Анна Немеровская. Немного мистики на палитре
Среди периодических изданий нашей бывшей родины больше всех я любила журнал «Огонек», даже больше, чем любимый всеми девочками «Советский экран». За что? За картинки…
В некоторых элитных домах на стенах висели картины художников, знаменитых или не слишком, оригиналы или копии. А в жилищах простых советских людей висели на стенах аккуратно вырезанные из журналов (чаще всего из упомянутого «Огонька») иллюстрации знаменитых картин. Особой популярностью пользовались «Три богатыря» В.М. Васнецова, «Портрет незнакомки» И.Н. Крамского, «Садко» И.Е. Репина. Простой народ тоже стремился к искусству и, воистину, не ведал, что творил, так как некоторые картины обладали магическим свойтством… Вспомним истории с полотнами Репина. Многие называли его мистическим художником.
В биографии Репина упоминают случай, который произошёл с ним в родном городе Чугуеве. Там он в 1877 году написал картину «Мужик с дурным глазом». Натурщиком для портрета был дальний родственник Репина, Иван Радов, мастер золотых дел. Этот мужчина слыл в городе колдуном. Репин настолько натурально прописывает детали, что ощущается даже тяжесть взгляда. Какой-то странной силой наделена его картина, некоторые особо чувствительные люди не могут смотреть в глаза портрету… После того, как Илья Ефимович написал портрет Радова, он заболел. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Может, это совпадение? Слишком эмоциональному художнику почудилось, что есть какая-то связь этого мужика, слывшего колдуном, и его собственным заболеванием…
По одной из версий, с тех пор картины Репина стали приносить несчастья. Знаменитая картина Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван. 16 ноября 1581 года», имеющая неофициальное название «Иван Грозный убивает своего сына», была начата в кровавом 1881 году, в котором был убит Александр II, вызывает необъяснимое беспокойство и панический страх у многих зрителей. Говорили, что чрезвычайно реалистичная работа художника потревожила злобный призрак царя-душегуба, привлекла тень Ивана Грозного. После завершения этого полотна у знаменитого живописца отказала правая рука.
Мистика или переутомление? На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Друзья опасались за его психическое здоровье. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать в связи с тем, что написанная им картина была проклята. Мол, Репин отразил в картине не истинное историческое событие, и из-за этого был проклят Иваном Грозным. Позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой и постепенно восстановил больную руку.
У художника Григория Мясоедова, по утверждению друзей, был резкий и злой нрав, с него-то и был написан образ царя Ивана. Мясоедов, по собственному признанию, с удовольствием позировал и очень этим гордился. Вскоре в гневе чуть не прикончил своего малолетнего сына, которого тоже звали Иваном. Друг художника Всеволод Гаршин, позировавший для образа убитого царевича, сошел с ума. В приступе безумия бросился в лестничный проем.
Очень может быть, что Иван Грозный и не убивал своего сына. Историки до сих пор сомневаются, не могут ни подтвердить, ни опровергнуть эту версию. Илья Ефимович Репин писал человеческую трагедию. Отец (неважно, царь он или не царь) в порыве гнева убивает сына, и сам в ужасе от содеянного.
Как только в феврале 1885 года картину выставили на Тринадцатой передвижной выставке, она сразу же приковала к себе внимание общества. Многие из зрителей начинали рыдать, других картина вводила в ступор, а с некоторыми и вовсе случались истерические припадки. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей.
У здания выставки дежурили конные жандармы, посмотреть на «Ивана Грозного…» прибыл самолично обер-прокурор Святейшего Правительственного Синода К.П. Победоносцев. Должность его была светская и предназначалась для нравственной защиты Веры, Царя и Отечества. (Победоносцев занимал эту должность дольше всех – 25 лет!) Ярый антилиберал, ретроград, сторонник укрепления монархии и в то же время весьма образованный человек, он пишет царю Александру III о репинском произведении: «Стали присылать мне с разных сторон письма с указанием на то, что на передвижной выставке выставлена картина, оскорбляющая у многих правительственное чувство (выделено мною – А.Н.): „Иван Грозный с убиенным сыном“. Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения… Слышно, что Ваше величество намерены посетить выставку на днях, и конечно сами увидите эту картину. Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения идеалов. Прежние картины того же Репина отличались этой наклонностью и были противны. А эта картина просто отвратительна». (Маргарита Горских. Почему Александр III запретил картину "Иван Грозный убивает своего сына". )
1 апреля 1885 года картина была запрещена к показу, став первой картиной, подвергшейся цензуре в Российской Империи, а П. М. Третьякову, купившему картину, предписывалось «не допускать для выставок и вообще не дозволять распространения её в публике какими-либо другими способами». Павел Третьяков повесил картину в отдельной комнате и показывал только близким друзьям, а домашние и слуги всегда крестились, проходя мимо запертой двери. Через некоторое время, после того, как немного утих ажиотаж, запрет был снят.
В январе 1913 г. страдавший психическим заболеванием двадцатидевятилетний иконописец А. Балашов, сын крупного фабриканта, набросился на полотно «Иван Грозный… » с криком «Довольно крови! » и в трех местах ножом разрезал лица царя и его сына.
Не выдержав такого потрясения, хранитель Третьяковской галереи Е. М. Хруслов в припадке истерии бросился под поезд: призрак Ивана Грозного настиг музейного хранителя.
