RSS RSS

ВЕРА ЗУБАРЕВА ● МЕЧТЫ И ИЛЛЮЗИИ ● ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

ВЕРА ЗУБАРЕВА Я несу в ладонях свет. Он колеблется, переливается, как живая вода.

Мне нужно донести его до самой вершины, а потом выплеснуть, чтобы он распался на множество спектров. И мир тогда заиграет тонами и полутонами, и душа с душой повстречается, и стихотворение напишется, и пространство превратится в волшебный кристалл, чтобы всё в нём засияло и зажурчало жизнью вечной. Это – мечта. Мне нужно донести её до реальности и осуществить. Как именно – пока не знаю. Мечты никогда не осуществляются напрямую. Они требуют обходных дорог, промежуточных остановок, снов и мыслей, разговоров и действий.

Помню, Арон Каценелинбойген часто сетовал на то, что все его мечты в конечном счёте осуществляются.

– Что же здесь плохого? – удивлялась я.

Но потом он объяснил с доброй улыбкой:

– Не хватает фантазии, чтобы придумать что-то, что не может осуществиться. Все мои мечты слишком реалистичны.

Мне стало грустно, и я начала мечтать о неосуществимом. Самая первая неосуществимая мечта – вернуть себе свой двор, в котором прошло детство. Просто переселить какую-то его любимую часть в пространство Филадельфии и так протянуть ниточку из настоящего в прошлое. Сажусь и начинаю писать рассказ «Шелковица» о дереве, которое росло у меня под окнами, доставая до второго этажа, где мы жили. Мне этого дерева не хватало здесь, в чужой, зимней Филадельфии, к которой я никак не могла привыкнуть в те первые годы. И к квартире в дуплексе с маленьким двориком, которую мы снимали, не могла привыкнуть. После моего одесского двора, утопающего в виноградных лозах, этот участок казался мне каким-то прагматическим квадратом, на котором ничего не сажали, чтобы проще было траву косить.

Сижу, пишу рассказ о шелковице, обливаясь слезами, а во дворе начинает расти какой-то прутик. Вадим пытается выдернуть его, но он слишком крепкий, не даётся. Упёрся своими корешками в самую глубь земли – и ни с места.

– Это шелковица растёт, – объясняю. – Не трогай.

Он больше не трогает, хотя никогда с моей шелковицей знаком не был.

Тем временем, рассказ разворачивается всеми ветвями – пишу я медленно, словно выращиваю что-то. И прутик подрастает. К весне, когда рассказ уже готов и прочитан в кругу семьи, прутик разветвляется, и мы уже ждём чуда.

Чудо происходит. Через год шелковица раскидывается во весь рост – пышная, и плоды неимоверно сладкие, сочные, точь-в-точь как те, из детства.

– Ну вот, и у меня мечты реализуются, – жалуюсь я Арону, пока мы вместе созерцаем красавицу, заполонившую своей загадкой квадратик сада. И сад от этого словно увеличился в размерах, воспрял своей садовой душой.

А нам уже пора переезжать в другое место. Нас ждёт свой собственный дом, тоже с маленьким садом.

Уезжать не хочется. Мы бы ни за что не стали покупать дом, так бы и жили под сенью шелковицы, но наш добрейший хозяин, который никогда не повышал квартплату в течение всех пяти лет, был недоволен, что «Верочка и Вадя» засиделись и не собираются искать себе лучшие условия. Мистер Слоун – пожилой польский еврей – был первым нашим лэндлордом. Он говорил по-русски, принял нас сердечно и захаживал к нам частенько, чтобы узнать, как движутся дела вновь прибывших русских.

– Вадя, – обращался он к Вадиму, – ну когда ты уже переедешь в другое место? Смотри, сколько хороших и недорогих домов продаётся!

– А зачем, мистер Слоун? – вклинивалась я в разговор. – Я учусь ещё, Вадиму будет лишняя нагрузка. Дом ведь дело хлопотное.

В общем, милый мистер Слоун понял, что от нас не избавишься, и выжидал, куда жизнь повернёт, так и не повысив нам плату за квартиру. А потом наши соседи сверху съехали, и мы попросили его вселить приличную семью.

– Вы же понимате, – с улыбочкой проблеяла я, когда он зашёл проведать нас.

