RSS RSS

ВЕРА ЗУБАРЕВА ● О КОРОЛЕВЕ МАБ ● ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

От набережной ничего не осталось, кроме чаек и креста. Из неодушевлённых объектов он один и выстоял. Даже воины света – фонари – полегли, несмотря на то, что были прикованы железными прутьями к сваям под землёй. На башенных часах было девять, когда мы вышли из машины. Утра или вечера – неясно, поскольку время на часах не соответствовало реальному. Какой символический смысл был в этом?

Набережная выглядела так, будто какой-то великан в ярости стучал ногами по доскам, пока они не сломались – совершенно новые, обтёсанные и ещё недавно пахнущие лесом. Их изуродованные хребты торчали из песка, который теперь был повсюду.

Казалось, вся улица была выстроена на песке, и он умудрился даже проникнуть в дома вместе с водой. Скамеек тоже не было. Они когда-то стояли рядом с фонарями. Каждая из них была установлена в память о ком-то, и, проходя мимо, мы читали имена на табличках с датами жизни и смерти.

Заходим к хозяйке гостиницы на побережье. Она ведёт нас вниз по лестнице в подвальное помещение, полностью засыпанное песком. Это уже после уборки, после того, как разобрали полы, выгребли груды мусора. Всё равно, что идёшь по побережью. Она грустно улыбается. Невзирая на серьёзные разрушения, всё это мелочи по сравнению с тем, что в других домах, где до сих пор нет света и тепла. Люди мёрзнут, не могут купить еды, одежды…

– Мы пока живём у дочери, – говорит нам работник небольшого магазинчика. – На каноэ выбирались из дому на следующий день… Мне уже шестьдесят лет, живём всю жизнь у океана, но такого даже и представить себе не могли.

Действительно, какая-то фантасмагория, словно смотришь голливудовский фильм об урагане, где всё неправдоподобно. «Не может быть, не может быть», – сопротивляется сознание. А взгляд уже ищет пирс с домиком за узорной решёткой.

Ни пирса, ни домика.

          Все это плутни королевы Маб.
          Она в конюшнях гривы заплетает
          И волосы сбивает колтуном,
          Который расплетать небезопасно

Кто-то расплёл-таки этот «колтун». Может, мы все и расплели, и теперь слушаем завыванья ветра и ходим по разрушенным набережным, и центральным улицам со зловещей Венецией, подплывающей к первым этажам высоток. В них чьи-то родители на одиннадцатом этаже находились в заточении, в холодных потёмках вспоминая прошлое, чьи-то грудные дети плакали безутешно. Аквариум в Бруклине – это грандиозное строение, куда все ходили смотреть на акул и других дивных рыб – треснул под напором урагана, и все рыбки и акулы потекли по течению улиц, заплывая в дома и встречая там свою гибельную свободу.

Это у нас. А на другом конце земли – вой сирен, вспышки орудийных залпов. Они доносятся и сюда.

«НАДЕЮСЬ, ЧТО ПОСЛЕДСТВИЯ УРАГАНА ВАМИ ПРЕОДОЛЕНЫ. А У НАС – УРАГАН РАКЕТ, КОТОРЫЙ ОБРУШИВАЕТСЯ НА ДОМА, И ЭТО ЕЩЕ БОЛЕЕ СТРАШНО, ЧЕМ РАЗБУШЕВАВШАЯСЯ СТИХИЯ. ВЗРЫВЫ БЫЛИ СОВСЕМ НЕДАЛЕКО ОТ НАШЕГО ДОМА…»

Это письмо от Фрэдди Зорина. Мои друзья звонят в Израиль своим родным – в трубке голоса перемешаны с канонадой. Там идут бои, настоящие, разрывающие человеческую плоть и перемешивающие её с землёй. И даже затишье натянуто как тетива. «Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат»… Они и не тревожат. Это злая фея безумств, ворвавшаяся и в нашу явь с шекспировских страниц,

С разбегу ринется за воротник
Солдату, и ему во сне приснятся
Побоища, испанские ножи,
И чары в два ведра, и барабаны.
В испуге вскакивает он со сна
И крестится, дрожа, и засыпает.
Все это плутни королевы Маб.

