Наталья ГРАНЦЕВА ● 60-летие журнала «Нева» ● Интервью ведёт Вера Зубарева

Русское Безрубежье в этом году опубликовало в Гостиной список поэтов, стоящих у руля литературного процесса, отметив их как поэтов-подвижников.

Творчество само по себе отнимает много времени и сил у пишущего.

У многих просто не хватает времени взглянуть на то, что делают коллеги по перу. Тут бы со своими рукописями разобраться! Поэтому особого внимания заслуживают те, кто не только читают произведения других авторов, но и способствуют их дальнейшей жизни, движению навстречу к читателю. Мы хотели бы, чтобы не только имена этих поэтов-подвижников, но и их деятельность была неформально представлена читателю на страницах «Гостиной».

Дорогая Наталья, читатели Гостиной хорошо помнят интервью с Вами «Прирастать Сибирью», в котором Вы делитесь тем, что делаете для литературного процесса не только своего края, но и русского безрубежья в целом. У Вас публикуются авторы с разных континентов и читают «Неву» в разных уголках русскоязычного мира. Расскажите нам о том, что происходит сегодня в плане Вашей литературной деятельности. Вы по-прежнему часто разъезжаете? Где были за последнее время и что впечатлило?

– Мы публикуем авторов независимо от их фактической прописки и места проживания, благодаря всемирной паутине теперь стерлось различие между литературой, созданной в метрополии и вне ее. Иной раз более быструю и более острую художественную реакцию на события современности читатель получает от поэта или писателя, живущего за тысячи километров от места события. Дело не в физическом присутствии автора, хотя роль самоочевидца, как утверждал Петр Великий, является основополагающей для истории. А вот для литературы важно другое — интуиция, способность к сопереживанию, мастерство. Гомер не был участником и свидетелем Троянской войны, Пушкин не участвовал в Полтавской битве. Современные авторы тоже умеют это делать — с помощью мастерства и воображения воссоздавать реальность в убедительных образах, маркирующих современность. Я ценю и достоверный художественный репортаж с места события — теперь это можно назвать и планшетной прозой быстрого реагирования, и документальным травелогом, – и собственно художественный текст в чистом виде, что встречается ныне реже, чем прежде: слишком много событий, слишком велика скорость впечатлений, времени для масштабного размышления физически не хватает… Дай Бог успеть объять необъятное, зафиксировать, складировать, отсортировать зерна от плевел, факты от фейков…Ныне писателю невозможно быть одновременно во всех географических точках, где происходят интересные события, хотя, думаю, современному автору прямо показано как можно чаще погружаться в жизнь, находящуюся вдали от Садового кольца или Невского проспекта, дышать подлинной атмосферой жизни, не чураться живого общения с разными людьми — чтобы скорректировать искривленную оптику, неустанно и навязчиво формируемую ТВ и Интернетом. Подобная модель поведения, разумеется, требует от писателя дополнительных усилий, зато способна избавить от ложных представлений и приблизиться к правде исторического момента. Думаю, и в этом кроется залог успеха пишущего. Тем более это касается поэтов, которые воспринимают окружающее скорее чувственно, эмоционально, а общую картину способны воссоздавать из совокупности нескольких выразительных деталей, увиденных собственными глазами. И особенно в тех случаях, когда актуальное событие внезапно обретает большую историческую глубину…Я пользуюсь любой возможностью, чтобы передвигаться по просторам нашей необъятной страны. Из самых ярких впечатлений последних месяцев — поездка в Крым. Участвуя в работе литературного фестиваля «Славянские традиции», я не только познакомилась с интересными авторами, но и обменялась живыми впечатлениями с теми, кто приехал из Сибири, с Урала, из Белоруссии, Украины, Калининграда, Лондона…Удалось побывать в нескольких городах Крымского полуострова, встретиться с руководителями местных писательских организаций, выступить перед читателями библиотек и музеев, поговорить с самими крымчанами, услышать впечатления и размышления самых разных людей, прочувствовать атмосферу и настроение жителей… Крым — значительная часть русской культуры, связанная с именами Пушкина, Толстого, Цветаевой, Ахматовой, Волошина, Куприна, Грина, Паустовского — всех не перечислить. Отрадно, что память об этих авторах бережно хранится и сейчас. На протяжении всей истории России властные элиты Тавриды были добрыми союзниками Москвы: и на Куликовом поле — о чем так выразительно написал отец русской поэзии Михаил Ломоносов, и в эпоху Ивана Грозного — что засвидетельствовал наш Российский Гомер Михаил Херасков… И именно Россия в конце XVIII века вернула крымским чингизидам законные права на власть… И вот — новая драматическая коллизия истории…

 

 

-Помимо поездок и встреч с писателями Вы ещё ведёте прекрасный альманах «День поэзии». Расскажите немного об этом.

