ОДЕССКИЕ УЧАСТНИКИ ПРАЖСКОГО «СКИТА ПОЭТОВ»'»

    ЕВГЕНИЙ ДЕМЕНОК ● ЖВАНЕЦКИЙ

    Вся проблема этого мира в том, что дураки и фанатики всегда уверены в себе, а умные люди полны сомнений.

    Бертран Рассел

    Михаил Жванецкий в Клубе ОдесситовЭто удивительное свойство – знать о своем таланте и бесконечно сомневаться в нём.

    Оно присуще только настоящим творцам.

    Сентябрь 2012. Михал Михалыч заканчивает очередной одесский сезон и уезжает на зиму в Москву. И, как обычно – прощальный вечер для друзей.

    – Я читать сегодня не буду. Посидим, пообщаемся – и все. Читать не буду.

    – Михал Михалыч… Ну пожалуйста…

    – Ладно, подумаю. А пока – давайте выпьем.

    Конечно, он хочет читать. Конечно, он приготовил много нового.

    Через две минуты:

    – Ну что, вы готовы послушать?

    Мы всегда готовы.

    Он читает великолепные миниатюры об отце. Полные мудрости, грусти и нежности.

    Мы зачарованно слушаем.

    – Почему вы не смеетесь? Вам что, не смешно?

    – Очень смешно, Михал Михалыч!

    – Ну так смейтесь! Хлопайте!

    Ему каждый раз важна реакция аудитории. Он каждый раз проверяет себя и сомневается. Читать дальше 'ЕВГЕНИЙ ДЕМЕНОК ● ЖВАНЕЦКИЙ'»

    ЕВГЕНИЙ ДЕМЕНОК ● ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО ОЛЕГА СОКОЛОВА

    Олег Соколов    «Удовлетворение, как от редкой и полной рифмы»

                                                                                       Олег Соколов

    Литературное творчество Олега Аркадьевича Соколова – это целый пласт, исследование которого только начинается. Я не знаю в Одессе другого такого художника, чьё литературное творчество было бы так тесно связано и сопоставимо по масштабу с собственно художественным творчеством. Виктор Сергеевич Никифоров в своих воспоминаниях об Олеге Соколове писал: «Олег Соколов кроме того ещё и поэт. Некоторые, кто его знает, считают, что он даже более велик как поэт, чем как художник».

    Это вполне объяснимо – писать стихи Олег Соколов начал в юности, в середине тридцатых, и поэзия всю жизнь была его спутником. В моём архиве есть совсем раннее стихотворение Олега Аркадьевича «Флорида», написанное чёрной ручкой на пожелтевшем уже небольшом листочке бумаги и посвящённое девушке Клаве, с такими строками:

    Читать дальше 'ЕВГЕНИЙ ДЕМЕНОК ● ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО ОЛЕГА СОКОЛОВА'»

    ЕВГЕНИЙ ДЕМЕНОК ● ЛЕТОПИСЕЦ РУССКОГО ПАРИЖА ● ИНТЕРВЬЮ

    Николай Егорович ДронниковНиколай Егорович Дронников. По словам известного французского поэта и переводчика Леона Робеля – «самый русский из французских и самый французский из русских художников».

    Вот уже сорок лет Николай Дронников живёт в Париже. Он уехал в 1972 году, прервав успешно начавшуюся в СССР карьеру, уничтожив перед этим значительную часть сделанных на родине работ. «Приехал закончить образование – по совету Шагала», – говорит сам художник.

    На новом месте всегда трудно начинать – а ещё труднее состояться. Николай Дронников состоялся – не только как художник, создавший прекрасные циклы парижских пейзажей и уже вошедший в историю как автор уникальной серии портретов знаменитых россиян, но и как писатель, издатель, просветитель…

    Читать дальше 'ЕВГЕНИЙ ДЕМЕНОК ● ЛЕТОПИСЕЦ РУССКОГО ПАРИЖА ● ИНТЕРВЬЮ'»

    ЕВГЕНИЙ ДЕМЕНОК ● МАМА И БИ ДЖИЗ ● ЭССЕ

    ЕВГЕНИЙ ДЕМЕНОКИнтерклуб на улице Розы Люксембург, нынешней Бунина, был в советские времена единственным в Одессе местом, где студентки факультета романо-германской филологии Одесского университета могли пообщаться с живыми иностранцами. Нет, студенты, конечно же, тоже могли попрактиковаться в английском, немецком и французском, но сами знаете – студентов на РГФ днём с огнём не сыщешь.