Узнав о том, что Балашов изрезал картину, Репин тут же приехал спасать свое произведение и целиком переписал голову Грозного. Однако с момента написания картины прошло около тридцати лет, и, по воспоминаниям художника И. Э. Грабаря (служившего в те годы попечителем Третьяковской галереи, будущего автора картины «Крестьяне-ходоки на приёме у В. И. Ленина»), результат был далек от оригинала.
Лица Ивана Грозного и его сына смотрелись уже несколько по-иному.
===============================
Когда я (Игорь Грабарь) вошел в комнату, где была заперта картина, я глазам своим не поверил: голова Грозного была совсем новая, свеженаписанная, сверху донизу в какой-то неприятной лиловой гамме, до ужаса не вязавшейся с остальной гаммой картины. Медлить было нельзя, краски могли к утру значительно затвердеть; я тут же сначала насухо, потом с керосином протер ватой все прописанные места, пока от утренней живописи не осталось и следа и полностью засияла живопись 1884 года. (Николай Подосокорский. Игорь Грабарь о шедевре Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»
Текст приводится по изданию: Игорь Грабарь. Репин. Т. I. – М.: Изд-во АН СССР, 1963.)
==============================
Затем И.Э. Грабарь с художником Д.Ф. Богословским, без ведома Репина, в течение полугода старательно воссоздавали прежний вариант. Увидев результат, Репин ничего не сказал, – то ли не заметил (что маловероятно), то ли сделал вид, что не заметил.
В этот же период в роковом 1881 году Репин также писал этюды для картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и другие полотна. Исследователи творчества И.Е.Репина утверждают, что несчастья, трагедии или неудачи обрушивались на заказчиков портретов или друзей художника (или их семьи), которые позировали ему.
Михаил Драгомиров – генерал-губернатор Киева – позировал для образа атамана. У генерала было 9 детей. Достоверно известно, что четвертый сын – Иван застрелился. (Правда, это случилось много позже, в 1888 г.) Сведения о сыновьях Александре и Андрее носят весьма туманный характер – неизвестны даже даты их смерти (по некоторым источникам, они тоже покончили с собой).
Василий Тарновский – коллекционер украинских древностей, прообраз одного из персонажей этой карины – разорился, продал своё имение. Говорят, призрак Тарновского до сих пор возвращается в любимое родное имение.
Александр Иванович Рубец, позировавший для этой картины, был профессором в Санкт-Петербургской консерватории, автором многих книг по теории музыки. В 1895 году после глазной операции Александр Иванович слишком рано нарушил строгий режим, чтобы присутствовать на экзамене своего класса в консерватории. Он ослеп.
Можно ли связать все эти факты с негативным влиянием Репинской кисти на тех, с кого художник писал образы? Никто не скажет точно, но осадок остаётся…
Репин написал новую картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», где изменил внешность казаков, пытаясь отвести беду от друзей. Так что сейчас мы имеем два варианта этой картины. Значит ли это, что он верил в тёмные мистические силы своей кисти? Всё-таки его родственник, хоть и дальний, был колдуном…
Испугавшись «череды совпадений», Репин на всякий случай, от греха подальше, убрал портрет мальчика-казачка, которого писал со своего сына Юрия. Недаром Илья Ефимович Репин слывёт мистическом художником. Он, родственник чугуевского колдуна, сам обладал, по-видимому, определёнными экстрасенсорными способностями, передал своему сыну склонность к мистицизму… Мальчик, по примеру отца, стал художником, был признан современниками, но жизнь его нельзя назвать счастливой, Хотя он и прожил до 77 лет, но на склоне лет не имел постоянного пристанища, бродяжничал, жил в ночлежных домах. Покончил с собой, выбросившись из окна четвертого этажа дома Армии спасения в Хельсинки.
Много разного и странного написано о Репине и его картинах
Попробуем разобраться, есть ли здесь какая-то мистика, карма или чудо…
================================
Когда Репин писал мой портрет, я в шутку сказал ему, что, будь я чутьчуть суевернее, ни за что не решился бы позировать ему, – вспоминал позже писатель Корней Чуковский, – потому что в его портретах таится зловещая сила: почти всякий, кого он напишет, в ближайшие же дни умирает. Написал Мусоргского – Мусоргский тотчас же умер. Написал Писемского – Писемский умер. А Пирогов? А Мерси д’Аржанто? И чуть только он захотел написать для Третьякова портрет Тютчева, Тютчев в том же месяце заболел и вскоре скончался.
Присутствовавший при этом разговоре писательюморист О. Л. д’Ор сказал умоляющим голосом:
– В таком случае, Илья Ефимович, сделайте милость, напишите, пожалуйста, Столыпина!
Все захохотали. Столыпин был в то время премьер-министром, и мы его ненавидели. Прошло несколько месяцев. Репин сказал мне:
– А этот ваш Ор оказался пророком. Еду писать Столыпина по заказу Саратовской думы. (Влад Алексеев. Столыпина убила кисть Репина?)
==================================
Некоторые исследователи творчества Репина, повторяя один за другим слова К.И. Чуковского о Мусоргском, Писемском, Пирогове, идут ещё дальше, сообщая совсем уже непроверенные сведения: «Федор Тютчев скончался сразу, как только Репин начал писать его портрет. Между тем, даже абсолютно здоровые мужчины умирали после того, как побывали натурщиками для картины «Бурлаки на Волге.» (Андрей Детцель. 5 мистических фактов о картинах Ильи Репина.)
