ВЕРА ЗУБАРЕВА ● О ТВОРЦЕ И ТВОРЕНИИ

ВЕРА ЗУБАРЕВАВопрос творца и творения это, по сути, вопрос курицы и яйца. Курица порождает яйцо, яйцо – курицу, и точно так же творец порождает творение, а оно, в свою очередь, пересотворяет творца. Но если говорить о творце как Создателе, пытаясь понять, кто же был Его творцом, то аналогия с курицей и яйцом только запутает в силу своей наглядности и материалистичности, ибо она привязывает к объекту и движет мысль в направлении объектности, пытаясь установить, какой объект первичен, а какой – производный от него.

Создатель начинается не как объект, а как тенденция к преобразованию

Создатель появляется не как объект, а как преобразовательный механизм. Он преобразует тьму и безвидность в свет. У него нет никаких материальных характеристик, как нет их у безвидности и пустынности, над которыми Он «носится» перед началом преобразования. Из всех характеристик ему присущи только скорость и способность переоценки окружения (тьмы над бездной).

Безвидность мира и «безвидность» Творца

«В начале сотворил Бог небо и землю.»

Самая первая фраза Бытия описывает не начальный этап Сотворения, а конечный: она суммирует то, о чём будет идти речь в последующих главах. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что небесная твердь, о которой упоминается в начале, создаётся только на второй день. Стало быть, первая фраза это, говоря современным языком, синопсис всей главы.

Картина сотворения будущей земли («Земля же была безвидна и пуста»… – имеется в виду будущая земля) и будущего неба представлена как процесс в протяжённости, не имеющей объектов. При этом и сам Создатель представлен не как объект, а как сила – Дух. Об этом писали различные интерпретаторы Торы. Например, Тертуллиан, Ефрем Сирин, Феодорит, Абен-Езра и Розенмюллер сходятся на том, что «Дух» – это ветер, ниспосланный Богом, чтобы развеять воду. Златоуст, Кайэтан и др. определяют Дух как мыслящую силу, и т.п. Эти гипотезы, сколь различны они бы ни были, сходятся в одном – изначальное воздействие на будущую вселенную идёт не от «объекта», а силы так таковой.

Сотворение и самосотворение

«Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.»

Это описание ситуации, в которой отсутствуют объекты (кроме воды), но обозначена преобразующая сила. Её основные характеристики – скорость и способность качественной переоценки стационарного состояния безвидности. Эта преобразующая сила не только направлена на окружение, но и на самоё себя. Она самосотворяющая, и её самосотворение идёт одновременно с преобразованием её окружения. Поэтому первое преображение пространства влечёт за собой и преображение Духа Божьего в Бога:

«И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.»

Итак, «витает» – Дух, Сила, а воплощает – Создатель.

В тенденции к самотворению нераздельно слиты творимое и творящее начала.

Оценки как физические силы

В современных терминах, в безвидной протяжённости формируется не «объект», а преобразующий механизм, способный «переоценить» потенциал «безвидности». Прежде всего, что будет означать переоценка и оценка в физической системе?

Как писал Арон Каценелинбойген, в физической системе оценкам соответствуют силы взаимодействия между её элементами. Притягиваясь или отталкиваясь, объекты (элементы) формируют различные отношения. Мера их притяжения или отталкивания и будет аналогом оценок.

Оценки или силы могут быть как локальными, то есть направленными на близко расположенные элементы/объекты, так и глобальными, то есть направленными на всю систему в целом.

Возвращаясь к описанию Сотворения, в нём представлена модель зарождения сил (оценок) до появления объектов. Протяжённость, которая была «беспросветной», трансформируется в свет путём новаторской игры сил, создающих невиданные ранее волновые вибрации и т.п.

Внутренний механизм развития

В своё время, Нобелевский Лауреат в Психологии или Медицине Барбара Мак Клинток заявила о наличии внутреннего механизма изменчивости, присущего всем биологическим организмам (она писала о прыгающих генах и их роли в реконструкции ДНК), за что долгие годы высмеивалась истэблишментом. Её идея была подхвачена Ароном Каценелинбойгеным, чья теория предрасположенностей базировалась на наличии внутреннего потенциала системы, развивающейся независимо от внешних влияний.

Арон писал о том, что в качестве экстремального примера можно вполне представить себе систему, которая настолько сильна, что окружение вообще не влияет на ход её развития. Другая крайность – система настолько слаба, что полностью подчиняется внешним влияниям. Между этими двумя крайностями пролегает полоса взаимодействий между системой и её окружением, и мера влияния окружения определяется мерой силы потенциала системы. Арон не раз подчёркивал, что те изменения, которые происходят в системе, связаны, прежде всего, с её внутренней способностью к развитию.

Развитие и внутренний механизм изменчивости

В основе развития лежит изменчивость. В системном подходе различают понятия «рост» и «развитие» следующим образом. Развитие связано с качественными изменениями, а рост – с количественными. Разумеется, иногда накопление количества ведёт к изменению качества, но в данном случае важно понять принцип, по которому различаются эти два понятия.