    Иностранцы разных калибров и мастей, а точнее – разных национальностей и профессий, – придя в Интерклуб, могли почувствовать себя почти как дома. Вокруг звучала родная речь, а в баре на доллары, фунты и марки можно было купить всё то, что для советских граждан было недоступной роскошью. Гостями Интерклуба были в основном моряки. «Водоплавающие» – так называли их в Одессе.

    Читать дальше 'ЕВГЕНИЙ ДЕМЕНОК ● МАМА И БИ ДЖИЗ ● ЭССЕ'»

    ЕВГЕНИЙ ДЕМЕНОК ● ПО ПРАЖСКИМ СЛЕДАМ БУРЛЮКОВ ● ЭССЕ

    ЕВГЕНИЙ ДЕМЕНОК Верите ли вы в «теорию шести рукопожатий»? Я, например, верю. И совсем недавно в очередной раз убедился в её действии, разыскав в Праге родственников Марианны Бурлюк, младшей сестры отца русского футуризма Давида Бурлюка. Несколько лет назад я начал цикл статей о художниках, имеющих то или иное отношение к Одессе – кто-то в Одессе родился, кто-то учился, кто-то работал. Получился внушительный список: Леонид Пастернак, Франц Рубо, Репин, Серов, Врубель, Кандинский, Ларионов, Гончарова, Альтман, Бродский и, конечно же, Давид Бурлюк. Даже не Бурлюк, а Бурлюки – Владимир Бурлюк учился в Одесском художественном училище вместе со старшим братом, сёстры Людмила и Надежда выставляли свои работы на выставках, проходивших в Одессе.

    Читать дальше 'ЕВГЕНИЙ ДЕМЕНОК ● ПО ПРАЖСКИМ СЛЕДАМ БУРЛЮКОВ ● ЭССЕ'»

    ЕВГЕНИЙ ДЕМЕНОК ● ПЕТЯ И ГАВРИК ● ЭССЕ

    ЕВГЕНИЙ ДЕМЕНОКНаши детские воспоминания не только самые радостные, но и самые прочные. Незначительная деталь, обрывок фразы, знакомый запах – и вдруг вспоминается: мне шесть лет, солнечный день на даче у друзей родителей, мне разрешили рвать малину прямо с куста и тут же, не моя, есть; или прохладный августовский вечер у Оперного и липкие после конфеты руки, которые очень хочется вымыть – но негде, кроме лужи; стеклянные, покрытые тонкой коркой льда деревья после ноябрьского шторма и внезапных заморозков; пирожки с повидлом по пять копеек на лотке на Карла Маркса – там потом была бубличная; ночное землетрясение 1976 года, когда вся парадная стояла у дома в пижамах и никто не решался возвратиться домой и ещё много, много чего… Наверное, для того, чтобы из глубин подсознания вспыли такие далёкие воспоминания, нужно быть в спокойном, ровном, созерцательном настроении. Но важно и другое – некий катализатор, который станет толчком, запустившим сложные механизмы нашей памяти. Таким катализатором может быть что угодно – услышанная песня, знакомый запах или место, где произошло какое-то событие. Недавно так произошло и у меня.

    Читать дальше 'ЕВГЕНИЙ ДЕМЕНОК ● ПЕТЯ И ГАВРИК ● ЭССЕ'»

    ЕВГЕНИЙ ДЕМЕНОК ● КАТЮША И КОТЫ ● ПРОЗА

    ЕВГЕНИЙ ДЕМЕНОК В антракте мы вышли в магазин. Конечно, купить воду можно было и самом «Бейт Гранде», но Катюша сказала, что там дорого, а в магазине напротив – как раз дёшево. Катюша – это моя дочка, и главной чертой её характера в неполные двенадцать я бы назвал доброту. Помимо лени, конечно.

    Магазин скрывался под невзрачной вывеской «Продукты». Чтобы попасть в него, нужно было спуститься в полуподвал. Замечательное место в самом начале Нежинской (или Неженской, как у нас иногда пишут в рекламе), около Тираспольской площади. Место, где дешёвые наливайки соседствуют с недорогими кафе «для всех» и где всегда к вашим услугам подозрительные личности и бомжи. Летом у нас всегда много подозрительных парней: коротко стриженых, почти лысых, в блеклых майках и шлёпанцах на босу ногу. Взгляд их ничего не содержит и ничего хорошего не предвещает.

    Читать дальше 'ЕВГЕНИЙ ДЕМЕНОК ● КАТЮША И КОТЫ ● ПРОЗА'»