Евгений ГОЛУБОВКИЙ. Благодарная память. О Воронцове
Что такое благодарная память?
30 мая 1782 года родился Михаил Семенович Воронцов. А мы благодарно помним.
Нашему городу вообще несказанно везло на руководителей в первые полвека его истории – Дерибас, Ришелье, Ланжерон, Воронцов…Это они создали золотой век Одессы.
Прошли времена, когда о графе судили по раздраженным эпиграммам Пушкина. Правда и поэта можно было понять, граф видел в нем чиновника да и только, к тому же приударяющего за супругой.
Это уже потом мы прочли восхищенный отзыв Болеслава Маркевича, да что профессора, самого Льва Толстого.
Профессор Болеслав Маркевич отмечал, что он «никак не был половинчатым человеком. Этот был совершенно цельный характер, и ум несомненно государственный — вся деятельность его носит на себе именно тот отпечаток просвещенности, который само собой исключает упрек в полуневежестве».
Лев Толстой писал: «Воронцов Михаил Семенович, воспитанный в Англии, сын русского посла был среди русских высших чиновников человеком редкого в то время европейского образования, честолюбивый, мягкий и ласковый в обращении с низшими и тонкий придворный в отношении с высшими. Он не принимал жизни без власти и покорности.»
А впрочем, одесситам и читать не было нужды – они видели.
Росла экономика, возникло пароходство, город строили великолепные архитекторы, музей, театр, библиотека, газета…
И в се же одна история оказалась для меня неожиданной и очень значимой. Писал об этом, но напомню вновь.
Прочитал статью «Отмененный Холокост» Леонида Войхосовского, не поленился посмотрел в энциклопедию Брокгауза и Эфрона, нашел документ…Для меня это открытие Войхосовского, которым с удовольствием делюсь..
Об этом почему-то забывали в наших учебниках истории.
В начале 40-х годов 19-го столетия по предложению министерства государственных имуществ России, одобренному императором Николаем Первым, почти все еврейское население подлежало выселению в резервацию далеко на восток, в заволжские безжизненные, полупустынные степи в условия существования, целенаправленно приводящие к вымиранию людей, то есть по нашим современным понятиям царской властью еще в XIX веке планировалось «мероприятие», которое мы теперь называем Холокостом (или геноцидом).
Взволнованный судьбой евреев, М.С. Воронцов, рискуя своей карьерой, преодолев сопротивление жены и многих чиновников, обратился к императору Николаю I с представлением.
В этом историческом документе, в частности, говорилось:
«Ваше Императорское Величество! Зная, сколь Вы, Государь, изволите интересоваться мнением управляющих отдельными частями империи (т.е. мнением генерал-губернаторов) относительно дел государственных, осмелюсь и считаю долгом определиться в намерениях правительства изменить судьбу еврейского народа. Без излишества опишу нынешнее положение евреев в Новороссийских губерниях, где их пребывание не возбраняется. Указанные евреи вытеснены из Западной Европы и во внутренние губернии России не допущены (черта оседлости Екатерины II). Большая часть их относится к малодостаточным обывателям, принуждена добывать хлеб насущный мелочной торговлей, трудом на казенных землях и ремесленными услугами обывателям».
Далее Воронцовым излагалось мнение министерства государственных имуществ, делившее евреев на «полезных» и «бесполезных». (Как известно, немецкие фашисты использовали этот опыт).
«Смею думать, – продолжает М.С.Воронцов, – что само название «бесполезные» для сотен тысяч обывателей и круто, и несправедливо. Тех, кого власти считают «бесполезными», составит 80 процентов еврейского населения.
Бесчеловечны меры, что указано применить к ним и выслать их из селений и местечек, поселить в одном месте, лишить участия в правах. Смею указать, мой Государь: сии подданные Вашего Величества крайне бедны. Отстранение от обычных занятий обречет их на истребление через нищету и умственное отчаянье. Эта участь падет на людей, ни в чем не провинившихся против России. Наоборот, будучи верными подданными, евреи заслужили полное от правительства доверие. Благоразумие и человеколюбие призывают отказаться от жестокой меры, ибо плач и стенания несчастных будет порицанием правительству и у нас, и за пределами России».
«Смею думать, — резюмирует генерал-губернатор Новороссийского края, — что худые последствия будут неизбежны, если мера сия примется во всей строгости; смею думать, что мера сия и в государственном виде вредна и жестока».
Заканчивает М.С.Воронцов свое представление словами: «Зная, сколь Ваше Императорское Величество благоволите мне, недостойному высокой милости, припадаю к стопам Вашим, Государь, о смягчении судьбы несчастного народа».
Не ограничившись письмом, Михаил Семенович поехал для встречи с императором в Петербург.