И снова письмо от Зорина, чем-то похожее на дневниковые записи моего отца во время боёв под Керчью:

Ашдод прямое подадание«Обстреливается уже и район Большого Тель-Авива. Ашдод, где я живу, находится в 15-ти минутах езды на машине от Ашкелона, из окон которого в высотных зданиях видна Газа. Вот Вам и наша география… Сегодня, 18.11.2012, с утра уже четыре раза звучали сигналы воздушной тревоги. Система "Железный купол" перехватывает большинство ракет, но защитить города на все сто процентов не может. Мир выражает озабоченность положением в секторе Газа. А то, что на израильские города выпущено почти семьсот ракет, никого не интересует и не волнует. В домах есть больные, прикованные к постелям, инвалиды на колясках, которые не могут оказаться в бомбоубежищах за полторы минуты (это время полета ракет, выпускаемых террористами). Люди, волей судьбы, играют, фактически, в чудовищную "гусарскую рулетку". Но это "чужое" горе может стать своим и в Европе, и в Америке, если не остановить мусульманский террор, на переднем крае борьбы с которым находится сейчас Израиль. Это война цивилизаций. Надо только взглянуть правде в глаза. ЗапускНо правду эту во многих странах западного мира предпочитают от соотечественников скрывать. Правда в том, что Израиль у братьев-мусульман – "на завтрак". А дальше в меню у них – и полдник, и обед, и ужин. И если мир не очнется от летаргического сна, то пробуждение окажется просто ужасным.»

Нет, это не летаргический сон, это сон, который нашёптывает королева Маб.

По ночам она
На шестерне пылинок цугом ездит
Вдоль по носам у нас, пока мы спим.
В колесах – спицы из паучьих лапок,
Каретный верх – из крыльев саранчи,
Ремни гужей – из ниток паутины,
И хомуты – из капелек росы.

Мир опутан паутиной её видений – произведением всех тёмных страстей, мутных, как полуразум, прошлёпавший по океану к берегам Чёрного моря.

«У нас штормит так, как уже давненько не штормило.
И деревья опять падают на дороги и на машины…
И море вышло из берегов…», – пишет Людмила Шарга из Одессы.

«Шторм был сильный. Вода поднялась и Лузановка – там же нет возвышенностей – оказалась подтопленной. Деревья не выдерживают. Много старых деревьев, вот они-то, бедняги, и падают. На дороги, на трамвайные рельсы, на провода, на машины… И на людей – есть несколько случаев. Слава Б-гу, все живы.

В порту оторвало плавучий док и унесло бы в нефтегавань, если бы не маленький буксирчик: экипаж его – совершил подвиг – остановил эту махину.»

Мир огня и потопа, бури и обледенений, несётся на скалы, словно аргонавт, слушающий песни сирены…

Я закрываю уши. Я Одиссей. Пусть внутри меня родится другая мелодия, и пусть она ведёт меня, как Людмилу Шарга ведут её пять взглядов, как героиню Анастасии Ермаковой ведёт добрая память, и как Фрэдди Зорина ведёт любовь к Священной Земле…

 

НОЧНЫЕ ВИДЕНИЯ

«Ave» одновременно означает «привет» и «прощай».

                                                                              (из разговора)

