RSS RSS

Владимир ХАНЕЛИС. Вера Холодная – Внучка Веры Холодной

Вера Холодная – Внучка Веры ХолоднойЭта женщина с глазами библейской мученицы и капризным ртом – королева русского кинематографа начала ХХ века прожила на свете всего 26 лет. Из них она снималась только пять. Она – единственная русская актриса немого кино, чье имя знают во всем мире. Она – единственная и неповторимая – Вера Холодная (5/08-1893 Полтава – 16/02-1919 Одесса).

Вера Холодная-внучка родилась и живет в Стамбуле. Недавно она впервые посетила Москву.

– Вера Владимировна, кто пригласил вас в Москву, с кем вы там встречались, где побывали?

– Я ездила на конференцию по приглашению организации “Русский мир” с представителями Русского культурного общества в Стамбуле. В ней участвовали 800 представителей русских общин и организаций со всего света. После конференции я осталась на несколько дней в Москве, жила у подруги. Телеведущий, историк моды Александр Васильев организовал в Доме актера вечер памяти Веры Холодной. На нем присутствовала актриса Вера Васильева и много других людей искусства. Я уже была знакома с Александром Васильевым. Он часто приезжает в Стамбул. В Москве мы посещали соборы, музеи, побывали в Большом теате (слушали “Кармен”), гуляли по Старому Арбату, ездили по Тверской-Ямской – искали дом, в котором жила семья моей бабушки, в котором росли ее дочки Женя и Нонна… Не нашли. Уже вернувшись домой, я получила от сына из Америки старое фото из семейного альбома с видом этого дома. На фото, подписанном рукой Жени или Нонны, виден номер здания – №50. Осталась ли на улице та же нумерация я не знаю, но по этому снимке легче будет отыскать и сам дом.

От Москвы я в восторге. Теперь я знаю, в каком городе хотела бы жить. Меня замечательно принимали. Удивительно, прошло столько времени, а люди, даже молодые, помнят мою бабушку.

 

– Каким образом ваша семья оказалась в Стамбуле?

– Бабушка скороспостижно умерла в Одессе от “испанки” (тяжелый вид гриппа с легочными осложнениями – В.Х.), в феврале 1919-го, а дедушку (Владимира Холодного, юриста, героя Первой мировой войны, награжденного за храбрость золотым оружием – В.Х.) через несколько месяцев после ее смерти расстреляли в Москве большевики. Сестра бабушки, тетя Надя вышла замуж за обрусевшего грека, стала греческой подданой. Она взяла на воспитание и оформила опеку дочерей покойной сестры. В 1920-х годах они все уехали в Стамбул.

– Как сложилась их судьба в эмиграции?

Вскоре после приезда в Турцию тетя Надя отправила мою маму, Нонну, и ее сестру Женю в Болгарию, в русскую гимназию. При ней был интернат. Окончив гимназию, мама осталась в Болгарии, училась на балетных курсах Софийского оперного театра, выступала на его сцене. В 1934 году в Болгарию приехал на гастроли Федор Иванович Шаляпин. Он устроил конкурс для русских балерин. Мама стала одной из победительниц и отправилась для выступлений в Париж, в знаменитый Гранд-Опера. Но вскоре вернулась – жизнь в Париже ей не понравилась.

В 1939 году мама приехала в Турцию. Ей было 26 лет. Строгая тетя Надя решила выдать ее замуж, нашла жениха, Владимира Стрикалкина. Он увлекался фотографией, владел фотоателье. Я была первым ребенком, поэтому меня назвали в честь бабушки – Верой. Потом родились два моих брата. Но родители развелись. Мама сама содержала семью, давала уроки танца, балета, гимнастики. Пела нам русские песни, читала русскую классическую литературу. Мы учили с ней русскую азбуку.

Когда маме было 50 лет, она познакомилась с русским эмигрантом Антоном Антоновичем Горачеком. В молодости он служил тапером, играл во время сеансов с фильмами Веры Холодной. Горачек был старше мамы на двадцать лет, замечательно играл на фортепиано, скрипке, виолончели, владел несколькими языками. Они жили очень счастливо.