– Ну конечно! – заверил меня хитрый мистер Слоун. И вселил двух сестёр с тремя детьми, бойфрендом одной из них, собакой и ротой тараканов…

– Прощай! – сказала я шелковице.

Она кивнула и обсыпала меня тёмно-вишнёвыми плодами.

На новом месте я снова загрустила по своему двору. Наш backyard был почти таких же размеров, что и прежний, но в довершении там была ещё и прелестная веранда, на которой я частенько засиживалась допоздна.

– Только не шелковицу! – попросил Вадим, перехватив как-то мой мечтательный взгляд.

– Хорошо, – пообещала я, в тайне вынашивая рассказ о виноградной лозе.

А через год соседка из дома напротив заглянула в наш садик и спросила, указывая на пробивающуюся лозу на том месте, на котором я её задумала:

– А это что?

– Не знаю, – честно ответила я.

– Как? Посадила и не знаешь?

– Я ничего не сажала. Она сама стала расти…

Эта старенькая американка была садоводом. С подозрением выслушав меня, она отпарировала:

– Такие вещи сами не растут. Их можно только посадить. Тридцать лет на этом месте ничего не росло. Я знаю этот садик с первого дня!

Теперь наш дом окружён лозами, очень похожими на те, что росли у меня во дворе. Только плодов нет.

А прошлой осенью мы вдвоём с Вадимом посетили мой одесский дворик, и он своими собственными глазами увидел это пространство, заросшее лозами.

– Ну, как, похоже? – с гордостью спросила я.

– Абсолютно! – воскликнул он и отснял эту роскошь на видео.

С тех пор я уже не огорчаюсь, что мечты мои «слишком реалистичны», как говаривал Арон. Наверное, они просто не иллюзорны. Только иллюзии не сбываются, а мечты…

______________________________

муз. Александра Шхалахова, стихи Веры Зубаревой

 

муз. Натальи Рувинской, стихи Веры Зубаревой

image_printПросмотр для печати
avatar

Об Авторе: Вера Зубарева

Вера Зубарева, Ph.D., Пенсильванский университет. Автор литературоведческих монографий, книг стихов и прозы. Первая книга стихов вышла с предисловием Беллы Ахмадулиной. Публикации в журналах «Арион», «Вопросы литературы», «День и ночь», «Дети Ра», «Дружба народов», «Зарубежные записки», «Нева», «Новый мир», «Новый журнал», «Новая юность» и др. Лауреат II Международного фестиваля, посвящённого150-летию со дня рождения А.П. Чехова (2010), лауреат Муниципальной премии им. Константина Паустовского (2011), лауреат Международной премии им. Беллы Ахмадулиной (2012), лауреат конкурса филологических, культурологических и киноведческих работ, посвященных жизни и творчеству А.П. Чехова (2013), лауреат Третьего Международного конкурса им. Александра Куприна (2016) и других международных литературных премий. Главный редактор журнала «Гостиная», президент литобъединения ОРЛИТА. Преподаёт в Пенсильванском университете. Пишет и публикуется на русском и английском языках.

15 Responses to “ВЕРА ЗУБАРЕВА ● МЕЧТЫ И ИЛЛЮЗИИ ● ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО”

  1. avatar Людмила says:

    Прочла вступительное слово и вспомнила слова Александра Грина о Несбывшемся:
    “…Рано или поздно, под старость или в расцвете лет, Несбывшееся
    зовет нас, и мы оглядываемся, стараясь понять, откуда прилетел зов.
    Тогда, очнувшись среди своего мира, тягостно спохватясь и дорожа каждым
    днем, всматриваемся мы в жизнь, всем существом стараясь разглядеть, не
    начинает ли сбываться Несбывшееся? Не ясен ли его образ? Не нужно ли
    теперь только протянуть руку, чтобы схватить и удержать его слабо
    мелькающие черты?
    Между тем время проходит, и мы плывем мимо высоких, туманных берегов Несбывшегося, толкуя о делах дня…”

    Всё-таки, пускай они иногда сбываются, наши мечты. Хотя бы раз в жизни)))
    Удивительный выпуск, Верочка!
    Спасибо всем, кто наполнил его светом Слова, всем, кто приложил руку (и сердце) к тому, чтобы новый выпуск Гостиной вышел.
    С неизменной любовью, Людмила.

    • avatar вера says:

      Людочка, спасибо! Твой рассказ был одним из вдохновителей этого выпуска. )) Пусть непременно сбываются все твои светлые мечты!

