RSS RSS

СЕРГЕЙ СКОРЫЙ ● ЛЮБОВЬ – НЕ ПРОДАЁТСЯ! ● ЭССЕ

image_printПросмотр на белом фоне

СЕРГЕЙ СКОРЫЙ(Из ностальгического цикла «Шестидесятые далёкие года…»)

Моему поколению в юности посчастливилось быть свидетелем мировой популярности, широчайшей известности и планетарной славы четырёх молодых людей, певцов и музыкантов из портового Ливерпуля. Они оказали огромное воздействие на музыкальную культуру, моду, внешний облик, поведение и мировоззрение молодёжи 1960-х годов… Квартет «Битлз»… Их музыка не знала границ, проникая и в центры, и глубоко в провинцию…

…«Экспансия» «ливерпульской четвёрки» на территорию 1/6 части земного шара на удивление совпала с новыми техническими веяниями. Наступило время, когда в СССР, в быт, стали широко входить плёночные бобинные магнитофоны, для краткости называвшиеся молодёжью – «маги». Как правило, они были довольно массивны по размерам и стоили немалых денег. Тем не менее, записи популярной западной музыки на рентгеновских плёнках или «рёбрах» («костях») исчезли, а проигрыватели и пластинки слегка подвинулись, смутившись техническими возможностями новшества. А взявший разгон прогресс и не думал притормаживать… Вскоре появились переносные «маги» на батареях, и – если мне не изменяет память – первый образец такого чуда техники имел прозаическое название «Весна». Стать владельцем переносного «мага» и нести, в прямом смысле слова, музыку в «народ» – было вожделённой мечтой каждого молодого человека. По размерам и по весу такой «маг» был раз в 10 больше кассетных плейеров 1990-х годов… да и звучание его было несравненно хуже…

В нашем провинциальном городке одним из первых, кто «завёл» музыкальную «Весну», был Борис, которого со «времени стиляг» величали Бобом – щеголеватый парень лет девятнадцати, бывший старше меня и моих сверстников года на 2-3, из довольно обеспеченной, как тогда считалось, семьи.

Первые песни в исполнении «битлов» (а именно так именовались они в молодёжной среде) – “Can’t Buy Me Love” и “ Rock And Roll Music” – я и ребята нашей компании услыхали в 1966 году, именно из «мага» Боба. Позже я узнал, что первая из них на определённое время стала, чуть ли не «визитной карточкой» молодых музыкантов из Ливерпуля.

Любопытно, но при наличии – пользуясь языком западных идеологов – в СССР «железного занавеса» и отсутствия в тот период могучих возможностей Интернета, без которого нынче трудно представить жизнь современного человека, эти композиции проникли в провинцию относительно быстро: первая из них – через два года после написания, вторая – вообще через год… Гораздо труднее «пробивалась» в нашу среду рок-н-рольная музыка «времени стиляг». К примеру, некоторые песни, исполненные одним из «королей» рок-н-ролла – американцем Билом Хэйли в середине 1950- х годов, «долетели» до границ СССР лишь через 7-8 лет! Бесспорно, главную роль в столь быстром распространении музыки «битлов» сыграли именно магнитофоны, давшие возможность записывать их песни, звучащие на волнах западных радиостанций…

Итак, в отличие от «времени стиляг» «эпоха битлов» наступила у нас иначе… Вначале – их музыка, и только потом, во всяком случае для меня и моего окружения, появились некоторые сведения о них, и мы увидели первые изображения «ливерпульской четвёрки»…

Волны начавшейся в 1963 г. в Великобритании «битломании», невероятно усилившейся после их первого, в 1964 году визита в США, к середине 60-х докатились до Советского Союза и захлестнули всё его пространство с востока на запад, и с севера на юг, по меньшей мере – на 4 года.