Тетя Вера вторым браком была замужем за русским американцем Николаем Лапикеном. Он приехал в Турцию по работе и жил здесь около года. Затем они поженились, уехали в Америку, в Сан-Франциско и стали звать туда маму с Антоном Антоновичем. Мама согласилась. Все вместе они жили в Сан-Франциско, в огромном доме, принадлежавшем Лапикену.

Кроме Нади, у Веры Холодной была еще одна сестра, Софья. Она не эмигрировала, стала балериной, танцевала на сцене Одесского театра оперы и балета, вышла замуж, родила двух детей. После приезда Евгении и Нонны в Калифорнию начала переписываться с племянницами. По ее приглашению Женя ездила в Одессу. Нонна никогда не приезжала в Россию. Наверное не могла забыть, что отца расстреляли большевики.

Когда Евгения Холодная приехала в Одессу, то местные власти забеспокоились. Они понимали, что она захочет посетить кладбище, на котором восьмилетней девочкой похоронила мать, увидеть ее могилу. А что показывать, когда Первое христианское кладбище давно, еще в 1932 году снесли и на его месте разбили парк культуры и отдыха им. Ильича и зоопарк? Бросились за советом к директору киностудии. Тот “нашел выход”. Евгению Холодную отвезли на Второе христианское кладбище, подвели к могиле режиссера Петра Чердынина, снимавшего фильмы с участием Веры Холодной. В ограде этой могилы был установлен кенотаф /надгробный знак в месте, которое не содержит останков покойного/ Веры Холодной. Вот, сказали ей, могила нашей великой актрисы, вашей мамы. Евгения заплакала и взяла горсть земли. Поняла ли она, что ее обманули? Об этом уже никто, никогда не узнает…

– Интересна судьба вашей тети…

– Окончив русскую гимназию в Софии, она вернулась в Стамбул. Тетя Женя обладала прекрасным слухом, хорошо играла на гитаре, фортепиано, замечательно пела. Она стала регентом церкви Андрея Первозванного, а мама пела там на клиросе. Эта церковь – одно из трех русских (афонских) подворий, вокруг которых была сосредоточена жизнь эмигрантов в Стамбуле.

Первый брак тети Жени, как и первый брак мамы, был неудачным. Она развелась с мужем. Детей у них не было. Затем, как я уже говорила, она снова вышла замуж, уехала в Калифорнию. Тетя Женя прожила около 92 лет.

Мама умерла в 2012 году. Она не дожила до 100 лет полгода и завещала похоронить ее в Стамбуле. Я привезла ее прах сюда, похоронила в одной могиле с тетей Надей в русской части греческого кладбища в стамбульском районе Шишли.

– Пожалуйста, расскажите о своей жизни.

– Окончив школу, я училась в австрийской гимназии. Мои младшие братья – в немецкой. Окончив гимназию в 17 лет, вышла замуж за Джона Гилберта. Его мать была гречанкой. Отец – британец. Мы любили друг друга. У нас родились два сына – старший Роланд и Джонни. Они не знали русского, так как моя свекровь очень не любила Россию и запрещала мне разговаривать с детьми на русском языке.

– Вы, наверное, владеете несколькими языками?

– Греческим, английским, французским, немецким, турецким, русским. Я посвятила свою жизнь семье. Роланд двадцать лет прожил в Австрии, потом женился на турчанке, вернулся в Турцию. Джонни в Америке. Вторым браком он женат на русской женщине и выучил русский язык.

– Вернемся чуть назад – вы вышли замуж за Джона Гилберта, но по-прежнему носите фамилию Холодная?

– В моих документах стоит фамилия Гилберт. Но в последнее время я участвую во многих мероприятиях Генерального консульства России в Стамбуле. Там, в русской общине города, да и в Москве меня называют Верой Холодной… Так и вы напишите…

– У вас сохранились вещи, принадлежавшие бабушке?

– Тетя Надя привезла из Одессы много ее вещей. Она перешивала платья, пальто Веры и пересылала девочкам в Болгарию. Со временем разошлись и золотые украшения. Жизнь была тяжелой… Никто тогда не думал, что кто-то, когда-то вспомнит великую актрису. Из бабушкиных вещей у меня остался только черный ажурный шарфик и несколько украшений.