Но портрета Ф.Тютчева работы Репина нет. Третьяков в письме к И.Е.Репину от 17 января 1873 года просил художника принять заказ на исполнение с натуры портрета Тютчева. Репин собирался приступить к работе, но его знакомство с Тютчевым не состоялось, поскольку поэт в это время был тяжело болен. Болезнь оказалась безнадежной – это были последние месяцы его жизни. Портрет Тютчева, уже после смерти поэта, написал художник С.Ф.Александровский с фотографии Деньера (сделанной в 1864 г.).
Насчёт натурщиков для картины «Бурлаки на Волге» нет достоверных документов. Этому факту можно верить, а можно и сомневаться.
Всем было известно, что М.П. Мусоргский (1839-1881) был тяжело болен, Репин посетил его за несколько дней до смерти в военном госпитале, где тот находился, и нарисовал портрет в больничном халате.
Писатель А.Ф.Писемский(1821-1881) действительно скончался вскоре после написания его портрета в возрасте 59 лет. Но стоит только внимательно посмотреть на портрет, и становится ясно, что этот несчастный человек, измученный алкоголизмом и депрессией после самоубийства сына, долго не протянет…
А Н.И.Пирогов (1810-1881) сильный и внешне здоровый мужчина в начале 1881 года обратил внимание на боль и раздражение на слизистой твёрдого нёба. В мае 1881 года Н. В.Склифосовский диагностировал у Пирогова рак верхней челюсти. Умер Н. И. Пирогов 23 ноября 1881 года.
Сыграл ли тут фатальную роль тот факт, что незадолго до этого, в этом же году Репин рисовал хирурга? Не уверена…
А картина, на которой запечетлена больная Луиза де Мерси-Аржанто, так и называется «На смертном одре». Художник рисовал умирающую от рака пианистку.
Так виноват ли И. Репин в несчастьях своих натурщиков?
Считается, что с течением времени дурные свойства Репинских картин исчезли. Возможно, это было связано с тем, что Репин обратился к религиозной тематике. Он пишет: «Крестный ход» (1883), «Христос с чашей» (1894), «Богоматерь с младенцем» (1896), несколько картин на тему «Искушение Христа» (1883, 1891, 1895, 1896).
Посмотрим на другие портреты, которые не принесли несчастья.
Репин нарисовал портрет В.В.Стасова в 1883 году. Стасов дожил до 1906 года (ему было 82 года) Нарисовал портрет П.М. Третьякова в том же 1883 году. Третьяков дожил до 1898 года(ему было 65 лет). Л.Н. Толстой прожил до 1910 года (ему было 82 года), тогда как его портрет был написан Репиным в 1887 году. Л.Андреев умер молодым в 48 лет в 1919 году, а его портрет был создан за 15 лет до этого, в 1904 г.Художника И.И.Бродского он рисовал в 1910 и в 1913 гг. Исаак Израилевич умер в 1936 г. (55 лет). С. Ю. Витте, А.Г.Рубинштейн, А.Глазунов, А Куинджи и многие другие прожили долгую жизнь после того, как И.Е.Репин создал их великолепные портреты.
Те же искусствоведы, которые ищут мистику, обращают внимание на то, как картины Репина повлияли на общеполитические события в стране. Официальная версия: «Так, после того, как художник в 1903 году написал картину «Торжественное заседание Государственного совета», чиновники, которые были изображены на полотне, погибли во время первой русской революции 1905-го года...» (Андрей Детцель. 5 мистических фактов о картинах Ильи Репина. )
Да, действительно, министр Плеве и генерал-губернатор Москвы погибли от рук террористов в 1904 и в 1905 гг. соответственно. В их смерти повинны не картины, а террористы. А вот упомянутый выше обер-прокурор Святейшего Правительственого Синода К.П.Победоносцев, который тоже позировал Репину, умер через 4 года в возрасте 80 лет. В 1910 г. Репин закончил портрет Петра Столыпина. Через некоторое время Столыпин уехал в Киев, где был застрелен.
=============================
Получив предложение от Саратовской думы написать портрет премьер-министра, Репин искал предлоги, чтобы увильнуть от заказа. Он выдвигал самые невероятные требования, которые ему должны были обеспечить для работы, но Саратовская дума выполняла все его прихоти, и настал такой момент, когда отказываться было неудобно. И Репин начал работать. Причем, несмотря на свои предубеждения (он тоже недолюбливал нашего именитого земляка), отнесся к картине с исключительным профессионализмом.
…Репин изобразил нашего земляка удобно сидящим в кресле – эта внешняя обыденность говорит о том, что живописца интересовала не столько государственная персона, сколько личность…
Художник писал премьер-министра в Министерстве внутренних дел.
«Возвратившись после первого сеанса, – вспоминал Чуковский, – он рассказывал: «Странно: портьеры у него в кабинете красные, как кровь, как пожар. Я пишу его на этом кроваво-огненном фоне. А он и не понимает, что это фон революции…»
Едва только Репин закончил портрет, Столыпин уехал в Киев, где его сейчас же застрелили. (Влад Алексеев. Столыпина убила кисть Репина?)
=============================
Простите, господа, неужели Вы всерьёз думаете, что это Репин создал революционную ситуацию в России?
Великого князя К.К. Романова Репин рисовал в 1891 г., а Николая II и в 1895, и в 1896 гг. Как эти портреты повлияли на политику, историю страны и судьбу князя?
Александр Керенский был не шибко здоровым человеком, в детстве у него был туберкулёз тазобедренной кости, в 1916 г. удалена одна почка. Репин рисовал его в 1917-18 гг. Не обращая внимания на мистику, А.Керенский позировал художнику и всего лишь потерял власть, пережил самого художника и скончался в 1970 году в Нью-Йорке.