На борьбу с британским «злом» дружно ополчились отечественные средства массовой информации. Поражает следующей факт, в те годы прошедший почему-то мимо меня и моих сверстников. Оказывается, с началом неудержимого роста популярности «битлов» на западе, но ещё не достигшей Союза, уже в 1964 году, как по команде (а, по-видимому, так оно и было!), в ряде многотиражных изданий появились статьи о «жуках» (так их называли в советской прессе того времени) крайне обличающего характера. Речь идёт о журналах «Крокодил», «Украина», газете «Комсомольская правда», «Литературной газете». Названия некоторых статей говорят сами за себя: «Идолы и поклонники», «Гитары, барабан и акробатика», «Из жизни «пчёл» и навозных «жуков»… В чём только не обвиняли наши СМИ «ливерпульскую четвёрку»! Так, в одной из статей утверждалось, что «…жучки» ловко умеют разжигать самые тёмные и примитивные страсти у своей аудитории…». Но «перещеголял» всех известный советский композитор, любимец народа и будущий народный артист СССР Никита Богословский, написавший в «Литературной газете» (19 декабря 1964 года), бесспорно, заказную статью «Из жизни «пчёл» и навозных «жуков»… Она имела превентивный характер – максимально развенчать «чуждое» советскому человеку творчество голосистых британцев. Читать её и сегодня неловко и стыдно… Но я не могу удержаться, чтобы не процитировать вот это: «Бедные наивные «жуки»! – патетически восклицал метр советской музыки, обращаясь к «битлам» – «Вы, наверно, твёрдо уверены в том, что всё это – слава, бешеные деньги, рёв и визг поклонников, визиты к королям – всё это навсегда и по заслугам. Но готов биться об заклад, что протянете вы ещё год-полтора, а потом появятся молодые люди с ещё более дурацкими причёсками и дикими голосами, и всё кончится. И придётся вам с трудом пристраиваться в маленькие провинциальные кабачки на временную работу или идти «пчёлами» (обслуживающим персоналом – С.С.) к новым «жукам».

P.S. Если вы заметили, дорогой читатель, у меня в заголовке к слову «жуки» произвольно добавлен эпитет – «навозные», но мне почему-то кажется, что вы не осудите меня за эту вольность. Тем более, что по этому поводу мы вам кое-что объяснили».

Ныне мне думается, что знаменитый композитор, проживший ещё четыре десятилетия после этого газетного опуса (а умер Н.В.Богословский в 2004 году в возрасте 90 лет) и ставший свидетелем мирового триумфа «The Beatles», а затем последующей нескончаемой славы «ливерпульской четвёрки», чрезвычайно сожалел о написанном… И мне становится грустно…

К счастью, тогда мы о подобных статьях не знали…

«Битломанию» я ощутил на себе по-настоящему с 1967 года, когда жил и учился в южном портовом городе – Феодосии … Магнитофонные записи с «битловскими» песнями, в основном в рок-н-рольном или твистовом ритмах, слышались повсюду. Но разве только это! Непонятно откуда (а сейчас я думаю – это привозили в виде контрабанды моряки дальнего плавания) появились многочисленные фотографии «битлов» и даже некоторые предметы с именем ансамбля, например солнцезащитные очки, на дужках которых было – “The Beatles”. Теперь мы знали (и гораздо лучше положений некоторых изучаемых в техникуме учебных дисциплин!) имена всех его участников: Джона Леннона, Пола МакКартни, Джорджа Харрисона, Ринго Старра, легко различая их на фото… Как мы влюбились в них! Как удивительно совпадал их юный, задорный облик с теми песнями, которые мы слышали…

Молодёжь повсеместно, и мы в том числе, отпускали длинные волосы под «битлов». За этот «грех» нас изгоняли с занятий, заставляя стричься. С нами искренне боролась бдительная комсомольская организация, вовсю осуждая проявление в нашем моральном облике тлетворного влияния запада… К слову сказать, вследствие этой «борьбы» я не вступал в комсомол (это случилось со мной лишь в 20 лет в период службы в Советской Армии). В моду вошли пиджаки без воротников – «битловки», которые мы на южный манер называли «клифтами». Помню, сколько было радости, когда родственница тётя Алла сшила мне костюм с пиджаком без воротника, а мама сделала округлыми края воротника на рубашке… Получили распространение узконосые туфли без шнурков, на резинках, именуемые в молодёжной среде «корами», напоминающие обувь «битлов». Начался гитарный бум… Собирались доморощенные группы, которые пытались петь, подражая «ливерпульской четвёрке», не зная, чаще всего, слов песен на английском… Сами себя мы именовали «битломанами»…

Гитар аккорды полнили дворы…
Кумиры в Лету канувшей поры –
Квартет звонкоголосых англичан
Нам помогал английский изучать.