-В нынешнем году выйдет десятый по счету выпуск возрожденного альманаха «День поэзии. XXI век». Этот просветительский проект был запущен усилиями группы энтузиастов и благодаря организационной и финансовой поддержке Ассоциации «Лермонтовское наследие» и Литературного фонда «Дорога жизни». Безусловно, альманах не в состоянии объять всех талантливых авторов, но и те 100-200 имен поэтов, которые ежегодно попадают на страницы издания, способны показать творческое многообразие российской поэзии и утолить жажду читателя по прекрасному. Альманах — издание не коммерческое, оно распространяется через библиотеки. Я рада, что мне выпала честь работать в составе редактората и представлять на страницах альманаха авторов «Невы». Нужность и ценность этого проекта отметило и государство: инициаторы и бессменные руководители в 2013 году были отмечены премиями Правительства Российской Федерации.

 

-В каких ещё проектах Вы участвуете и что запомнилось больше всего?

-Литературная жизнь многообразна, приходится себя ограничивать. На протяжении нескольких лет я с удовольствием участвую в работе Форума молодых писателей, который собирает в подмосковных Липках Фонд Сергея Филатова. Это площадка консолидации творческих сил нового литературного поколения, интенсивная школа мастерства, питомник новых сил. Эта системная работа дает возможность отслеживать профессиональный рост молодых авторов, работать с ними индивидуально — лично и дистанционно. Сейчас уже стартовал 15-й сезон, и на очереди — рецензирование конкурсных работ в течение всего лета. Хочу отметить и еще один новорожденный проект: недавно завершился первый сезон Международной литературной премии «Писатель XXI века», коллективным учредителем которой стали несколько писательских организаций и литературных изданий, а вдохновителями, организаторами и координаторами — Евгений Степанов и Игорь Харичев. Мне же выпала честь возглавить жюри премии и вручить медали и дипломы первых лауреатов замечательным авторам книг, изданных в 2014 году и признанных лучшими.

 

-Когда же Вы находите время на стихи?

-Вы ведь знаете, что «стихи растут, как звезды и как розы», то есть сами по себе, по своей программе, заложенной в генах. Наша задача — заботиться о плодородии почвы и вовремя оберегать растущее в душе. А вообще я заметила для себя такую закономерность: чем больше загруженность и насыщенность жизни, тем больше идей и вдохновения… Вот такой удивительный «закон звезды».

 

И наконец, этот год объявлен Годом Литературы. Есть ли у Вас какие-то специальные планы в связи с этим?

-Само по себе объявление 2015 года Годом литературы ничего существенным образом не меняет в реальности. Скопившиеся за последние десятилетия проблемы, связанные с организацией журнального дела, остаются неразрешенными, а далее ситуация будет только усугубляться, несмотря на наши планы, пожелания и мечты. Думается, не за горами то время, когда всем станет очевидна необходимость системного решения. Что ж, подождем… Единственный специальный план, связанный для меня с Годом литературы, – это план отметить 60-летие журнала «Нева». Да, в апреле 1955 года вышел первый номер, поэтому нынешний год для нас юбилейный — и возвестить об этом мы намерены полуденным выстрелом из пушки Петропавловской крепости. В связи с юбилеем журнала мы запланировали и уже осуществляем ряд встреч с читателями петербургских библиотек, готовимся к мероприятиям Книжного салона и выездным встречам, работаем над изданием своеобразного коллективного портрета молодого писателя: несколько крупных прозаических произведений, впервые опубликованных на страницах «Невы», войдут в антологию «Молодая ”Нева”». Добавлю к сказанному еще один специальный план — личный. Хотелось бы издать две книги историко-литературных эссе, работу над которыми завершаю… Если удастся осуществить эти планы, можно будет сказать: Год литературы удался!-летием

Благодарю за содержательное интервью и поздравляю от себя и редакции Гостиной журнал “Нева” с 60-летием! Творческих удач и сил Вам и Вашему славному коллетиву!Русское Безрубежье в этом году опубликовало в Гостиной список поэтов, стоящих у руля литературного процесса, отметив их как поэтов-подвижников.