На обеде у государя император сказал Воронцову: «Удовлетворил я твое представление, граф, касательно евреев».
Так был предотвращен холокост в Х1Х веке.
С началом генерал-губернаторства М. С. Воронцова положение еврейской общины в Новороссии значительно улучшилось. Особенно благоприятные условия сложились в Одессе, где еврейское купечество стало играть большую роль в развитии экономики города. Михаил Семенович поддерживал и предпринимательскую деятельность евреев, и их начинания в области культуры.
Получив от еврейского общественного деятеля И. И. Тарнополя в подарок книгу об одесских евреях, Михаил Семенович писал ему: «Я спешу поблагодарить Вас от всего моего сердца за эту чрезвычайно интересную присылку, а также благодарю я Вас тоже и за то, что Вы по этому поводу обо мне пишете. Моим долгом и моей нравственной обязанностью было сделать в пользу Ваших единоверцев все то, что от меня зависело, пользуясь при этом содействием почетных горожан одесской еврейской общины. Мне очень приятно сознавать, что то, что было сделано в пользу еврейской общины в Одессе, послужило также примером для других областей»
Стараясь поднять значение еврейского населения в глазах русского общества, он добился посещения синагоги императрицею Александрой Федоровной и позже, по его же предложению, император Николай I с наследником престола «осматривал в подробности» еврейские школы и больницу.
Кстати, это уже был не первый опыт обращения к императору с письмом
В 1820 году Михаил Воронцов с группой офицеров написали письмо Александру Первому о необходимости отмены крепостного права . Это было за пять лет до восстания декабристов. Письмо, как знаем .результата не дало. Для крестьян. А для Воронцова стало уроком – нужно напрямую разговаривать с царями.
Таким был граф, впоследствии Светлейший князь, выдающийся военачальник, завершивший карьеру генерал-фельдмаршалом, Новороссийский генерал-губернатор Михаил Семенович Воронцов, почивший 18 ноября 1856 года, похороненный в Соборе Одессы.
И вновь о благодарности. Когда большевики приняли решение взорвать собор, нашлись неравнодушные люди, кто перенес прах Воронцова и его супруги на Слободское кладбище. Об этом помнили. И когда пришло время возрождать Собор, по инициативе Олега Губаря, еще ряда краеведов и историков, вернули прах Воронцовых в место их упокоения.
А в народе столетие жила поговорка- «Бог высоко, Царь далеко, а Воронцов умер»Что такое благодарная память?
30 мая 1782 года родился Михаил Семенович Воронцов. А мы благодарно помним.
Нашему городу вообще несказанно везло на руководителей в первые полвека его истории – Дерибас, Ришелье, Ланжерон, Воронцов…Это они создали золотой век Одессы.
Прошли времена, когда о графе судили по раздраженным эпиграммам Пушкина. Правда и поэта можно было понять, граф видел в нем чиновника да и только, к тому же приударяющего за супругой.
Это уже потом мы прочли восхищенный отзыв Болеслава Маркевича, да что профессора, самого Льва Толстого.
Профессор Болеслав Маркевич отмечал, что он «никак не был половинчатым человеком. Этот был совершенно цельный характер, и ум несомненно государственный — вся деятельность его носит на себе именно тот отпечаток просвещенности, который само собой исключает упрек в полуневежестве».
Лев Толстой писал: «Воронцов Михаил Семенович, воспитанный в Англии, сын русского посла был среди русских высших чиновников человеком редкого в то время европейского образования, честолюбивый, мягкий и ласковый в обращении с низшими и тонкий придворный в отношении с высшими. Он не принимал жизни без власти и покорности.»
А впрочем, одесситам и читать не было нужды – они видели.
Росла экономика, возникло пароходство, город строили великолепные архитекторы, музей, театр, библиотека, газета…
И в се же одна история оказалась для меня неожиданной и очень значимой. Писал об этом, но напомню вновь.
Прочитал статью «Отмененный Холокост» Леонида Войхосовского, не поленился посмотрел в энциклопедию Брокгауза и Эфрона, нашел документ…Для меня это открытие Войхосовского, которым с удовольствием делюсь..
Об этом почему-то забывали в наших учебниках истории.
В начале 40-х годов 19-го столетия по предложению министерства государственных имуществ России, одобренному императором Николаем Первым, почти все еврейское население подлежало выселению в резервацию далеко на восток, в заволжские безжизненные, полупустынные степи в условия существования, целенаправленно приводящие к вымиранию людей, то есть по нашим современным понятиям царской властью еще в XIX веке планировалось «мероприятие», которое мы теперь называем Холокостом (или геноцидом).
Взволнованный судьбой евреев, М.С. Воронцов, рискуя своей карьерой, преодолев сопротивление жены и многих чиновников, обратился к императору Николаю I с представлением.
