Вера Зубарева. «И обходя моря и земли». Вступительное слово

Поэт в России — больше, чем поэт.
В ней суждено поэтами рождаться
лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,
кому уюта нет, покоя нет.

Поэт в ней — образ века своего
и будущего призрачный прообраз.
Поэт подводит, не впадая в робость,
итог всему, что было до него.

Невозможно не вспомнить эти строки ставшего классическим стихотворения Евгения Евтушенко. Они актуальны во все времена и в особенности в нынешние, когда «гордый дух гражданства» унижен раболепием и страхом перед сильными мира сего, когда потеря духовного ориентира ведёт к потере поэтического дара, по определению смыкающегося с пророческим.

Зачастую в такие времена на смену поэту приходит стихотворец. Скороспелки, выходящие из-под его пера, увядают столь же мгновенно, сколь появляются. Такова судьба рассчитанной на широкий спрос массовой продукции – от одежды до литературы: она быстро снашивается.

Пророческий дар сделан из другой материи. Её все носят, но редко кто видит.

Мы все облачены в материю будущего, чей «призрачный прообраз» явлен далеко не каждому. Пророк отличается особым зрением. Ему дано увидеть то, что остальным возможно разглядеть только ретроспективно. Ибо сказано: «когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лицо Мое не будет видимо». (Исход 33:23)

Для поэта, в отличие от стихотворца, важно во все времена соблюдать суверенность и независимость духа, чтобы вкушать истинную свободу, идущую от Творца. Об этом и 146 Псалом Давида: «Не преклоняйся перед сильными мира сего. Когда станут прахом, исчезнут с ними их власть и помыслы». Под его влиянием и родились эти стихи, завершающие мой цикл «Тяжёлые сны»:

Мы все на прицеле
У конечной цели.
Но и стрелку не избегнуть конца.
И выход один лишь на самом деле –
Остаться, чего бы от тебя ни хотели,
Если колоколом, то на пределе,
Если глиной – то в руках Творца.

По традиции, летний выпуск Гостиной – пушкинский. Наряду с пушкинскими материалами мы включаем и другие, поскольку Пушкину был свойствен широкий охват и широкий диапазон.

В этом же выпуске мы, по традиции, объявляем Лауреата Русского Безрубежья с формулировкой «за вклад в русскую литературу». В этом году Лауреатом РБ стал поэт, журналист и прозаик ЕФИМ БЕРШИН.

Тема пророка – не просто его тема в литературе. Это его образ мышления, его видение сиюминутного сквозь призму вечного. О чём я писала в статье Пророк постпушкинской эпохи.

Поздравляем лауреата!

Поэт в России — больше, чем поэт.
В ней суждено поэтами рождаться
лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,
кому уюта нет, покоя нет.

Поэт в ней — образ века своего
и будущего призрачный прообраз.
Поэт подводит, не впадая в робость,
итог всему, что было до него.

Невозможно не вспомнить эти строки ставшего классическим стихотворения Евгения Евтушенко. Они актуальны во все времена и в особенности в нынешние, когда «гордый дух гражданства» унижен раболепием и страхом перед сильными мира сего, когда потеря духовного ориентира ведёт к потере поэтического дара, по определению смыкающегося с пророческим.

Зачастую в такие времена на смену поэту приходит стихотворец. Скороспелки, выходящие из-под его пера, увядают столь же мгновенно, сколь появляются. Такова судьба рассчитанной на широкий спрос массовой продукции – от одежды до литературы: она быстро снашивается.

Пророческий дар сделан из другой материи. Её все носят, но редко кто видит.

Мы все облачены в материю будущего, чей «призрачный прообраз» явлен далеко не каждому. Пророк отличается особым зрением. Ему дано увидеть то, что остальным возможно разглядеть только ретроспективно. Ибо сказано: «когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лицо Мое не будет видимо». (Исход 33:23)

Для поэта, в отличие от стихотворца, важно во все времена соблюдать суверенность и независимость духа, чтобы вкушать истинную свободу, идущую от Творца. Об этом и 146 Псалом Давида: «Не преклоняйся перед сильными мира сего. Когда станут прахом, исчезнут с ними их власть и помыслы». Под его влиянием и родились эти стихи, завершающие мой цикл «Тяжёлые сны»:

Мы все на прицеле
У конечной цели.
Но и стрелку не избегнуть конца.
И выход один лишь на самом деле –
Остаться, чего бы от тебя ни хотели,
Если колоколом, то на пределе,
Если глиной – то в руках Творца.

По традиции, летний выпуск Гостиной – пушкинский. Наряду с пушкинскими материалами мы включаем и другие, поскольку Пушкину был свойствен широкий охват и широкий диапазон.

В этом же выпуске мы, по традиции, объявляем Лауреата Русского Безрубежья с формулировкой «за вклад в русскую литературу». В этом году Лауреатом РБ стал поэт, журналист и прозаик ЕФИМ БЕРШИН.

Тема пророка – не просто его тема в литературе. Это его образ мышления, его видение сиюминутного сквозь призму вечного. О чём я писала в статье Пророк постпушкинской эпохи.

Поздравляем лауреата!