Итак, внутренний механизм изменчивости связан с развитием. Развитие как качественная переоценка отношений и материала является неотъемлемой частью сотворения. Творчество построено на развитии, а ремесленничество – на росте за счёт эксплуатации одного и того же приёма.

Сегодня теория Барбары Мак Клинток медленно возрождается в кругу биологов. Суть же того, что она вывела как учёный, даёт основания говорить о внутреннем механизме изменчивости как самосотворяющей силе.

Этот преобразующий механизм сотворяет из себя пространство-время, если под пространством и временем понимать не самостоятельные сущности, независимые от материи, а системы отношений сил и/или объектов, вне которых не существует пространства и времени (о различных концепциях пространства и времени см. Молчанов Ю. Б. «Проблема синтеза различных концепций времени» // «Синтез современного научного знания». М., 1973).

Единство Творца и творения

Вдохнув «душу живую» в своё создание, Творец продлился в нём. Но отграничив его от Себя, Он дал ему свободу воли и выбор. Кстати говоря, общепринятое представление, что отношения человека и Создателя – это отношения по вертикали, не совсем верны. Прежде всего, как показал Арон, в Торе Бог подписывает соглашение с человеком, как с равным, а это уже отношения по горизонтали.

Кроме того, Создателя отличает вездесущность, а это означает, что Он относится в равной степени как к вертикали, так и горизонтали. По горизонтали Творец представлен своими творениями. Душа или дыхание Господне делает всё многообразие людей неотъемлемым от Него. Однако вернее всего описать эти отношения не вертикалью или горизонталью, а сферой. Творец существует сферично, обнимая и проникая всё сущее как сфера.

Единство Творца и творения – диалектическое. Арон приводит в своей книге 18 QUESTIONS AND ANSWERS CONCERNING THE TORAH достаточно примеров из Торы, из которых видно, что Создатель развивается в процессе взаимодействия со своим творением, меняя Свою точку зрения и отменяя некоторые Свои решения, как это, к примеру, показано в мифе о Потопе.

Сотворяя что-либо, мы одновременно преобразуем самих себя. В большей или меньшей степени каждый из нас участвует в творческом процессе. Мы творцы наших будней, наших отношений; мы творцы нашего дома и нашего окружения. Мы творцы мира видимого и невидимого, мира материальных объектов и мира связей между ними. И всякий раз, открывая дверь в нашу мастерскую, мы выходим из неё обновлёнными.

ВЕРА ЗУБАРЕВАВопрос творца и творения это, по сути, вопрос курицы и яйца. Курица порождает яйцо, яйцо – курицу, и точно так же творец порождает творение, а оно, в свою очередь, пересотворяет творца. Но если говорить о творце как Создателе, пытаясь понять, кто же был Его творцом, то аналогия с курицей и яйцом только запутает в силу своей наглядности и материалистичности, ибо она привязывает к объекту и движет мысль в направлении объектности, пытаясь установить, какой объект первичен, а какой – производный от него.

Создатель начинается не как объект, а как тенденция к преобразованию

Создатель появляется не как объект, а как преобразовательный механизм. Он преобразует тьму и безвидность в свет. У него нет никаких материальных характеристик, как нет их у безвидности и пустынности, над которыми Он «носится» перед началом преобразования. Из всех характеристик ему присущи только скорость и способность переоценки окружения (тьмы над бездной).

Безвидность мира и «безвидность» Творца

«В начале сотворил Бог небо и землю.»

Самая первая фраза Бытия описывает не начальный этап Сотворения, а конечный: она суммирует то, о чём будет идти речь в последующих главах. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что небесная твердь, о которой упоминается в начале, создаётся только на второй день. Стало быть, первая фраза это, говоря современным языком, синопсис всей главы.

Картина сотворения будущей земли («Земля же была безвидна и пуста»… – имеется в виду будущая земля) и будущего неба представлена как процесс в протяжённости, не имеющей объектов. При этом и сам Создатель представлен не как объект, а как сила – Дух. Об этом писали различные интерпретаторы Торы. Например, Тертуллиан, Ефрем Сирин, Феодорит, Абен-Езра и Розенмюллер сходятся на том, что «Дух» – это ветер, ниспосланный Богом, чтобы развеять воду. Златоуст, Кайэтан и др. определяют Дух как мыслящую силу, и т.п. Эти гипотезы, сколь различны они бы ни были, сходятся в одном – изначальное воздействие на будущую вселенную идёт не от «объекта», а силы так таковой.

Сотворение и самосотворение

«Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.»

Это описание ситуации, в которой отсутствуют объекты (кроме воды), но обозначена преобразующая сила. Её основные характеристики – скорость и способность качественной переоценки стационарного состояния безвидности. Эта преобразующая сила не только направлена на окружение, но и на самоё себя. Она самосотворяющая, и её самосотворение идёт одновременно с преобразованием её окружения. Поэтому первое преображение пространства влечёт за собой и преображение Духа Божьего в Бога:

«И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.»