У меня была обширная коллекция фотографий “The Beatles” – около сотни. В нашей компании, да и в целом в молодёжной среде широко процветали обмен и продажа «битловских» фото, магнитофонных записей. Среди фотографий была одна, которой – как я сейчас понимаю – цены нет. Это небольшое фото Джорджа Харрисона, на котором он изображён сидящим в кресле, закинувшим ногу на ногу, в сером костюме, белой рубашке и галстуке, с бокалом в руке. Длинные волосы аккуратно причёсаны. Через всю фотографию, слегка наискосок, чёрными чернилами слегка округлыми буквами, была чёткая роспись: «George” и “Harriso…” без последней буквы. Это был настоящий автограф одного из «битлов»! Как я стал его владельцем – увы, уже забыл… Но, зато точно помню, как с ним расстался… У меня попросили сделать копию, и я, по своей доверчивости, не отказал. Разумеется, фото «потеряли»… Через много лет я рассказал истории об автографе Джорджа Харрисона одной даме, приехавшей в Киев из Великобритании в научную командировку. Удивлённо посмотрев на меня и покачивая головой, она сказала: «У Вас в руках было целое состояние!». А я и теперь думаю: «Да разве дело в цене? Это ведь – любовь! А настоящая любовь – не продаётся…».

Важнейшим годом в моей «битломании» считаю 1967 год. Именно тогда я вначале услышал эту песню, и буквально через небольшое время взял в руки настоящую пластинку, на которой она была записана… “Girl” … Это была совсем иная музыка «битлов» – плавная и, если можно так сказать, – нежная. Разительно отличающаяся от ритмичных композиций, которые слышал ранее. Это было чудо! Позже я написал об этом такие поэтические строки:

Шестидесятые далёкие года…
Соседка с именем загадочным «Виола»
Окно открыла, и, как птица, с радиолы
Взлетела песня в воздух без труда

О девушке, которой нет с тобой,
Надменно презирающей любовь…
Не всё понять – в английском языке,
Но капля грусти тает на щеке…

Как сейчас, вижу эту маленькую пластинку – «миньон» (скорость 33 оборота) из серии «Музыкальный калейдоскоп», выпускаемой Апрелевским заводом фирмы «Мелодия». На одной из сторон – 5 песен, исполняемых популярными эстрадными певцами тех лет и последняя из них – «Девушка». На круглой этикетке значилось: музыка и слова – народные, квартет «Битлс». Оформители то ли ошиблись, назвав песню, написанную Джоном Ленноном и Полом МакКартни, «народной», то ли интуитивно почувствовали, что так оно и будет…

В последующие годы мне посчастливилось прослушать много различных песен и альбомов «The Beatles», но «Девушка» и по сей день остаётся наиболее любимой из всех «битловских» композиций…

Боролся с нами прыткий комсомол,
Вменяя длинный волос нам – в грехи…
Но всё же свои первые стихи
Я написал под впечатленьем “Girl”…

А вот строфа одного из тех, первых моих стихотворений, написанных на мелодию «Девушки»:

Ей жестокой, что ни разу не дарила поцелуя,
Пел я песни в звёздной тишине,
Ну, а если так случится, что от грусти вдруг умру я,
Вы ей расскажите обо мне

               Ах, Girl!

И припев:

Нет её нежней, красивей,
Стал грустней я и тоскливей

О-о-о-о-о-о-о-о!
Но года ведь мчатся мимо,
Станет ли она счастливой?

О-о-о-о-о-о-о-о

               Ах, Girl!