Но всё-таки, несмотря ни на что, есть эта неисповедимая, непостижимая связь между душой человека и его изображением. И гениальный портретист Репин это чувствовал. Он хотел сохранить облик людей и этим продлить их жизнь. Только ли заказы Третьякова толкали художника запечатлеть умирающую пианистку Луизу де Мерси-Аржанто, смерть Ф.В. Чижова (Картина, написанная в 1877 г., так и называется «Смерть Федора Васильевича Чижова») и других великих, стоявших на краю вечности?
Что это, как не попытка заглянуть по ту сторону ограды? И всё-таки Репин чувствовал, что его изображения имеют изотерическую, мистическую силу, недаром он тщательно замазал изображение своего сына, на всякий случай…
Говорят, когда комиссары призывали Репина вернуться из эмиграции (из Финляндии), он им ответил: «Отстаньте, босяки, а то я вас нарисую!» Равносильно «я вас прокляну!»
Прошло много лет. Роль царя Ивана Грозного в фильме «Ермак» стала последней ролью в жизни Евгения Александровича Евстигнеева (1926 – 1992). Особенно эмоционально была сыграна им сцена смерти царя. Вдова артиста рассказывала, что эта роль очень сильно повлияла на Евгения Александровича – ему чудилось, что то же произойдет и с ним. Через несколько дней после съемок артист прилетел в Лондон, где ему предстояла несложная операция на сердце. Однако, когда он находился на операционном столе, сердце остановилось.
В театральных кругах тут же заговорили о проклятьи Ивана Грозного. Якобы в театрально-киношной среде существуют такие личности, играть которых нельзя ни в коем случае, и царь Иван – из их числа. Картина была смонтирована через четыре года после смерти актёра.
Может, всё дело не в Репине, а в духе Грозного с его сильной отрицательной энергетикой?
Поскольку в старинных замках на стенах висели портреты давно умерших предков, существовало устойчивое поверье, что по ночам по замкам гуляют их призраки. Были картины, приносящие, по мнению современников, несчастье… «Портрет Дориана Грея» – отголосок непонятных явлений. Истинно верующие иконописцы изнуряли себя длительным постом, молитвой, покаянием, поэтому иконы, написанные ими, обладали высокой положительной энергетикой. А иудейская и мусульманская религии, от греха подальше, просто запретили изображать живые существа. Нельзя, и всё тут! Поди там разберись, какой художник или скульптор какими моральными качествами обладает и с какими мыслями рисует.
=============================
Одной из особенностей Микеланджело как художника было то, что он писал божественные сюжеты своих картин с уличных бродяг и пьянчужек. По удивительному стечению обстоятельств, все бездомные, попавшие на полотна, умирали сразу по завершении картин. Это дало основание эзотерикам в будущем заявлять, что художник был чуть ли не самим Сатаной в человеческом обличьи. Якобы, рисуя их лица, он забирал их души. А представление художником «низов общества» в образе святых – что это, если не ирония и насмешка над верой в Бога?
(Лобков Денис. Мистика в жизни выдающихся людей.)
=============================
Портретная живопись расцветала в Европе, невзирая ни на какие религиозные запреты! Никто не хотел отказываться от возможности запечатлеть себя для потомков. Чувствительные люди всегда считали, что портрет (особенно, реалистичный), возможно, тревожит душу изображенного человека или привлекает его призрак. По верованиям древних египтян, душа умершего может возвращаться в наш мир через изображение.
Веками господствовавшая в Египте вера в вечную жизнь породила обычай мумифицировать покойников, а мумию снабжать портретом умершего, дабы душа, возвращаясь в своё прежнее обиталище, «не перепутала адрес» и вернулась точно в своё тело.
Осенью 1887 г. около оазиса Фаюм в Среднем Египте местные жители нашли древний некрополь с захоронениями мумий. В пелены мумий на месте лиц были вставлены портреты, с поразительной достоверностью передававшие черты умерших. После завоевания Египта Александром Македонским в 332 году до н. э, местная знать переняла греческую моду. В I веке до н. э. Египет был завоёван уже Римом. Сохранившийся обычай погребальных портретов – результат союза и египетской традиции, и римского портретного искусства, и эллинской духовности. Они исполнены на тонких дощечках, толщиной от 1 мм, из ценных пород дерева. Выполнены в технике энкаустики – восковой живописи расплавленными красками. В настоящее время около 900 погребальных портретов хранятся в разных музеях мира.
Может, поэтому появился обычай у «просвещённого» человечества помещать фотографию на могилу, с чем раньше активно боролись иудаизм и мусульманство. Видимо, устали бороться и запрещать – уж очень много нынче портретов на еврейских кладбищах (во всяком случае, в Нью-Йорке). Какие могут быть запреты в наш просвещенный век?
Каждое поколение считает, что его век самый просвещенный…
Впрочем, разве это не так?
=============================
P.S. С того далёкого февральского дня 1885 года, как картину И. Е. Репина выставили на Тринадцатой передвижной выставке, прошло 128 с половиной лет. И вот в октябре 2013 года группа православных активистов обратилась к министру культуры Российской Федерации Владимиру Мединскому с просьбой убрать картину «Иван Грозный и сын его Иван. 16 ноября 1581 года.» (Художник И. Е. Репин. 1885 г) из Третьяковской галереи, заявив, что данное произведение оскорбляет патриотические чувства русских людей.(!)
Директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева заявила, что картина не будет убрана из постоянной экспозиции.
