Эта моя весьма короткая речь была произнесена 23 мая 2015 года со сцены Калужского драматического театра во время церемонии награждения лауреатов премии “Белла” за 2014 год. Представляла лауреата в номинации “Литературно-критическое или биографическое эссе о современной поэзии” – председатель русского жюри премии, литературный критик Наталья Борисовна Иванова.
Критиков редко награждают премиями. И я хочу в первых словах выразить свою глубокую благодарность прекрасным людям, придумавшим премию “Белла” и включившим в нее номинацию “Литературно-критическое эссе о современной поэзии”. Я благодарен журналу “Новый мир”, опубликовавшему мою статью “Конец эстетической нейтральности”. Я благодарю уважаемое жюри, которое из большого списка достойных претендентов выбрала мою статью.
Я попробую сказать несколько слов о специфике работы критика, пишущего о поэзии.
Цветаева писала в статье “Поэт о критике”: “Народ, в сказке, истолковал сон стихии, поэт, в поэме, истолковал сон народа, критик (в новой поэме!) истолковал сон поэта. Критик: последняя инстанция в толковании снов. Предпоследняя”.
Читать дальше 'Владимир ГУБАЙЛОВСКИЙ ● Речь на вручении премии «Белла»'»
Это главка из романа «Учитель цинизма», не вошедшая в окончательный текст. В ней упоминаются персонажи романа – повествователь, братья Просидинги, Ильич и Аркадий: все они студенты мехмата конца 1970-х годов. Сербор – профессор этого факультета. Если нужны дополнительные разъяснения – обращайтесь к тексту романа. Поэма «Евгений Неглинкин» – не вымысел автора, она реально существует («Тетрадь! Полцарства за тетрадь!» ‒ цитата из «Евгения Неглинкина»). В тексте поэмы «Аркадиада» имеется некоторое количество математических терминов. Они действительно используются в этой науке, но разъяснять подробно, что они значат, я не буду: пусть они останутся словами неизвестного наречия. В.Г.
Братья Просидинги взяли псевдоним не просто так. Кроме прочих неотложных дел они занимались сочинительством и делали это в отличие от меня абсолютно блестяще и совершенно несерьезно.
Наша факультетская стенгазета назвалась «Заперфак» — что-то весьма непарламентское с английским акцентом. (Мне говорили, что это сокращение от полного названия — «За передовой факультет», но я с гневом отметаю эти безосновательные измышления).
Кто-то неленивый и любопытный раскопал и опубликовал в «Заперфаке» знаменитую поэму «Евгений Неглинкин». Она написана перед войной в 1940 году как раз на мехмате. И написана не абы как, а онегинской строфой.
Читать дальше 'ВЛАДИМИР ГУБАЙЛОВСКИЙ ● АРКАДИАДА'»
Белла Ахмадулина — поэт когда-то любимый, но, казалось бы, давно убранный на дальнюю полку — туда, к увлеченьям юности, в которых сегодня немного неловко и совсем не модно признаваться, поэт зачитанный и прочитанный, место которого прочно определено и навсегда неизменно. Но так ли это? Читая ее новые стихи, сначала недоверчиво и растерянно, потом с радостным удивлением, я понял, что нет, не так. Кажется, ничего еще не определено, кажется, сегодня Ахмадулина не такая, какой она памятна по “Дачному роману” или “Сказке о дожде”. Ахмадулина вышла к читателю с новой вестью, которая требует осмысления и прочтения.
Читать дальше 'ВЛАДИМИР ГУБАЙЛОВСКИЙ ● НЕЖНОСТЬ К БЫТИЮ'»