Творчество само по себе отнимает много времени и сил у пишущего.

У многих просто не хватает времени взглянуть на то, что делают коллеги по перу. Тут бы со своими рукописями разобраться! Поэтому особого внимания заслуживают те, кто не только читают произведения других авторов, но и способствуют их дальнейшей жизни, движению навстречу к читателю. Мы хотели бы, чтобы не только имена этих поэтов-подвижников, но и их деятельность была неформально представлена читателю на страницах «Гостиной».

Дорогая Наталья, читатели Гостиной хорошо помнят интервью с Вами «Прирастать Сибирью», в котором Вы делитесь тем, что делаете для литературного процесса не только своего края, но и русского безрубежья в целом. У Вас публикуются авторы с разных континентов и читают «Неву» в разных уголках русскоязычного мира. Расскажите нам о том, что происходит сегодня в плане Вашей литературной деятельности. Вы по-прежнему часто разъезжаете? Где были за последнее время и что впечатлило?

– Мы публикуем авторов независимо от их фактической прописки и места проживания, благодаря всемирной паутине теперь стерлось различие между литературой, созданной в метрополии и вне ее. Иной раз более быструю и более острую художественную реакцию на события современности читатель получает от поэта или писателя, живущего за тысячи километров от места события. Дело не в физическом присутствии автора, хотя роль самоочевидца, как утверждал Петр Великий, является основополагающей для истории. А вот для литературы важно другое — интуиция, способность к сопереживанию, мастерство. Гомер не был участником и свидетелем Троянской войны, Пушкин не участвовал в Полтавской битве. Современные авторы тоже умеют это делать — с помощью мастерства и воображения воссоздавать реальность в убедительных образах, маркирующих современность. Я ценю и достоверный художественный репортаж с места события — теперь это можно назвать и планшетной прозой быстрого реагирования, и документальным травелогом, – и собственно художественный текст в чистом виде, что встречается ныне реже, чем прежде: слишком много событий, слишком велика скорость впечатлений, времени для масштабного размышления физически не хватает… Дай Бог успеть объять необъятное, зафиксировать, складировать, отсортировать зерна от плевел, факты от фейков…Ныне писателю невозможно быть одновременно во всех географических точках, где происходят интересные события, хотя, думаю, современному автору прямо показано как можно чаще погружаться в жизнь, находящуюся вдали от Садового кольца или Невского проспекта, дышать подлинной атмосферой жизни, не чураться живого общения с разными людьми — чтобы скорректировать искривленную оптику, неустанно и навязчиво формируемую ТВ и Интернетом. Подобная модель поведения, разумеется, требует от писателя дополнительных усилий, зато способна избавить от ложных представлений и приблизиться к правде исторического момента. Думаю, и в этом кроется залог успеха пишущего. Тем более это касается поэтов, которые воспринимают окружающее скорее чувственно, эмоционально, а общую картину способны воссоздавать из совокупности нескольких выразительных деталей, увиденных собственными глазами. И особенно в тех случаях, когда актуальное событие внезапно обретает большую историческую глубину…Я пользуюсь любой возможностью, чтобы передвигаться по просторам нашей необъятной страны. Из самых ярких впечатлений последних месяцев — поездка в Крым. Участвуя в работе литературного фестиваля «Славянские традиции», я не только познакомилась с интересными авторами, но и обменялась живыми впечатлениями с теми, кто приехал из Сибири, с Урала, из Белоруссии, Украины, Калининграда, Лондона…Удалось побывать в нескольких городах Крымского полуострова, встретиться с руководителями местных писательских организаций, выступить перед читателями библиотек и музеев, поговорить с самими крымчанами, услышать впечатления и размышления самых разных людей, прочувствовать атмосферу и настроение жителей… Крым — значительная часть русской культуры, связанная с именами Пушкина, Толстого, Цветаевой, Ахматовой, Волошина, Куприна, Грина, Паустовского — всех не перечислить. Отрадно, что память об этих авторах бережно хранится и сейчас. На протяжении всей истории России властные элиты Тавриды были добрыми союзниками Москвы: и на Куликовом поле — о чем так выразительно написал отец русской поэзии Михаил Ломоносов, и в эпоху Ивана Грозного — что засвидетельствовал наш Российский Гомер Михаил Херасков… И именно Россия в конце XVIII века вернула крымским чингизидам законные права на власть… И вот — новая драматическая коллизия истории…

 

 

-Помимо поездок и встреч с писателями Вы ещё ведёте прекрасный альманах «День поэзии». Расскажите немного об этом.