В этом историческом документе, в частности, говорилось:
«Ваше Императорское Величество! Зная, сколь Вы, Государь, изволите интересоваться мнением управляющих отдельными частями империи (т.е. мнением генерал-губернаторов) относительно дел государственных, осмелюсь и считаю долгом определиться в намерениях правительства изменить судьбу еврейского народа. Без излишества опишу нынешнее положение евреев в Новороссийских губерниях, где их пребывание не возбраняется. Указанные евреи вытеснены из Западной Европы и во внутренние губернии России не допущены (черта оседлости Екатерины II). Большая часть их относится к малодостаточным обывателям, принуждена добывать хлеб насущный мелочной торговлей, трудом на казенных землях и ремесленными услугами обывателям».
Далее Воронцовым излагалось мнение министерства государственных имуществ, делившее евреев на «полезных» и «бесполезных». (Как известно, немецкие фашисты использовали этот опыт).
«Смею думать, – продолжает М.С.Воронцов, – что само название «бесполезные» для сотен тысяч обывателей и круто, и несправедливо. Тех, кого власти считают «бесполезными», составит 80 процентов еврейского населения.
Бесчеловечны меры, что указано применить к ним и выслать их из селений и местечек, поселить в одном месте, лишить участия в правах. Смею указать, мой Государь: сии подданные Вашего Величества крайне бедны. Отстранение от обычных занятий обречет их на истребление через нищету и умственное отчаянье. Эта участь падет на людей, ни в чем не провинившихся против России. Наоборот, будучи верными подданными, евреи заслужили полное от правительства доверие. Благоразумие и человеколюбие призывают отказаться от жестокой меры, ибо плач и стенания несчастных будет порицанием правительству и у нас, и за пределами России».
«Смею думать, — резюмирует генерал-губернатор Новороссийского края, — что худые последствия будут неизбежны, если мера сия примется во всей строгости; смею думать, что мера сия и в государственном виде вредна и жестока».
Заканчивает М.С.Воронцов свое представление словами: «Зная, сколь Ваше Императорское Величество благоволите мне, недостойному высокой милости, припадаю к стопам Вашим, Государь, о смягчении судьбы несчастного народа».
Не ограничившись письмом, Михаил Семенович поехал для встречи с императором в Петербург.
На обеде у государя император сказал Воронцову: «Удовлетворил я твое представление, граф, касательно евреев».
Так был предотвращен холокост в Х1Х веке.
С началом генерал-губернаторства М. С. Воронцова положение еврейской общины в Новороссии значительно улучшилось. Особенно благоприятные условия сложились в Одессе, где еврейское купечество стало играть большую роль в развитии экономики города. Михаил Семенович поддерживал и предпринимательскую деятельность евреев, и их начинания в области культуры.
Получив от еврейского общественного деятеля И. И. Тарнополя в подарок книгу об одесских евреях, Михаил Семенович писал ему: «Я спешу поблагодарить Вас от всего моего сердца за эту чрезвычайно интересную присылку, а также благодарю я Вас тоже и за то, что Вы по этому поводу обо мне пишете. Моим долгом и моей нравственной обязанностью было сделать в пользу Ваших единоверцев все то, что от меня зависело, пользуясь при этом содействием почетных горожан одесской еврейской общины. Мне очень приятно сознавать, что то, что было сделано в пользу еврейской общины в Одессе, послужило также примером для других областей»
Стараясь поднять значение еврейского населения в глазах русского общества, он добился посещения синагоги императрицею Александрой Федоровной и позже, по его же предложению, император Николай I с наследником престола «осматривал в подробности» еврейские школы и больницу.
Кстати, это уже был не первый опыт обращения к императору с письмом
В 1820 году Михаил Воронцов с группой офицеров написали письмо Александру Первому о необходимости отмены крепостного права . Это было за пять лет до восстания декабристов. Письмо, как знаем .результата не дало. Для крестьян. А для Воронцова стало уроком – нужно напрямую разговаривать с царями.
Таким был граф, впоследствии Светлейший князь, выдающийся военачальник, завершивший карьеру генерал-фельдмаршалом, Новороссийский генерал-губернатор Михаил Семенович Воронцов, почивший 18 ноября 1856 года, похороненный в Соборе Одессы.
И вновь о благодарности. Когда большевики приняли решение взорвать собор, нашлись неравнодушные люди, кто перенес прах Воронцова и его супруги на Слободское кладбище. Об этом помнили. И когда пришло время возрождать Собор, по инициативе Олега Губаря, еще ряда краеведов и историков, вернули прах Воронцовых в место их упокоения.
А в народе столетие жила поговорка- «Бог высоко, Царь далеко, а Воронцов умер»