RSS RSS

Игорь ПОТОЦКИЙ ● «Всё у нас ещё впереди…»

Николай ПрокопенкоЮбилей Народного художника Украины Николая Прокопенко.

17 августа Народному художнику Украины, одному из лучших одесских живописцев и графиков Николаю Прокопенко исполнилось 70 лет. Он окончил в 1971 году Одесское художественное училище, а затем Киевскую академию художеств. У него 123 персональные выставки, и его произведения хранятся в собраниях 80 музеев, галерей Украины, США, Англии, России, Австралии, Мексики, Норвегии, Италии, Германии, Швейцарии. Он – почетный гражданин города Ильичевска. 23 сентября откроется его персональная выставка в Одесском литературном музее.

Его картины давно уже обладают магией. Он переносит на полотна свой Город (разумеется, Одессу) своих Пленительных Незнакомок, создает свои Восхитительные Пейзажи. Ежедневно он ранним утром приходит в свою мастерскую и покидает ее поздним вечером. Он много работает, потому что картины и рисунки – его жизнь, без них он не может. Подлинный художник не может без творчества, ибо без него наступает отчаянье. Нет для него ничего важнее холстов, кистей, красок, бумаги для эскизов. На холсты и бумагу он переносит свои фантазии, ибо без них творчество невозможно.

– Понимаешь, – говорит он мне, – для меня рождение каждой новой картины – чудо. Хорошо, что я рано обрел свое призвание. И что никогда ему не изменял. И мне хочется успеть сделать как можно больше. Меня постоянно тянет писать, передавать Время, в котором мы с тобой живем. Пытаться сделать его чуточку лучше.

Его картины созданы воображением, в них нет ни капли рассудочности. Меня всегда привлекали женщины, созданные художником. Они умны, очаровательны, в меру капризны и вообще у них масса достоинств.

– Они помогают, – шутит Николай, – пережить мне минуты отчаянья. И вообще они вместе с музыкой заполняют мою мастерскую и я, понятное дело, слышу их голоса.

И еще он, Николай, говорит, что настоящие художники заполняют холсты красками для себя и для вечности. В картине должно быть нечто прекрасное и таинственное.

Рисунок Николая ПрокопенкоОн делает сотни набросков. Гусиное перо скользит по бумаге. Несколько минут и набросок готов. Николай переходит к следующему. К третьему, четвертому, пятому. Далеко не все эти наброски сразу же становятся картинами, но они остаются в папках – ждать своего часа.Николай Прокопенко

Мазки похожи на ноты, они также звучат. Квадрат или прямоугольник бумаги заполняется дворами, домами, рощами, цветущими яблонями, букетами самых разных цветов, бабочками, похожими на порхающие четверостишия. Сам художник называет все это – фейерверком, ибо для него каждый день и каждый лист радостны. Он пишет и рисует свой Театр Жизни – от легендарного Гомера до наших дней. И говорит: у художников свой КАРТИНОСЧЕТ.

Я люблю картины и рисунки Николая Прокопенко с арлекинами, пронизанные внутренним светом. Поэты читают свои стихи, сроднясь с ними, художники оставляют себя картинами и графикой. Порой мне кажется, что арлекины Николая Прокопенко – бывшие ангелы, сошедшие на землю. У них прекрасные мудрые лица и грустные глаза. Они готовы молниеносно принимать самые сложные решения. Они постигают мир, а мир любуется ими. Художник-поэт ведет своих арлекинов через сумерки жизни к свету.

Он сотворил тысячи лиц, деревьев, рек, озер, полустанков, пятен, колоколов… От его работ исходит сияние, ибо в них есть озарение таланта. И неожиданно бабочка напоминает буквицу.

У меня в коллекции есть один такой арлекин. На раскрытых ладонях он держит красное яблоко. Такое же точно, скорее всего, держал Парис. Арлекин Николая Прокопенко творит свой собственный миф.

В картинах художника совершенно отсутствует холод. Они радостны, в них переплетение ярких красок и много театральности.

– Женщины, – размышляет Николай, – порой похожи на кошек. Они грациозны и непредсказуемы, в их душах бушуют страсти. В Испании мне каждая женщина казалась Кармен. Потом я на полотнах пытался изобразить именно ее – свободную, раскованную, страстную. Будто она выпила огненного пунша, но захмелела не от него, а от любви.

