Евгений ГОЛУБОВСКИЙ. Евгений Деменок – одессит

Евгений ДеменокОдного и того же человека нередко можно представить совершенно различно.
И чем больше неожиданных граней в человеке, тем он интересней.
Эти простенькие мысли пришли мне, когда решил написать о своем друге, человеке с десятком неожиданных проявлений, уживающихся вместе, дополняющих друг друга.
Сегодня Евгению Деменку пятьдесят лет.
Возраст зрелости? Возраст мудрости? А может второй, третьей молодости?
Итак, кто же такой Евгений Леонидович Деменок? Кстати, мой соавтор в трех книгах «Смутная алчба», для которых мы сделали этот двойной портрет, его и публикую с этим эссе.
Евгений Деменок – одессит.

В каждый данный момент жизни он может находиться в Нью-Йорке, в Праге, на Кипре, в Черногории… Но, где бы ни был, он ощущает себя одесситом. Не только потому, что родился 5 июля 1969 года в Одессе, но потому, что воспринял дух этого города, стал частью его легенды. Путешествия Юрия Олеши по улицам города – это и его дороги, исхоженные детством…
Евгений Деменок – вечный студент.
Было такое определение в дореволюционной России. Но я действительно не знаю среди современников другого человека, который так любил бы учиться. У него ЧЕТЫРЕ диплома о высшем образовании. И какие разные – институт инженеров морского флота и юракадемия, инархоз и Киево-Могилянская академия… А диссертацию он хотел писать по философии. Кто знает, может еще напишет.
Евгений Деменок – предприниматель.
Я видел его в деле, когда он был коммерческим директором транснациональной нефтяной компании, когда в его сутках, расписанных по минутам, было 25 часов, иначе все не успеть. Но в этом я не понимал ничего, а вот в одной из статей, что написал Деменок, как-то прочитал:
«Я вспомнил, как в 2002 году в Одессе, на Фонтане сотка земли стоила 4000 долларов. Сумасшедшие деньги. А в 2007 году она уже стоила 40000 долларов. В общем, купив участок в 15 соток, и подождав пять лет, просто лежа на диване, можно было заработать полмиллиона зеленых»
И я подумал, что ведь он мог. Так почему же не сделал? Во-первых, он не умеет лежать без дела на диване. А во-вторых, ему важен процесс работы, реализация планов, риск. Дело, а не накопление как таковое.
Евгений Деменок – сентиментальный человек.
Знаю, что у нас не в чести это определение. И тем не менее, рискую его употребить.
Женя любит детей. Не только своих трех – Катю, Ваню, Евангелину. Но вообще детей. Когда-то, чуть ли не на первые заработанные деньги он создал детское кафе «Сказка», удивительный мир для малышей.
Да и проза, которую начал писать, во многом была предназначена детям. Не случайно в копилке его наград есть премия имени Корнея Чуковского.
Пожалуй, как и к детям, он относится к старикам… И все же детей любит больше.
Евгений Деменок – меценат.
Вот уже одиннадцатый год существует при Всемирном клубе одесситов студия «Зеленая лампа». Ее основали мы с Деменком. На его средства ежегодно выходит лучшая книга студийцев – то сборник стихов, то книга прозы.
Задумана была еще одна студия – «Философский пароход», но, увы, не поплыл. Философов в нашем городе меньше, чем поэтов.
Думая о культурном туризме в Одессе, Женя инициировал создание мемориальных досок любимому его писателю Юрию Олеше, Кириаку Костанди, Давиду Бурлюку. Сейчас скульптор Александр Князик работает над доской поэту-футуристу Алексею Крученых….
И здесь мы подошли к тому, что Евгений Деменок – исследователь культурного процесса в нашем городе.
Ни одна серьезная монография о русском искусстве Серебряного века не может уже обойтись без ссылок на исследования Деменка «Новое о Бурлюках», «Вся Одесса очень велика». Это сборники статей, о ключевых фигурах русского футуризма, это знакомство с огромным архивом Бурлюка, с творческим путем Сони Делоне, с литераторами пражского «Скита поэтов»…
Сейчас для издательства Евгений Деменок работает над книгой в серии ЖЗЛ о Давиде Бурлюке. Только вчера я прочитал 30(!) главу книги и могу утверждать, что это первая научная, достоверная биография человека, который ввел в литературу Маяковского.