Среди периодических изданий нашей бывшей родины больше всех я любила журнал «Огонек», даже больше, чем любимый всеми девочками «Советский экран». За что? За картинки…
В некоторых элитных домах на стенах висели картины художников, знаменитых или не слишком, оригиналы или копии. А в жилищах простых советских людей висели на стенах аккуратно вырезанные из журналов (чаще всего из упомянутого «Огонька») иллюстрации знаменитых картин. Особой популярностью пользовались «Три богатыря» В.М. Васнецова, «Портрет незнакомки» И.Н. Крамского, «Садко» И.Е. Репина. Простой народ тоже стремился к искусству и, воистину, не ведал, что творил, так как некоторые картины обладали магическим свойтством… Вспомним истории с полотнами Репина. Многие называли его мистическим художником.
В биографии Репина упоминают случай, который произошёл с ним в родном городе Чугуеве. Там он в 1877 году написал картину «Мужик с дурным глазом». Натурщиком для портрета был дальний родственник Репина, Иван Радов, мастер золотых дел. Этот мужчина слыл в городе колдуном. Репин настолько натурально прописывает детали, что ощущается даже тяжесть взгляда. Какой-то странной силой наделена его картина, некоторые особо чувствительные люди не могут смотреть в глаза портрету… После того, как Илья Ефимович написал портрет Радова, он заболел. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Может, это совпадение? Слишком эмоциональному художнику почудилось, что есть какая-то связь этого мужика, слывшего колдуном, и его собственным заболеванием…
По одной из версий, с тех пор картины Репина стали приносить несчастья. Знаменитая картина Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван. 16 ноября 1581 года», имеющая неофициальное название «Иван Грозный убивает своего сына», была начата в кровавом 1881 году, в котором был убит Александр II, вызывает необъяснимое беспокойство и панический страх у многих зрителей. Говорили, что чрезвычайно реалистичная работа художника потревожила злобный призрак царя-душегуба, привлекла тень Ивана Грозного. После завершения этого полотна у знаменитого живописца отказала правая рука.
Мистика или переутомление? На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Друзья опасались за его психическое здоровье. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать в связи с тем, что написанная им картина была проклята. Мол, Репин отразил в картине не истинное историческое событие, и из-за этого был проклят Иваном Грозным. Позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой и постепенно восстановил больную руку.
У художника Григория Мясоедова, по утверждению друзей, был резкий и злой нрав, с него-то и был написан образ царя Ивана. Мясоедов, по собственному признанию, с удовольствием позировал и очень этим гордился. Вскоре в гневе чуть не прикончил своего малолетнего сына, которого тоже звали Иваном. Друг художника Всеволод Гаршин, позировавший для образа убитого царевича, сошел с ума. В приступе безумия бросился в лестничный проем.
Очень может быть, что Иван Грозный и не убивал своего сына. Историки до сих пор сомневаются, не могут ни подтвердить, ни опровергнуть эту версию. Илья Ефимович Репин писал человеческую трагедию. Отец (неважно, царь он или не царь) в порыве гнева убивает сына, и сам в ужасе от содеянного.
Как только в феврале 1885 года картину выставили на Тринадцатой передвижной выставке, она сразу же приковала к себе внимание общества. Многие из зрителей начинали рыдать, других картина вводила в ступор, а с некоторыми и вовсе случались истерические припадки. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей.
У здания выставки дежурили конные жандармы, посмотреть на «Ивана Грозного…» прибыл самолично обер-прокурор Святейшего Правительственного Синода К.П. Победоносцев. Должность его была светская и предназначалась для нравственной защиты Веры, Царя и Отечества. (Победоносцев занимал эту должность дольше всех – 25 лет!) Ярый антилиберал, ретроград, сторонник укрепления монархии и в то же время весьма образованный человек, он пишет царю Александру III о репинском произведении: «Стали присылать мне с разных сторон письма с указанием на то, что на передвижной выставке выставлена картина, оскорбляющая у многих правительственное чувство (выделено мною – А.Н.): „Иван Грозный с убиенным сыном“. Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения… Слышно, что Ваше величество намерены посетить выставку на днях, и конечно сами увидите эту картину. Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения идеалов. Прежние картины того же Репина отличались этой наклонностью и были противны. А эта картина просто отвратительна». (Маргарита Горских. Почему Александр III запретил картину "Иван Грозный убивает своего сына". )
1 апреля 1885 года картина была запрещена к показу, став первой картиной, подвергшейся цензуре в Российской Империи, а П. М. Третьякову, купившему картину, предписывалось «не допускать для выставок и вообще не дозволять распространения её в публике какими-либо другими способами». Павел Третьяков повесил картину в отдельной комнате и показывал только близким друзьям, а домашние и слуги всегда крестились, проходя мимо запертой двери. Через некоторое время, после того, как немного утих ажиотаж, запрет был снят.
В январе 1913 г. страдавший психическим заболеванием двадцатидевятилетний иконописец А. Балашов, сын крупного фабриканта, набросился на полотно «Иван Грозный… » с криком «Довольно крови! » и в трех местах ножом разрезал лица царя и его сына.
Не выдержав такого потрясения, хранитель Третьяковской галереи Е. М. Хруслов в припадке истерии бросился под поезд: призрак Ивана Грозного настиг музейного хранителя.