Я приводил в мастерскую Николая киевских, московских и питерских поэтов. Все они единодушно восторгались его работами. А потом мастерская заполнялась стихами. И казалось, что арлекины и Прекрасные Дамы довольны, что они стали свидетелями поэтического буйства. Далеко не все мастерские художников приспособлены для стихов…

Николай ПрокопенкоУ Прокопенко свой собственный стиль. Его арлекинов и женщин не спутаешь ни с какими другими. Он быстро нащупывает тему, но не сразу ее переносит на холст. Она должна в нем отстояться, захватить его полностью. Он часто цитирует Матисса: «Хорошая живопись всегда благородна».

Мне нравятся его натюрморты. В них есть музыка. Я люблю его море. Оно колеблется, вздыхает, волны в нем о чем-то шепчут друг другу. Он его переделывает много раз. Впрочем, и фигуры женщин – такими, какими он хочет их изобразить – получаются не сразу. Главное – вовремя остановиться.

Каждый художник ищет свою точку опоры и в очередной раз пытается перевернуть мир. Сделать его чуточку добрее. Дать ему свой разум. И тогда у художника возникает Свой Собственный Мир. Такой мир – его личный – есть и у Николая Прокопенко.

– В нем, в сущности, – говорит он мне, два мира: внешний и внутренний. Внутренний мир постоянно усложняется. И сложность эта переходит на внешний мир.

Я благодарен Николаю, что он проиллюстрировал тридцать моих книг. И еще мы с ним делали книги в ЕДИНСТВЕННОМ экземпляре. Эти книги есть в Национальной библиотеке Франции, в Варшавской городской публичной библиотеке, в библиотеках университетов США, в Одесском художественном музее. Его рисунки в этих книгах напоминают верлибры. Они рождены интуицией, а без нее настоящее творчество невозможно.

Сейчас уже можно сделать вывод, что Николай Прокопенко – бунтарь. В его творчестве свои горизонтали и вертикали. Наверное, часто его картины вызывают в других художниках чувство зависти, но они, понятное, дело в этом не признаются.

Николай Прокопенко бескорыстно дарит свои картины и рисунки музеям, галереям, библиотекам. Нашим детям и внукам.

… Даже в кафе он рисует. На рисунке появляется женщина, а за ней парусник. А потом огромный шар и город, помещенный в этом шаре.

– Все у нас еще впереди, – говорит он мне. И как-то по-детски улыбается. И я ему верю.

 

Николай Прокопенко

image_printПросмотр для печати
avatar

Об Авторе: Игорь Потоцкий

Игорь Потоцкий родился в Одессе в 1950 году в семье военного врача. 17 лет с родителями прожил на Дальнем Востоке. В 1970 году вернулся в Одессу. Окончил филологический факультет Одесского государственного факультета. Автор более 30 книг стихов и прозы. Среди них книги стихов "Лицо на небесах" (2000), "Крупицы нежности" (2001), избранные произведения в 2 томах (стихи и проза, 2006), "Мой кот" (стихи для детей, 2006), "Просто стихи" (2009), "Стихи Тебе" (2010), "Имровизации" (2010, Париж). Рецензии и отклики на книги И. Потоцкого опубликованы в Москве, Киеве, Нью-Йорке, Торонто, Иерусалиме. Стихи передавались по радиостанции "Юность" (Москва), Международному радио Франции (Париж). Стихи и проза печатались в журналах "Аврора", "Смена", "Сельская молодежь", "Советиш Геймланд", "Радуга" (Киев), "Мурзилка", "Кукумбер", "Солнечный заяц", альманахе "Поэзия. Графика" (Киев), "Дерибасовская-Ришельевская" (Одесса) и др. Член редколлегии альманахов "ОМК" и "Мория" (Одесса). Редактор альманаха "Звукоряд" . Лауреат муниципальной премии "Твои имена, Одесса" за книгу прозы "Три улицы" (2004). Руководитель литературной молодежной студии "Поток" при Одесском объединении молодежных студий. Стихи переводились на французский, финский, испанский языки.

Оставьте комментарий