– Вопрос, который вам задают всегда и везде – никогда не мечтали стать актрисой, играть в театре или сниматься в кино?

– Маленькой я внешне была очень похожа на бабушку. Как и все дети, я выступала на рождественских и других детских спектаклях. Но никакой тяги к сцене, к искусству у меня никогда не было.

– Спасибо за интервью. Долгих вам лет жизни и здоровья.

Автор выражает благодарность г-же Марине Сигирджи за помощь в организации интервью

 

НЕСКОЛЬКО ФАКТОВ

  • Точное число фильмов, в которых снялась Вера Холодная за пять лет кинокарьеры неизвестно. По различным сведениям – от 35 до 50. Частично или полностью сохранилось только восемь.
  • Фильмы с участием Холодной – “Позабудь про камин, в нем погасли огни…” и “Молчи, грусть, молчи” – имели рекордный сбор за весь период русского дореволюционного кино.
  • Во время Первой мировой войны военные боготворили Холодную, называли ее “наша Верочка” и скупали билеты на все ее сеансы.
  • Александр Вертинский, друг семьи Веры Холодной, еще при жизни актрисы посвятил ей несколько песен, в числе которых – “Ваши пальцы пахнут ладаном” и “Маленький креольчик”.
  • В 1975 году в СССР вышел фильм Никиты Михалкова “Раба любви”. В основу сюжета легли эпизоды из жизни Веры Холодной. Актрису Ольгу Вознесенскую, прототип Холодной сыграла Елена Соловей.
  • Родной брат Владимира Холодного, Николай, был ученым-ботаником, академиком АН УССР. Впоследствии его имя было присвоено Институту ботаники АН УССР (сегодня – Украины).
  • В 2003 году в Одессе, на Преображенской улице, напротив дома Папудова, в котором умерла Вера Холодная, установлен бронзовый памятник актрисе.
  • В Одессе есть площадь Веры Холодной.
  • В 2013 году Укрпочта выпустила почтовую марку, посвященную 120-летию со дня рождения актрисы.

Из материалов сотового номера Всемирных Одесских Новостей.

image_printПросмотр для печати
avatar

Об Авторе: Владимир Ханелис

Родился в Одессе 17 ноября 1946 года. Окончил там среднюю школу №118 и институт народного хозяйства (вечерний факультет, специальность "Финансы и кредит"). Работал с пятнадцати лет: карбюраторщиком на автобазе, механиком по ремонту пишущих и счетных машин, рабочим сцены в кукольном театре, лаборантом на вычислительном центре. Печатался в областных газетах. В 1969 году переехал в Ригу и с этого времени профессиональный журналист: литсотрудник многотиражной газеты "Вэфовец", служил в Советской армии военным корреспондентом (г.Калининград, Московско-Минская Пролетарская дивизия), литсотрудник, зав. отделом промышленности республиканской газеты "Советская молодежь". В 1977 году репатриировался в Израиль, живет в г.Бат-Ям. Работал в службе безопасности Алмазной биржи (Рамат-Ган), печатался в русскоязычных изданиях. С 1983 года – редактор, а с 1988 по 1991 год – главный редактор международного (Тель-Авив – Нью-Йорк) еврейского журнала "Алеф". Редактор журналов "Сабра" и "Израиль сегодня", владелец и редактор журнала "Круг". Служил в армии обороны Израиля (резервист, водитель патрульного джипа). В 1998-1999 гг. – президент торгово-рекламной компании "Меркури-Глоб Украина". С 1999 по 2002 – корреспондент газеты "Вести" (издательский дом "Едиот ахронот") в странах СНГ, Балтии и Кавказа. В 2002-2006 гг. – собственный корреспондент газеты "Известия" (Москва) в Израиле. С 2006 – частный консультант израильских и европейских фирм по инвестиционным и торгово-экономическим проектам в странах СНГ И Кавказа. Публикуется в СМИ Израиля, США, России. Автор двух книг романтической фантастики: "Космический эксперимент" (Тель-Авив, 1983), "Тот, с кем происходит чудо" (Иерусалим, 2003) и книги "Родились и учились в Одессе. Материалы к энциклопедическому словарю" (2010, Иерусалим).

Оставьте комментарий