Узнав о том, что Балашов изрезал картину, Репин тут же приехал спасать свое произведение и целиком переписал голову Грозного. Однако с момента написания картины прошло около тридцати лет, и, по воспоминаниям художника И. Э. Грабаря (служившего в те годы попечителем Третьяковской галереи, будущего автора картины «Крестьяне-ходоки на приёме у В. И. Ленина»), результат был далек от оригинала.
Лица Ивана Грозного и его сына смотрелись уже несколько по-иному.
===============================
Когда я (Игорь Грабарь) вошел в комнату, где была заперта картина, я глазам своим не поверил: голова Грозного была совсем новая, свеженаписанная, сверху донизу в какой-то неприятной лиловой гамме, до ужаса не вязавшейся с остальной гаммой картины. Медлить было нельзя, краски могли к утру значительно затвердеть; я тут же сначала насухо, потом с керосином протер ватой все прописанные места, пока от утренней живописи не осталось и следа и полностью засияла живопись 1884 года. (Николай Подосокорский. Игорь Грабарь о шедевре Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»
Текст приводится по изданию: Игорь Грабарь. Репин. Т. I. – М.: Изд-во АН СССР, 1963.)
==============================
Затем И.Э. Грабарь с художником Д.Ф. Богословским, без ведома Репина, в течение полугода старательно воссоздавали прежний вариант. Увидев результат, Репин ничего не сказал, – то ли не заметил (что маловероятно), то ли сделал вид, что не заметил.
В этот же период в роковом 1881 году Репин также писал этюды для картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и другие полотна. Исследователи творчества И.Е.Репина утверждают, что несчастья, трагедии или неудачи обрушивались на заказчиков портретов или друзей художника (или их семьи), которые позировали ему.
Михаил Драгомиров – генерал-губернатор Киева – позировал для образа атамана. У генерала было 9 детей. Достоверно известно, что четвертый сын – Иван застрелился. (Правда, это случилось много позже, в 1888 г.) Сведения о сыновьях Александре и Андрее носят весьма туманный характер – неизвестны даже даты их смерти (по некоторым источникам, они тоже покончили с собой).
Василий Тарновский – коллекционер украинских древностей, прообраз одного из персонажей этой карины – разорился, продал своё имение. Говорят, призрак Тарновского до сих пор возвращается в любимое родное имение.
Александр Иванович Рубец, позировавший для этой картины, был профессором в Санкт-Петербургской консерватории, автором многих книг по теории музыки. В 1895 году после глазной операции Александр Иванович слишком рано нарушил строгий режим, чтобы присутствовать на экзамене своего класса в консерватории. Он ослеп.
Можно ли связать все эти факты с негативным влиянием Репинской кисти на тех, с кого художник писал образы? Никто не скажет точно, но осадок остаётся…
Репин написал новую картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», где изменил внешность казаков, пытаясь отвести беду от друзей. Так что сейчас мы имеем два варианта этой картины. Значит ли это, что он верил в тёмные мистические силы своей кисти? Всё-таки его родственник, хоть и дальний, был колдуном…
Испугавшись «череды совпадений», Репин на всякий случай, от греха подальше, убрал портрет мальчика-казачка, которого писал со своего сына Юрия. Недаром Илья Ефимович Репин слывёт мистическом художником. Он, родственник чугуевского колдуна, сам обладал, по-видимому, определёнными экстрасенсорными способностями, передал своему сыну склонность к мистицизму… Мальчик, по примеру отца, стал художником, был признан современниками, но жизнь его нельзя назвать счастливой, Хотя он и прожил до 77 лет, но на склоне лет не имел постоянного пристанища, бродяжничал, жил в ночлежных домах. Покончил с собой, выбросившись из окна четвертого этажа дома Армии спасения в Хельсинки.
Много разного и странного написано о Репине и его картинах
Попробуем разобраться, есть ли здесь какая-то мистика, карма или чудо…
================================
Когда Репин писал мой портрет, я в шутку сказал ему, что, будь я чутьчуть суевернее, ни за что не решился бы позировать ему, – вспоминал позже писатель Корней Чуковский, – потому что в его портретах таится зловещая сила: почти всякий, кого он напишет, в ближайшие же дни умирает. Написал Мусоргского – Мусоргский тотчас же умер. Написал Писемского – Писемский умер. А Пирогов? А Мерси д’Аржанто? И чуть только он захотел написать для Третьякова портрет Тютчева, Тютчев в том же месяце заболел и вскоре скончался.
Присутствовавший при этом разговоре писательюморист О. Л. д’Ор сказал умоляющим голосом:
– В таком случае, Илья Ефимович, сделайте милость, напишите, пожалуйста, Столыпина!
Все захохотали. Столыпин был в то время премьер-министром, и мы его ненавидели. Прошло несколько месяцев. Репин сказал мне:
– А этот ваш Ор оказался пророком. Еду писать Столыпина по заказу Саратовской думы. (Влад Алексеев. Столыпина убила кисть Репина?)
==================================
Некоторые исследователи творчества Репина, повторяя один за другим слова К.И. Чуковского о Мусоргском, Писемском, Пирогове, идут ещё дальше, сообщая совсем уже непроверенные сведения: «Федор Тютчев скончался сразу, как только Репин начал писать его портрет. Между тем, даже абсолютно здоровые мужчины умирали после того, как побывали натурщиками для картины «Бурлаки на Волге.» (Андрей Детцель. 5 мистических фактов о картинах Ильи Репина.)