Итак, «витает» – Дух, Сила, а воплощает – Создатель.

В тенденции к самотворению нераздельно слиты творимое и творящее начала.

Оценки как физические силы

В современных терминах, в безвидной протяжённости формируется не «объект», а преобразующий механизм, способный «переоценить» потенциал «безвидности». Прежде всего, что будет означать переоценка и оценка в физической системе?

Как писал Арон Каценелинбойген, в физической системе оценкам соответствуют силы взаимодействия между её элементами. Притягиваясь или отталкиваясь, объекты (элементы) формируют различные отношения. Мера их притяжения или отталкивания и будет аналогом оценок.

Оценки или силы могут быть как локальными, то есть направленными на близко расположенные элементы/объекты, так и глобальными, то есть направленными на всю систему в целом.

Возвращаясь к описанию Сотворения, в нём представлена модель зарождения сил (оценок) до появления объектов. Протяжённость, которая была «беспросветной», трансформируется в свет путём новаторской игры сил, создающих невиданные ранее волновые вибрации и т.п.

Внутренний механизм развития

В своё время, Нобелевский Лауреат в Психологии или Медицине Барбара Мак Клинток заявила о наличии внутреннего механизма изменчивости, присущего всем биологическим организмам (она писала о прыгающих генах и их роли в реконструкции ДНК), за что долгие годы высмеивалась истэблишментом. Её идея была подхвачена Ароном Каценелинбойгеным, чья теория предрасположенностей базировалась на наличии внутреннего потенциала системы, развивающейся независимо от внешних влияний.

Арон писал о том, что в качестве экстремального примера можно вполне представить себе систему, которая настолько сильна, что окружение вообще не влияет на ход её развития. Другая крайность – система настолько слаба, что полностью подчиняется внешним влияниям. Между этими двумя крайностями пролегает полоса взаимодействий между системой и её окружением, и мера влияния окружения определяется мерой силы потенциала системы. Арон не раз подчёркивал, что те изменения, которые происходят в системе, связаны, прежде всего, с её внутренней способностью к развитию.

Развитие и внутренний механизм изменчивости

В основе развития лежит изменчивость. В системном подходе различают понятия «рост» и «развитие» следующим образом. Развитие связано с качественными изменениями, а рост – с количественными. Разумеется, иногда накопление количества ведёт к изменению качества, но в данном случае важно понять принцип, по которому различаются эти два понятия.

Итак, внутренний механизм изменчивости связан с развитием. Развитие как качественная переоценка отношений и материала является неотъемлемой частью сотворения. Творчество построено на развитии, а ремесленничество – на росте за счёт эксплуатации одного и того же приёма.

Сегодня теория Барбары Мак Клинток медленно возрождается в кругу биологов. Суть же того, что она вывела как учёный, даёт основания говорить о внутреннем механизме изменчивости как самосотворяющей силе.

Этот преобразующий механизм сотворяет из себя пространство-время, если под пространством и временем понимать не самостоятельные сущности, независимые от материи, а системы отношений сил и/или объектов, вне которых не существует пространства и времени (о различных концепциях пространства и времени см. Молчанов Ю. Б. «Проблема синтеза различных концепций времени» // «Синтез современного научного знания». М., 1973).

Единство Творца и творения

Вдохнув «душу живую» в своё создание, Творец продлился в нём. Но отграничив его от Себя, Он дал ему свободу воли и выбор. Кстати говоря, общепринятое представление, что отношения человека и Создателя – это отношения по вертикали, не совсем верны. Прежде всего, как показал Арон, в Торе Бог подписывает соглашение с человеком, как с равным, а это уже отношения по горизонтали.

Кроме того, Создателя отличает вездесущность, а это означает, что Он относится в равной степени как к вертикали, так и горизонтали. По горизонтали Творец представлен своими творениями. Душа или дыхание Господне делает всё многообразие людей неотъемлемым от Него. Однако вернее всего описать эти отношения не вертикалью или горизонталью, а сферой. Творец существует сферично, обнимая и проникая всё сущее как сфера.

Единство Творца и творения – диалектическое. Арон приводит в своей книге 18 QUESTIONS AND ANSWERS CONCERNING THE TORAH достаточно примеров из Торы, из которых видно, что Создатель развивается в процессе взаимодействия со своим творением, меняя Свою точку зрения и отменяя некоторые Свои решения, как это, к примеру, показано в мифе о Потопе.

Сотворяя что-либо, мы одновременно преобразуем самих себя. В большей или меньшей степени каждый из нас участвует в творческом процессе. Мы творцы наших будней, наших отношений; мы творцы нашего дома и нашего окружения. Мы творцы мира видимого и невидимого, мира материальных объектов и мира связей между ними. И всякий раз, открывая дверь в нашу мастерскую, мы выходим из неё обновлёнными.