Но Евгений Деменок – прозаик, а не только исследователь.
Одним нравятся его афоризмы и максимы. Другим его одесские рассказы из книги «Казус Бени Крика». Я считаю удачей его главы в коллективных романах, написанных студией. Но есть и объективные свидетельства – премия имени Паустовского, включение рассказа в короткий список бабелевской премии.
Евгений Деменок – коллекционер.
И это по любви. Собирает тех, кого любит.
Очень разных художников – Гегамяна и Фрейдина, Гусева и Жалобнюка. Начав изучать Бурлюка, собрал несколько его картин, рисунков.
Представление о коллекции Евгения Деменка можно получить сейчас в Музее современного искусства Одессы, где до 4 августа экспонируется его собрание картин.
Я радуюсь, что Женя увлекся творчеством Олега Соколова. Собрал его миниатюры, артбуки, уже написал статью о поэтическом творчестве Соколова. Кто знает – может один, может мы вместе возьмемся за книгу о Соколове.
Опыт совместной работы у нас есть. Три года подряд мы интервьюировали одесских художников. Двадцать интервью в год. И вот эти шестьдесят интервью составили три тома «Смутной алчбы» – по сути панораму художественной жизни Одессы.
И это уже Евгений Деменок – просветитель.
Я мог бы еще представлять Женю как книгочея, как путешественника, как философа.
Мне понравилась как-то его полемическая статья «Делать добро или бороться со злом».
Дилемма не из простых. И очень редко удается одному человеку делать то и другое. Приходится выбирать.
Я мог бы представить Евгения Деменка как члена Президентского совета Всемирного клуба одесситов…
Но ведь Евгению Деменку только пятьдесят лет. Последующие пятьдесят, возможно, посвятим его размышлениям о судьбах человечества в целом и одесского человечества, в частности..
Шучу. Мне приятно, что этот юбилей, день рождения дал мне возможность представить своим читателям такого человека.
И внятно сказать, что отношусь к нему с нежностью. И пожелать ему столь же успешно, плодотворно прожить следующие пол столетия.Евгений ДеменокОдного и того же человека нередко можно представить совершенно различно.
И чем больше неожиданных граней в человеке, тем он интересней.
Эти простенькие мысли пришли мне, когда решил написать о своем друге, человеке с десятком неожиданных проявлений, уживающихся вместе, дополняющих друг друга.
Сегодня Евгению Деменку пятьдесят лет.
Возраст зрелости? Возраст мудрости? А может второй, третьей молодости?
Итак, кто же такой Евгений Леонидович Деменок? Кстати, мой соавтор в трех книгах «Смутная алчба», для которых мы сделали этот двойной портрет, его и публикую с этим эссе.
Евгений Деменок – одессит.

В каждый данный момент жизни он может находиться в Нью-Йорке, в Праге, на Кипре, в Черногории… Но, где бы ни был, он ощущает себя одесситом. Не только потому, что родился 5 июля 1969 года в Одессе, но потому, что воспринял дух этого города, стал частью его легенды. Путешествия Юрия Олеши по улицам города – это и его дороги, исхоженные детством…
Евгений Деменок – вечный студент.
Было такое определение в дореволюционной России. Но я действительно не знаю среди современников другого человека, который так любил бы учиться. У него ЧЕТЫРЕ диплома о высшем образовании. И какие разные – институт инженеров морского флота и юракадемия, инархоз и Киево-Могилянская академия… А диссертацию он хотел писать по философии. Кто знает, может еще напишет.
Евгений Деменок – предприниматель.
Я видел его в деле, когда он был коммерческим директором транснациональной нефтяной компании, когда в его сутках, расписанных по минутам, было 25 часов, иначе все не успеть. Но в этом я не понимал ничего, а вот в одной из статей, что написал Деменок, как-то прочитал:
«Я вспомнил, как в 2002 году в Одессе, на Фонтане сотка земли стоила 4000 долларов. Сумасшедшие деньги. А в 2007 году она уже стоила 40000 долларов. В общем, купив участок в 15 соток, и подождав пять лет, просто лежа на диване, можно было заработать полмиллиона зеленых»
И я подумал, что ведь он мог. Так почему же не сделал? Во-первых, он не умеет лежать без дела на диване. А во-вторых, ему важен процесс работы, реализация планов, риск. Дело, а не накопление как таковое.