-В нынешнем году выйдет десятый по счету выпуск возрожденного альманаха «День поэзии. XXI век». Этот просветительский проект был запущен усилиями группы энтузиастов и благодаря организационной и финансовой поддержке Ассоциации «Лермонтовское наследие» и Литературного фонда «Дорога жизни». Безусловно, альманах не в состоянии объять всех талантливых авторов, но и те 100-200 имен поэтов, которые ежегодно попадают на страницы издания, способны показать творческое многообразие российской поэзии и утолить жажду читателя по прекрасному. Альманах — издание не коммерческое, оно распространяется через библиотеки. Я рада, что мне выпала честь работать в составе редактората и представлять на страницах альманаха авторов «Невы». Нужность и ценность этого проекта отметило и государство: инициаторы и бессменные руководители в 2013 году были отмечены премиями Правительства Российской Федерации.

 

-В каких ещё проектах Вы участвуете и что запомнилось больше всего?

-Литературная жизнь многообразна, приходится себя ограничивать. На протяжении нескольких лет я с удовольствием участвую в работе Форума молодых писателей, который собирает в подмосковных Липках Фонд Сергея Филатова. Это площадка консолидации творческих сил нового литературного поколения, интенсивная школа мастерства, питомник новых сил. Эта системная работа дает возможность отслеживать профессиональный рост молодых авторов, работать с ними индивидуально — лично и дистанционно. Сейчас уже стартовал 15-й сезон, и на очереди — рецензирование конкурсных работ в течение всего лета. Хочу отметить и еще один новорожденный проект: недавно завершился первый сезон Международной литературной премии «Писатель XXI века», коллективным учредителем которой стали несколько писательских организаций и литературных изданий, а вдохновителями, организаторами и координаторами — Евгений Степанов и Игорь Харичев. Мне же выпала честь возглавить жюри премии и вручить медали и дипломы первых лауреатов замечательным авторам книг, изданных в 2014 году и признанных лучшими.

 

-Когда же Вы находите время на стихи?

-Вы ведь знаете, что «стихи растут, как звезды и как розы», то есть сами по себе, по своей программе, заложенной в генах. Наша задача — заботиться о плодородии почвы и вовремя оберегать растущее в душе. А вообще я заметила для себя такую закономерность: чем больше загруженность и насыщенность жизни, тем больше идей и вдохновения… Вот такой удивительный «закон звезды».

 

И наконец, этот год объявлен Годом Литературы. Есть ли у Вас какие-то специальные планы в связи с этим?

-Само по себе объявление 2015 года Годом литературы ничего существенным образом не меняет в реальности. Скопившиеся за последние десятилетия проблемы, связанные с организацией журнального дела, остаются неразрешенными, а далее ситуация будет только усугубляться, несмотря на наши планы, пожелания и мечты. Думается, не за горами то время, когда всем станет очевидна необходимость системного решения. Что ж, подождем… Единственный специальный план, связанный для меня с Годом литературы, – это план отметить 60-летие журнала «Нева». Да, в апреле 1955 года вышел первый номер, поэтому нынешний год для нас юбилейный — и возвестить об этом мы намерены полуденным выстрелом из пушки Петропавловской крепости. В связи с юбилеем журнала мы запланировали и уже осуществляем ряд встреч с читателями петербургских библиотек, готовимся к мероприятиям Книжного салона и выездным встречам, работаем над изданием своеобразного коллективного портрета молодого писателя: несколько крупных прозаических произведений, впервые опубликованных на страницах «Невы», войдут в антологию «Молодая ”Нева”». Добавлю к сказанному еще один специальный план — личный. Хотелось бы издать две книги историко-литературных эссе, работу над которыми завершаю… Если удастся осуществить эти планы, можно будет сказать: Год литературы удался!-летием

Благодарю за содержательное интервью и поздравляю от себя и редакции Гостиной журнал “Нева” с 60-летием! Творческих удач и сил Вам и Вашему славному коллетиву!