Но портрета Ф.Тютчева работы Репина нет. Третьяков в письме к И.Е.Репину от 17 января 1873 года просил художника принять заказ на исполнение с натуры портрета Тютчева. Репин собирался приступить к работе, но его знакомство с Тютчевым не состоялось, поскольку поэт в это время был тяжело болен. Болезнь оказалась безнадежной – это были последние месяцы его жизни. Портрет Тютчева, уже после смерти поэта, написал художник С.Ф.Александровский с фотографии Деньера (сделанной в 1864 г.).
Насчёт натурщиков для картины «Бурлаки на Волге» нет достоверных документов. Этому факту можно верить, а можно и сомневаться.
Всем было известно, что М.П. Мусоргский (1839-1881) был тяжело болен, Репин посетил его за несколько дней до смерти в военном госпитале, где тот находился, и нарисовал портрет в больничном халате.
Писатель А.Ф.Писемский(1821-1881) действительно скончался вскоре после написания его портрета в возрасте 59 лет. Но стоит только внимательно посмотреть на портрет, и становится ясно, что этот несчастный человек, измученный алкоголизмом и депрессией после самоубийства сына, долго не протянет…
А Н.И.Пирогов (1810-1881) сильный и внешне здоровый мужчина в начале 1881 года обратил внимание на боль и раздражение на слизистой твёрдого нёба. В мае 1881 года Н. В.Склифосовский диагностировал у Пирогова рак верхней челюсти. Умер Н. И. Пирогов 23 ноября 1881 года.
Сыграл ли тут фатальную роль тот факт, что незадолго до этого, в этом же году Репин рисовал хирурга? Не уверена…
А картина, на которой запечетлена больная Луиза де Мерси-Аржанто, так и называется «На смертном одре». Художник рисовал умирающую от рака пианистку.
Так виноват ли И. Репин в несчастьях своих натурщиков?
Считается, что с течением времени дурные свойства Репинских картин исчезли. Возможно, это было связано с тем, что Репин обратился к религиозной тематике. Он пишет: «Крестный ход» (1883), «Христос с чашей» (1894), «Богоматерь с младенцем» (1896), несколько картин на тему «Искушение Христа» (1883, 1891, 1895, 1896).
Посмотрим на другие портреты, которые не принесли несчастья.
Репин нарисовал портрет В.В.Стасова в 1883 году. Стасов дожил до 1906 года (ему было 82 года) Нарисовал портрет П.М. Третьякова в том же 1883 году. Третьяков дожил до 1898 года(ему было 65 лет). Л.Н. Толстой прожил до 1910 года (ему было 82 года), тогда как его портрет был написан Репиным в 1887 году. Л.Андреев умер молодым в 48 лет в 1919 году, а его портрет был создан за 15 лет до этого, в 1904 г.Художника И.И.Бродского он рисовал в 1910 и в 1913 гг. Исаак Израилевич умер в 1936 г. (55 лет). С. Ю. Витте, А.Г.Рубинштейн, А.Глазунов, А Куинджи и многие другие прожили долгую жизнь после того, как И.Е.Репин создал их великолепные портреты.
Те же искусствоведы, которые ищут мистику, обращают внимание на то, как картины Репина повлияли на общеполитические события в стране. Официальная версия: «Так, после того, как художник в 1903 году написал картину «Торжественное заседание Государственного совета», чиновники, которые были изображены на полотне, погибли во время первой русской революции 1905-го года...» (Андрей Детцель. 5 мистических фактов о картинах Ильи Репина. )
Да, действительно, министр Плеве и генерал-губернатор Москвы погибли от рук террористов в 1904 и в 1905 гг. соответственно. В их смерти повинны не картины, а террористы. А вот упомянутый выше обер-прокурор Святейшего Правительственого Синода К.П.Победоносцев, который тоже позировал Репину, умер через 4 года в возрасте 80 лет. В 1910 г. Репин закончил портрет Петра Столыпина. Через некоторое время Столыпин уехал в Киев, где был застрелен.
=============================
Получив предложение от Саратовской думы написать портрет премьер-министра, Репин искал предлоги, чтобы увильнуть от заказа. Он выдвигал самые невероятные требования, которые ему должны были обеспечить для работы, но Саратовская дума выполняла все его прихоти, и настал такой момент, когда отказываться было неудобно. И Репин начал работать. Причем, несмотря на свои предубеждения (он тоже недолюбливал нашего именитого земляка), отнесся к картине с исключительным профессионализмом.
…Репин изобразил нашего земляка удобно сидящим в кресле – эта внешняя обыденность говорит о том, что живописца интересовала не столько государственная персона, сколько личность…
Художник писал премьер-министра в Министерстве внутренних дел.
«Возвратившись после первого сеанса, – вспоминал Чуковский, – он рассказывал: «Странно: портьеры у него в кабинете красные, как кровь, как пожар. Я пишу его на этом кроваво-огненном фоне. А он и не понимает, что это фон революции…»
Едва только Репин закончил портрет, Столыпин уехал в Киев, где его сейчас же застрелили. (Влад Алексеев. Столыпина убила кисть Репина?)
=============================
Простите, господа, неужели Вы всерьёз думаете, что это Репин создал революционную ситуацию в России?
Великого князя К.К. Романова Репин рисовал в 1891 г., а Николая II и в 1895, и в 1896 гг. Как эти портреты повлияли на политику, историю страны и судьбу князя?
Александр Керенский был не шибко здоровым человеком, в детстве у него был туберкулёз тазобедренной кости, в 1916 г. удалена одна почка. Репин рисовал его в 1917-18 гг. Не обращая внимания на мистику, А.Керенский позировал художнику и всего лишь потерял власть, пережил самого художника и скончался в 1970 году в Нью-Йорке.
