Ольга ЛАДОХИНА. Человеческий самоцвет

Галина Климова. Сирота на морозе: Роман. – Дружба народов. 2023. № 7. С. 7–63

И день, и ночь, как вечное движенье,
Почтовые навстречу поезда.
И не узнать, не вспомнить никогда,
откуда к нам приходит утешенье.

Галина Климова

В романе «Сирота на морозе» Галины Климовой – мозаика из жизни людей от послевоенного времени, оттепели и до перестройки, «все сироты, как из одной семьи, которой нет». Главная героиня Ангелина Чудинова – немецкая девочка Ангела Кольбе. Её родители, немецкие коммунисты, бежавшие от Гитлера в СССР, в Москву, были репрессированы в годы войны, а её, уже детдомовку, удочерила бездетная семья из Купавны. Ангелина, сирота на морозе, напомнила бажовскую Даренку из «Серебряного копытца», свет от обеих, и никаких самоцветов не надо. Для себя же этот свет Геля находит в иконописи, в посещении Оптиной Пустыни.

Наверстывает Геля (Ангелина – Ангела – Ангелина) не подаренное родными по крови, вымолит короткий миг счастья. Под покровом Храма находит утоление своих печалей и избавление от состояния сиротства. В романе слова, найденные для описания этой наполненной событиями жизни, напоминают самоцветы из «Малахитовой шкатулки» Павла Бажова: захожане, бегма, чаевничаем, марток… – сама, то ли как драгоценный камешек, то ли как снег на морозе, переливается, вот она в детстве, вот в юности – всегда немецкая сдержанность и русская открытость, такой душевный оксюморон.

В романе описана послевоенная Москва, дачная Купавна, и на контрасте – Берлин с трабантами, мостовыми, ратушами, куда на встречу с родной матерью добралась Геля, и постепенно заочная нелюбовь к немецкому сменяется чувством неожиданного приобретенного родства с немкой Гизелой Кольбе – родной матерью, разыскавшей её через столько лет. Робкое, мимолетное, но такое обжигающе, оно меняет все. И в этот момент развернутое до конца название романа наполняется философским смыслом.

В романе есть и вторая сюжетная линия – линия жизни семьи непраздной Софии Сергеевны и ее сына Евгения, мужа Ангелины, сломленного душевно, спрятавшегося от жизни в коллекцию книг-малюток.

Их объединяют не только суровая нить жизни, но тема вселенского сиротства, взлететь и парить на облаке чувств не получается, сиротство и прошлое за плечами грузом придавливают, и отдаются болью слова: детдомовка, немчура, приемыш, сирота на морозе.

Самоцветами в романе становятся и слова о пушкинском талисмане, о камне Алатырь, о камне «Куриный бог», тот, что с дырочкой на счастье. Литературные аллюзии приводят к воспоминаниям о Марине Цветаевой с ее любовью к камням и сиротству ее детей, Георгия и Ариадны.

«Камни – долгожители», умеющие говорить и молчать: горный хрусталь, и янтарные бусики для мамы, и колечко с сердоликом, – их в романе рассыпано видимо-невидимо, талисманов для человека, но исцеление сиротства – в вере, в книгах, удивительная ода книгам, которую хочется перечитывать, как молитву: Пушкин с иллюстрациями Мавриной как спасение, потому что «все узнаваемое, родное».

26 сентября 2023 года

Галина Климова. Сирота на морозе: Роман. – Дружба народов. 2023. № 7. С. 7–63

И день, и ночь, как вечное движенье,
Почтовые навстречу поезда.
И не узнать, не вспомнить никогда,
откуда к нам приходит утешенье.

Галина Климова

В романе «Сирота на морозе» Галины Климовой – мозаика из жизни людей от послевоенного времени, оттепели и до перестройки, «все сироты, как из одной семьи, которой нет». Главная героиня Ангелина Чудинова – немецкая девочка Ангела Кольбе. Её родители, немецкие коммунисты, бежавшие от Гитлера в СССР, в Москву, были репрессированы в годы войны, а её, уже детдомовку, удочерила бездетная семья из Купавны. Ангелина, сирота на морозе, напомнила бажовскую Даренку из «Серебряного копытца», свет от обеих, и никаких самоцветов не надо. Для себя же этот свет Геля находит в иконописи, в посещении Оптиной Пустыни.

Наверстывает Геля (Ангелина – Ангела – Ангелина) не подаренное родными по крови, вымолит короткий миг счастья. Под покровом Храма находит утоление своих печалей и избавление от состояния сиротства. В романе слова, найденные для описания этой наполненной событиями жизни, напоминают самоцветы из «Малахитовой шкатулки» Павла Бажова: захожане, бегма, чаевничаем, марток… – сама, то ли как драгоценный камешек, то ли как снег на морозе, переливается, вот она в детстве, вот в юности – всегда немецкая сдержанность и русская открытость, такой душевный оксюморон.

В романе описана послевоенная Москва, дачная Купавна, и на контрасте – Берлин с трабантами, мостовыми, ратушами, куда на встречу с родной матерью добралась Геля, и постепенно заочная нелюбовь к немецкому сменяется чувством неожиданного приобретенного родства с немкой Гизелой Кольбе – родной матерью, разыскавшей её через столько лет. Робкое, мимолетное, но такое обжигающе, оно меняет все. И в этот момент развернутое до конца название романа наполняется философским смыслом.

В романе есть и вторая сюжетная линия – линия жизни семьи непраздной Софии Сергеевны и ее сына Евгения, мужа Ангелины, сломленного душевно, спрятавшегося от жизни в коллекцию книг-малюток.

Их объединяют не только суровая нить жизни, но тема вселенского сиротства, взлететь и парить на облаке чувств не получается, сиротство и прошлое за плечами грузом придавливают, и отдаются болью слова: детдомовка, немчура, приемыш, сирота на морозе.

Самоцветами в романе становятся и слова о пушкинском талисмане, о камне Алатырь, о камне «Куриный бог», тот, что с дырочкой на счастье. Литературные аллюзии приводят к воспоминаниям о Марине Цветаевой с ее любовью к камням и сиротству ее детей, Георгия и Ариадны.

«Камни – долгожители», умеющие говорить и молчать: горный хрусталь, и янтарные бусики для мамы, и колечко с сердоликом, – их в романе рассыпано видимо-невидимо, талисманов для человека, но исцеление сиротства – в вере, в книгах, удивительная ода книгам, которую хочется перечитывать, как молитву: Пушкин с иллюстрациями Мавриной как спасение, потому что «все узнаваемое, родное».

26 сентября 2023 года