  2. Шелковица…
    Вы затронули и моё детсво. Спасибо за настроение, в которое Вы меня вернули.

  3. avatar вера says:

    Саша, а Вам спасибро и зи отзыв, и за прекрасную песню, которая заставила меня по-новому услышать эти стихи. А что у Вас с шелковицей связано?

    • Детство…
      Было много садов и плодов, но вспоминаю именно шелковицу. С Вашего позволения.

      Старая шелковица

      Там, где-то у самой воды,
      в городе N (где рай по соседству).
      Клумба, беседка, кругом сады –
      здравствуй, встречай меня дворик детства.

      Дом трёхэтажный. В розовый цвет
      выкрашен, свеж – молодятся стены.
      Трону рукой – от себя привет.
      Форточкой хлопнет, услышал верно?

      Здесь у подъездов – машины в ряд.
      Жарят бычков, на ветру пелёнки.
      Только я больше конечно рад
      старой шелковице – как сестрёнке.

      Ещё раз спасибо за тему и рассказ!

      • avatar вера says:

        Саша, они ведь просто просятся на музыку! Неужели не написана песня на них?

  4. avatar Сергей Скорый says:

    Спасибо сердечное за проникновенные ностальгические строки!
    Вы, Вера – волшебница! ))

  5. avatar вера says:

    Ну, что Вы, Сергей, я только учусь… )))
    Спасибо Вам!

  6. avatar Nataly.Ru says:

    Вера,я просто счастлива от того, что все наши пути пересеклись в одной какой-то плоскости пространства, в котором, оказывается,много для всех нас общего: море, одесские и бессарабские дворы, шелковицы, музыка и поэзия всех наших признанных и непризнанных друзей,и, к сожалению, разные и общие потери.(… каждая веточка- это нить запомнившейся ностальгии. Вера Зубарева )Вера и Вадим, ещё раз спасибо!

  7. avatar вера says:

    Наташа, для меня до сих пор наша встреча – Сон. Вспоминаю и думаю: “Неужеди бвло?” Благодарю то доброе русло, которое привело нас к одному берегу. Спасибо Вам от меня и Вадима! Надеюсь, Гостиная откроет Вам много новых комнат для вдохновения.

  8. avatar Игорь Иванченко says:

    Дорогая Вера!
    Свет Вашей чистой Любви к авторам «Гостиной», пройдя сквозь призмы Поэзии, Прозы и Музыки, распался на персональные магические спектры, «заигравшие тонами и полутонами»… Благодарю, что и я, Ваш непокорный не слуга, несколькими поэтическими линиями вписался в общий широкий спектр, принесший, вне сомнения, гармонию в души «очарованных странников» литературы и музыки… С неизменным уважением, Игорь.

  9. Вера, спасибо за тему о мечтах, за замечательный журнал, за Ваше творчество! С удовольствием прочитала историю Ваших двориков, протяженностью в жизнь… У меня мечты непослушные… Я иногда на них обижаюсь и угрожаю им изменой с реальностью…
    Блаженство настоящего мгновенья
    Вдохни, как запах свежести и моря!
    В обнимку с откровенной страстной ленью
    Забудь о прошлом, не предчувствуй горя!
    Не унижай мечтой обычный вечер!
    Он станет через годы уникальным…
    А нынче удивлять ему нас нечем,
    Он обречен казаться нам банальным.
    Блаженство настоящего мгновенья
    Не повторится завтра по заказу!
    Нас редко посещает вдохновенье,
    И это – далеко не просто фраза!
    Вера, а Ваша шелковица напомнила мне мой дворик в пригороде Ленинграда, где прошло мое детство. Там росли кусты крыжовника, малины, смородины, деревья вишневые… И я впервые без спроса вышла из дворика и перебежала через дорогу ” в жизнь”, как взрослая, замирая от ужаса содеянного, хотя по этой дороге проезжала одна машина в час. Но мне было пять лет …
    Спасибо за эти воспоминания!

    • avatar вера says:

      Гвля, я очень рада, что шелковица раскинулась своими ветвями так далеко… Спасибо Вам за отклик и участие в нашем выпуске. Хохотала от души над приключениями Вашей Лоры. С оттенком грусти, конечно. Творческих удач! Всегда рады Вам в нашей Гостиной.

Оставьте комментарий