И снова мысль ко сну на полдороге
Возникла, возрождённая из пепла
Сожженной боли. В центре лунных оргий
На гребнях памяти вздымалась, пела,
Звала на скалы, словно антитеза
Тому, чему давно никто не верит.
Ты – аргонавт. Ты Одиссей. Одесса
Руно из лун рассыпала на берег.
Сирена-мысль… О, только б не разбиться…
Как перекрыть ей к подсознанью доступ?
Усни, усни… Покой нам и не снится.
Пульс тишины, её ночная поступь –
В висках давно отчаявшихся улиц.
Они бурлят по мостовым к обрыву.
Из мыслей всех – смиренниц и отступниц –
Лишь эта мысль – движенье к рецидиву.
Она – одна. Но – множится. Во сто крат
Она слышнее всех и огнестрельней.
«Усни! Усни!» Да кто ж уснёт под рокот
Стреляющей по сердцу колыбельной?
Змеенье виноградных лоз из детства.
Подняться и лететь… Всего полвзмаха
До – до горящей точки в сердце,
Откуда ни возврата нет, ни страха.
Лети, лети… Над городом, над морем,
Над звёздами… Над звёздами? А что там?
Там дуб зелёный с вечным Лукоморьем
И книга жизни с жёстким переплётом.
«Лети, лети!», – зовёт на скалы сердце,
Чтоб выпал ритм из его оправы.
Штормит единство действия и места.
А город переводит: «Ave!».

image_printПросмотр для печати
avatar

Об Авторе: Вера Зубарева

Вера Зубарева, Ph.D., Пенсильванский университет. Автор литературоведческих монографий, книг стихов и прозы. Первая книга стихов вышла с предисловием Беллы Ахмадулиной. Публикации в журналах «Арион», «Вопросы литературы», «День и ночь», «Дети Ра», «Дружба народов», «Зарубежные записки», «Нева», «Новый мир», «Новый журнал», «Новая юность» и др. Лауреат II Международного фестиваля, посвящённого150-летию со дня рождения А.П. Чехова (2010), лауреат Муниципальной премии им. Константина Паустовского (2011), лауреат Международной премии им. Беллы Ахмадулиной (2012), лауреат конкурса филологических, культурологических и киноведческих работ, посвященных жизни и творчеству А.П. Чехова (2013), лауреат Третьего Международного конкурса им. Александра Куприна (2016) и других международных литературных премий. Главный редактор журнала «Гостиная», президент литобъединения ОРЛИТА. Преподаёт в Пенсильванском университете. Пишет и публикуется на русском и английском языках.

10 Responses to “ВЕРА ЗУБАРЕВА ● О КОРОЛЕВЕ МАБ ● ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО”

  1. avatar Людмила says:

    Какое удивительное вступление. Пока читала, высокий женский голос пел печальную песню… без слов. И всё, о чём ты пишешь, вновь и вновь проносилось передо мной.
    ” Встречайте колесницу королевы фей!” – сразу вспоминается Шелли.
    Верочка, спасибо!

    • avatar Вера Зубарева says:

      Людочка, спасибо тебе! Ты сама поэзия. Жаль только, что печальная песня этого вступления была продиктована нынешней ситуацией…

  2. avatar Игорь Иванченко says:

    Дорогая Вера Кимовна!
    Безмерная благодарность Вам и Елене Литинской от вдовы Поэта Инны Глебовны КОВАЛЬ, от Елены АТЛАНОВОЙ и от меня, что так чутко и бережно подошли к публикации стихотворений и вольных сонетов Александра Аркадьевича ФАЙНБЕРГА. Пусть память об этом изумительном Поэте не тускнеет в наших сердцах!
    С неизменным уважением, Игорь Иванченко.

    • avatar Вера Зубарева says:

      Вы делаете благородное дело, Игорь, и я также благодарю Вас за подвижничество от всех нас. Здоровья, сил и вдохновения Вам, Инне Глебовне и Елене!

  3. Проживая текст внутри себя, выскользнули из памяти слова Виктора Пелевина…
    Да и к чему слова, когда на небе звезды…

  4. avatar Борис Кушнер says:

    Спасибо, Вера, за обжигающие душу слова, стихи и фотографии… Редкостное художественное единство этих трёх стихий…

    Спасибо Вадиму за великолепное компьютерное обеспечение “Гостиной”.

    • avatar Вера Зубарева says:

      Дорогой Борис, мне отрадно слышать от Вас это. Вадим передаёт Вам сердечный привет. Надеемся на встречу в новом году.

Оставьте комментарий