Но всё-таки, несмотря ни на что, есть эта неисповедимая, непостижимая связь между душой человека и его изображением. И гениальный портретист Репин это чувствовал. Он хотел сохранить облик людей и этим продлить их жизнь. Только ли заказы Третьякова толкали художника запечатлеть умирающую пианистку Луизу де Мерси-Аржанто, смерть Ф.В. Чижова (Картина, написанная в 1877 г., так и называется «Смерть Федора Васильевича Чижова») и других великих, стоявших на краю вечности?
Что это, как не попытка заглянуть по ту сторону ограды? И всё-таки Репин чувствовал, что его изображения имеют изотерическую, мистическую силу, недаром он тщательно замазал изображение своего сына, на всякий случай…
Говорят, когда комиссары призывали Репина вернуться из эмиграции (из Финляндии), он им ответил: «Отстаньте, босяки, а то я вас нарисую!» Равносильно «я вас прокляну!»
Прошло много лет. Роль царя Ивана Грозного в фильме «Ермак» стала последней ролью в жизни Евгения Александровича Евстигнеева (1926 – 1992). Особенно эмоционально была сыграна им сцена смерти царя. Вдова артиста рассказывала, что эта роль очень сильно повлияла на Евгения Александровича – ему чудилось, что то же произойдет и с ним. Через несколько дней после съемок артист прилетел в Лондон, где ему предстояла несложная операция на сердце. Однако, когда он находился на операционном столе, сердце остановилось.
В театральных кругах тут же заговорили о проклятьи Ивана Грозного. Якобы в театрально-киношной среде существуют такие личности, играть которых нельзя ни в коем случае, и царь Иван – из их числа. Картина была смонтирована через четыре года после смерти актёра.
Может, всё дело не в Репине, а в духе Грозного с его сильной отрицательной энергетикой?
Поскольку в старинных замках на стенах висели портреты давно умерших предков, существовало устойчивое поверье, что по ночам по замкам гуляют их призраки. Были картины, приносящие, по мнению современников, несчастье… «Портрет Дориана Грея» – отголосок непонятных явлений. Истинно верующие иконописцы изнуряли себя длительным постом, молитвой, покаянием, поэтому иконы, написанные ими, обладали высокой положительной энергетикой. А иудейская и мусульманская религии, от греха подальше, просто запретили изображать живые существа. Нельзя, и всё тут! Поди там разберись, какой художник или скульптор какими моральными качествами обладает и с какими мыслями рисует.
=============================
Одной из особенностей Микеланджело как художника было то, что он писал божественные сюжеты своих картин с уличных бродяг и пьянчужек. По удивительному стечению обстоятельств, все бездомные, попавшие на полотна, умирали сразу по завершении картин. Это дало основание эзотерикам в будущем заявлять, что художник был чуть ли не самим Сатаной в человеческом обличьи. Якобы, рисуя их лица, он забирал их души. А представление художником «низов общества» в образе святых – что это, если не ирония и насмешка над верой в Бога?
(Лобков Денис. Мистика в жизни выдающихся людей.)
=============================
Портретная живопись расцветала в Европе, невзирая ни на какие религиозные запреты! Никто не хотел отказываться от возможности запечатлеть себя для потомков. Чувствительные люди всегда считали, что портрет (особенно, реалистичный), возможно, тревожит душу изображенного человека или привлекает его призрак. По верованиям древних египтян, душа умершего может возвращаться в наш мир через изображение.
Веками господствовавшая в Египте вера в вечную жизнь породила обычай мумифицировать покойников, а мумию снабжать портретом умершего, дабы душа, возвращаясь в своё прежнее обиталище, «не перепутала адрес» и вернулась точно в своё тело.
Осенью 1887 г. около оазиса Фаюм в Среднем Египте местные жители нашли древний некрополь с захоронениями мумий. В пелены мумий на месте лиц были вставлены портреты, с поразительной достоверностью передававшие черты умерших. После завоевания Египта Александром Македонским в 332 году до н. э, местная знать переняла греческую моду. В I веке до н. э. Египет был завоёван уже Римом. Сохранившийся обычай погребальных портретов – результат союза и египетской традиции, и римского портретного искусства, и эллинской духовности. Они исполнены на тонких дощечках, толщиной от 1 мм, из ценных пород дерева. Выполнены в технике энкаустики – восковой живописи расплавленными красками. В настоящее время около 900 погребальных портретов хранятся в разных музеях мира.
Может, поэтому появился обычай у «просвещённого» человечества помещать фотографию на могилу, с чем раньше активно боролись иудаизм и мусульманство. Видимо, устали бороться и запрещать – уж очень много нынче портретов на еврейских кладбищах (во всяком случае, в Нью-Йорке). Какие могут быть запреты в наш просвещенный век?
Каждое поколение считает, что его век самый просвещенный…
Впрочем, разве это не так?
=============================
P.S. С того далёкого февральского дня 1885 года, как картину И. Е. Репина выставили на Тринадцатой передвижной выставке, прошло 128 с половиной лет. И вот в октябре 2013 года группа православных активистов обратилась к министру культуры Российской Федерации Владимиру Мединскому с просьбой убрать картину «Иван Грозный и сын его Иван. 16 ноября 1581 года.» (Художник И. Е. Репин. 1885 г) из Третьяковской галереи, заявив, что данное произведение оскорбляет патриотические чувства русских людей.(!)
Директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева заявила, что картина не будет убрана из постоянной экспозиции.