ВЕРА ЗУБАРЕВА ● ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

В иллюминаторе были звёзды. Всего 35,000 футов над Землёй, а они уже смотрятся гораздо крупнее, значительнее, ярче. Неужели такое ничтожное по вселенским масштабам расстояние способно повлиять на общую панораму? Или это мне только кажется? А может, всё дело не в близости звёзд, а в том, что Земля становится дальше? Может, ослабленная связь с Землёй и обостряет присутствие небесного, делая его более ощутимым, весомым? Земля и земное естественным образом притягивает всё к себе, включая и мысли о насущном. Сказано ведь, что Бог творил мир сей вместе с Землёй, и кое-что она сама произвела по Его велению:

11 И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.

Но Земля и вода всего лишь производители при Творце:

20 И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной.
21 И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.

Им Он доверяет производство животного мира, но не космического: «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной …».  Светила – это Его вотчина. Во все времена они призваны служить нам напоминанием о Том, Кого время от времени пытаются изгнать, выселить за пределы земной орбиты и даже вселенной. И вот уже быт берёт своё, и идеология приживается или уживается с интуицией, говорящей о другом, но уже тише – во снах, в предчувствиях, в поэзии. Над поэзией тоже, правда, кружится коршун идеологии время от времени, но со снами и предчувствиями дело обстоит сложнее – земное притяжение им ни по чём: дух космоса им родной. Космос, космос… Базз Олдрин после высадки на луне, посоветовавшись со своим священником, причастился хлебом и вином. Первая еда на луне – хлеб. Первая цитата: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5). И ещё Псалом 8, который Олдрин прочитал вслед первой цитате:

…Когда увижу небеса – дела перстов Твоих, луну и звёзды, которые Ты утвердил, то что – человек, что Ты помнишь его, или сын человеческий, что посещаешь его? …

В своей книге The Beast that Crouches at the Door (Devora Publishing, NY, 2007) раввин Дэвид Форман обратил внимание на множественное число, присутствовавшее и в оригинале, при описании сотворения человека:

26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

Он подчеркнул, что только в этом единственном случае Господь использует множественное число как призыв к земле участвовать в совместном акте сотворения. Похоже, что земля, ранее производившая всё по замыслу Творца, впервые раскрыла здесь свой творческий потенциал: человек не производится ею, как животный и растительный мир, а сотворяется совместно с Создателем. Это новый виток в акте Сотворения, когда Земля впервые демонстрирует, что она унаследовала творческую жилку от своего Создателя. В то же время, полнота творческого процесса невозможна без содружества земного и Небесного. Всё значительное устремлено ввысь, даже если произрастает из «сора» земного.

…Самолёт мягко покачивается на волнах предрассветно теплеющего воздуха. Звёзды усиливают своё прощальное сияние. Они впереди, сбоку, снизу… Или это их отражение на глади океана? Не знаю, ничего не знаю.  Моё сознание отдано сну или мечте или вселенной… Впереди – Москва, симпозиум, встречи долгожданные и неожиданные. Я плыву по звёздам. Мне снятся купола.

В иллюминаторе были звёзды. Всего 35,000 футов над Землёй, а они уже смотрятся гораздо крупнее, значительнее, ярче. Неужели такое ничтожное по вселенским масштабам расстояние способно повлиять на общую панораму? Или это мне только кажется? А может, всё дело не в близости звёзд, а в том, что Земля становится дальше? Может, ослабленная связь с Землёй и обостряет присутствие небесного, делая его более ощутимым, весомым? Земля и земное естественным образом притягивает всё к себе, включая и мысли о насущном. Сказано ведь, что Бог творил мир сей вместе с Землёй, и кое-что она сама произвела по Его велению:

11 И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.

Но Земля и вода всего лишь производители при Творце:

20 И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной.
21 И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.

Им Он доверяет производство животного мира, но не космического: «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной …».  Светила – это Его вотчина. Во все времена они призваны служить нам напоминанием о Том, Кого время от времени пытаются изгнать, выселить за пределы земной орбиты и даже вселенной. И вот уже быт берёт своё, и идеология приживается или уживается с интуицией, говорящей о другом, но уже тише – во снах, в предчувствиях, в поэзии. Над поэзией тоже, правда, кружится коршун идеологии время от времени, но со снами и предчувствиями дело обстоит сложнее – земное притяжение им ни по чём: дух космоса им родной. Космос, космос… Базз Олдрин после высадки на луне, посоветовавшись со своим священником, причастился хлебом и вином. Первая еда на луне – хлеб. Первая цитата: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5). И ещё Псалом 8, который Олдрин прочитал вслед первой цитате:

…Когда увижу небеса – дела перстов Твоих, луну и звёзды, которые Ты утвердил, то что – человек, что Ты помнишь его, или сын человеческий, что посещаешь его? …

В своей книге The Beast that Crouches at the Door (Devora Publishing, NY, 2007) раввин Дэвид Форман обратил внимание на множественное число, присутствовавшее и в оригинале, при описании сотворения человека:

26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

Он подчеркнул, что только в этом единственном случае Господь использует множественное число как призыв к земле участвовать в совместном акте сотворения. Похоже, что земля, ранее производившая всё по замыслу Творца, впервые раскрыла здесь свой творческий потенциал: человек не производится ею, как животный и растительный мир, а сотворяется совместно с Создателем. Это новый виток в акте Сотворения, когда Земля впервые демонстрирует, что она унаследовала творческую жилку от своего Создателя. В то же время, полнота творческого процесса невозможна без содружества земного и Небесного. Всё значительное устремлено ввысь, даже если произрастает из «сора» земного.

…Самолёт мягко покачивается на волнах предрассветно теплеющего воздуха. Звёзды усиливают своё прощальное сияние. Они впереди, сбоку, снизу… Или это их отражение на глади океана? Не знаю, ничего не знаю.  Моё сознание отдано сну или мечте или вселенной… Впереди – Москва, симпозиум, встречи долгожданные и неожиданные. Я плыву по звёздам. Мне снятся купола.