Замечу, что «Девушка» стала первой песней «Битлз», прозвучавшей в СССР на русском языке (слова Олега Гаджикасимова). Её исполнил замечательный певец Валерий Ободзинский. Мне посчастливилось побывать на его концерте в Феодосии, в 1969 году, где, наряду с чрезвычайно популярной среди молодёжи в это время «Восточной песней», прозвучала и «Девушка»…

…Какое же было интересное «революционное» время у нас – середина – вторая половина 1960-х годов! Время почти безумной популярности мини-юбок (кстати, тоже «пришедших» из Великобритании), в которые облачилась, порой, не взирая на параметры и возраст, лучшая половина человечества, распространения колготок, вызванного резким укорачиванием женских юбок, моды на расклешённые, иногда, чрезмерно, мужские брюки, замены чернильных ручек – шариковыми (первое время стержни таких ручек заполнялись пастой в специальных мастерских) и прочих новшеств. И всё это проходило на фоне музыки «битлов».

И ещё один факт. Именно с этого времени, под влиянием “The Beatles”, как грибы после дождя, в Советском Союзе стали появляться рок-группы, которые получили облагороженное наименование «Вокально-инструментальные ансамбли» (ВИА). Наиболее популярными из них являлись ВИА «Поющие гитары» (Ленинград) и «Весёлые ребята» (Москва), заявившие о себе в 1966 году… Из «котла» нужно было выпустить пар и его выпускали…

…Я часто думаю о том времени, и музыке «ливерпульской четвёрки», и уверен, что если бы эти безмерно талантливые молодые ребята написали всего лишь три композиции – «Girl», «Michelle» и «Yesterday» – этого вполне хватило бы для того, чтобы навсегда войти в историю мировой музыки… А что?! Ведь на песню «Yesterday» сделано 3000 аранжировок, больше чем на любую другую из когда-либо написанных…

…От далёких 1960-х отделяет уже почти полвека. Но, когда я сегодня слушаю песни «Битлз», этот временной промежуток будто бы не ощущается, а юность – вот она, рядом… И особенно ласкают душу наиболее дорогие для меня предметы: видеоальбом “The Beatles. The First U.S. Visit”, двойной кассетный аудиоальбом “The Beatles. Live at BBC” и чрезвычайно объёмная книга “The Beatles. 10 Years That Shook the World”. Наверное, потому, что это – подарки из Великобритании, родины легендарной «ливерпульской четвёрки»…

… Пусть дни летят, как из колоды карты,
Но ливерпульских слышен звон гитар:
Поют сквозь годы Леннон и МакКартни,
Им подпевают Харрисон и Старр…

10.02.2012

avatar

Об Авторе: Сергей Скорый

Сергей Скорый родился в Крыму. Там же окончил школу, политехникум, Таврический национальный университет. Поэт. Стихи издавались в ряде коллективных сборников, альманахов, а также журналах «Брега Тавриды»", «Чёрное море», «Лава», «Искатель» (Украина), «Россияне», «Молодая гвардия», «Южная звезда» (Россия), «Наше поколение» (Молдова). Автор 4-х поэтических книг: «Кленовый звон» (Киев, 2004), «Ретроспектива» (Симферополь: Таврия, 2006), «Ностальгия» (Полтава, 2008), «Предвечернее» (Симферополь: Таврия, 2010). Лауреат Международного поэтического фестиваля «Алые паруса» (Феодосия, 2012), дипломант Пятого Международного литературного фестиваля «Чеховская осень» (Ялта, 2012). Пробует себя в публицистике, прозе, переводе, литературной критике: журналы «Древний мир»,, «Радуга», «Склянка Часу», «Искатель» (Украина), «Знание – сила» (Россия), еженедельник «Обзор» (США). Член Союза русских, украинских и белорусских писателей Автономной Республики Крым, Союза русских писателей Восточного Крыма. Доктор исторических наук, профессор археологии. Живёт и работает в Киеве.

2 Responses to “СЕРГЕЙ СКОРЫЙ ● ЛЮБОВЬ – НЕ ПРОДАЁТСЯ! ● ЭССЕ”

  1. avatar Людмила says:

    Сергей, спасибо за настоящее Слово о Настоящем.
    И за любовь к замечательным песням “четвёрки из Ливерпуля”, которые слушаю частенько и тоже очень люблю)

    С благодарностью, Людмила.

  2. avatar Сергей Скорый says:

    Людмила, мне приятны и милы Ваши слова! Спасибо Вам и удачи во всём!

Оставьте комментарий

MENUMENU