Евгений Деменок – сентиментальный человек.
Знаю, что у нас не в чести это определение. И тем не менее, рискую его употребить.
Женя любит детей. Не только своих трех – Катю, Ваню, Евангелину. Но вообще детей. Когда-то, чуть ли не на первые заработанные деньги он создал детское кафе «Сказка», удивительный мир для малышей.
Да и проза, которую начал писать, во многом была предназначена детям. Не случайно в копилке его наград есть премия имени Корнея Чуковского.
Пожалуй, как и к детям, он относится к старикам… И все же детей любит больше.
Евгений Деменок – меценат.
Вот уже одиннадцатый год существует при Всемирном клубе одесситов студия «Зеленая лампа». Ее основали мы с Деменком. На его средства ежегодно выходит лучшая книга студийцев – то сборник стихов, то книга прозы.
Задумана была еще одна студия – «Философский пароход», но, увы, не поплыл. Философов в нашем городе меньше, чем поэтов.
Думая о культурном туризме в Одессе, Женя инициировал создание мемориальных досок любимому его писателю Юрию Олеше, Кириаку Костанди, Давиду Бурлюку. Сейчас скульптор Александр Князик работает над доской поэту-футуристу Алексею Крученых….
И здесь мы подошли к тому, что Евгений Деменок – исследователь культурного процесса в нашем городе.
Ни одна серьезная монография о русском искусстве Серебряного века не может уже обойтись без ссылок на исследования Деменка «Новое о Бурлюках», «Вся Одесса очень велика». Это сборники статей, о ключевых фигурах русского футуризма, это знакомство с огромным архивом Бурлюка, с творческим путем Сони Делоне, с литераторами пражского «Скита поэтов»…
Сейчас для издательства Евгений Деменок работает над книгой в серии ЖЗЛ о Давиде Бурлюке. Только вчера я прочитал 30(!) главу книги и могу утверждать, что это первая научная, достоверная биография человека, который ввел в литературу Маяковского.
Но Евгений Деменок – прозаик, а не только исследователь.
Одним нравятся его афоризмы и максимы. Другим его одесские рассказы из книги «Казус Бени Крика». Я считаю удачей его главы в коллективных романах, написанных студией. Но есть и объективные свидетельства – премия имени Паустовского, включение рассказа в короткий список бабелевской премии.
Евгений Деменок – коллекционер.
И это по любви. Собирает тех, кого любит.
Очень разных художников – Гегамяна и Фрейдина, Гусева и Жалобнюка. Начав изучать Бурлюка, собрал несколько его картин, рисунков.
Представление о коллекции Евгения Деменка можно получить сейчас в Музее современного искусства Одессы, где до 4 августа экспонируется его собрание картин.
Я радуюсь, что Женя увлекся творчеством Олега Соколова. Собрал его миниатюры, артбуки, уже написал статью о поэтическом творчестве Соколова. Кто знает – может один, может мы вместе возьмемся за книгу о Соколове.
Опыт совместной работы у нас есть. Три года подряд мы интервьюировали одесских художников. Двадцать интервью в год. И вот эти шестьдесят интервью составили три тома «Смутной алчбы» – по сути панораму художественной жизни Одессы.
И это уже Евгений Деменок – просветитель.
Я мог бы еще представлять Женю как книгочея, как путешественника, как философа.
Мне понравилась как-то его полемическая статья «Делать добро или бороться со злом».
Дилемма не из простых. И очень редко удается одному человеку делать то и другое. Приходится выбирать.
Я мог бы представить Евгения Деменка как члена Президентского совета Всемирного клуба одесситов…
Но ведь Евгению Деменку только пятьдесят лет. Последующие пятьдесят, возможно, посвятим его размышлениям о судьбах человечества в целом и одесского человечества, в частности..
Шучу. Мне приятно, что этот юбилей, день рождения дал мне возможность представить своим читателям такого человека.
И внятно сказать, что отношусь к нему с нежностью. И пожелать ему столь же успешно, плодотворно прожить следующие пол столетия.