Жанна ЖАРОВА. Зима гравюрой черно-белой…

Зима гравюрой черно-белой
В прямоугольнике окна
Возникла за ночь. Там несмело
Шел первый снег, и то и дело
Сбивался с шага. И со дна
Пустынных улиц поднимались
Ему на помощь фонари.
Шел первый снег. Какая жалость –
Ему всего-то оставалось
Дожить до утренней зари.

 

МЕЖДУ СЕГОДНЯ, ЗАВТРА И ВЧЕРА

Продлись, мой день! Я медленно живу,
Неспешною рукой часы листая.
А годы, как встревоженная стая
Вспорхнувших птиц, летящих в синеву
Сквозь поредевший строй осенней чащи,
Мелькают в окнах памяти неспящей…
Календари сменяются всё чаще,
И поезд жизни ускоряет бег,
И, повинуясь времени законам,
«тик-так» – стучат колёса под вагоном,
И фонари мгновений вдоль перрона
Навстречу мне плывут и бьют поклоны,
И тает на стекле вчерашний снег…

Но прорастают завтрашние сны
В пространстве тьмы, в полёте безвременья.
Сюжеты их загадками полны…
Я длю дремоту утреннею ленью,
Подсказки ночи силясь разгадать.
Там дочь и муж, друзья, отец и мать,
Те, что вдали, и те, что стали тенью.
Фигуры зыбки, лица неясны –
Хотя порою даже слишком чётки…
И вновь судьба перебирает чётки:
Слова я слышу, но невнятна речь –
Язык чужой. Но место мне знакомо:
Вот комната, вот кафельная печь,
Которой нет давно… Я снова дома!
Вот улица моя. Здесь был проход
Куда-то к морю.  Вот и поворот,
Потом другой… Тупик! Я заблудилась!
Прохожий, помоги мне, сделай милость!!!
Но никого вокруг. В тревожных снах
Я вновь ищу дорогу впопыхах,
Не находя…
Меня спасает утро –
Домашнего тепла уютный плед.
Заботы дня, обыденности пудра
Припорошат ночных кошмаров бред –
И сон забыт. О, суета сует!
В который раз меня ты выручаешь,
Горячей утреннею чашкой чая
Смягчая и смывая горечь бед…
Продлись, дневного солнца ясный свет!
… Но в сумерках видений слабый след
На дне сознания опять крепчает,
И вечер ничего не обещает.
И снова я блуждаю до утра
Между сегодня, завтра и вчера.

 

МЕДУЗА

И ласка шёлковой волны,
И неба выцветшая блуза,
Стекло сиреневой медузы,
Всплывающей из глубины.

Прозрачен купола опал,
Овалы глаз мерцают грустно…
Светильник вод, живая люстра,
Чей лунный лик легендой стал!

Как мог тебя убить Персей,
Не утонув в очах бездонных?
Они пленили Посейдона
Отважной дерзостью своей…

В твоей крови рождён Пегас –
Поэты помнят ли об этом?
Отрадно слушать жарким летом
Волны лепечущей рассказ.

Там льётся золото волос
И вьются кудри чудо-девы…
Но мифа вольные напевы
Владыка-ветер вдаль унёс.

Иные ритмы на слуху.
Лишь в памяти осталась веха.
И отзвенела дальним эхом
Мелодия на берегу,
Где, музам и богам назло,
Сентиментальной нотой блюза
В октаву августа стекло
Волны прощальное тепло
И неба выцветшая блуза,
И фиолетовой медузы
Венецианское стекло.

 

БРОДСКАЯ СИНАГОГА

Камень шершав и сед.
Памяти пыльный след,
Времени никотин
В складках его морщин.
Скрыт штукатурки слой
Копотью и золой.
Спит за немой стеной
Жизненный путь земной
Тех, кто когда-то жил,
Тех, кто сегодня жив.
Там, где раввин служил,
Нынче хранит архив
Лица и голоса,
Даты и адреса
Тех, кто на небесах,
Тех, кто в сырой земле,
Тех, кто живёт в тепле.

Судьбы и имена,
Письма и письмена,
Вымысел или факт,
Справка и артефакт…
Книги или кино,
Ныне или давно,
Список побед и бед –
Повесть минувших лет.

Символ случайный есть
В том, что хранится здесь
Странная эта взвесь –
Рода людского весть.
Грустный, слепой союз…
Времени тяжек груз.
И устоит ли дом
Или пойдёт на слом?
Но, прислонясь к стене,
Слышу – иль мнится мне? –
Эхо с горы Синай:
«Барух Ата, Адонай!» **

______________

* – Бродская синагога в Одессе названа так, потому что она построена была на средства общины евреев – выходцев из города Броды, переселившихся в Одессу.
** – “Благословен ты, Господь” – начало молитвы (иврит).

 

***

Весь мир сошёл с ума. Слетел с колёс,
Как поезд, что несётся под откос,
Забыв про рельсы и круша вагоны.
Вокзалов переполненных перроны,
И дроны в небе вместо птиц…
А я
Среди осколков хрупких бытия
Брожу, осколки быта собирая.
Пытаюсь мирный пазл из них сложить
И протянуть связующую нить
Меж «завтра» и «вчера».
Задача непростая,
И вряд ли я смогу её решить…

Распалось время на две половины –
На «до» и «после». Где я? – В середине
(увы, не золотой) …
Как долги вечера!
И длится ночь.
«Я верю во Вчера» *,
Живу сегодня, опасаюсь Завтра.
Поток сознания уносит (вспомним Сартра)
К тем берегам, где «быть или не быть».
И всё же мы плывём…
«Куда ж нам плыть?» **

______________

*  – Yesterday – песня Битлз
**  – А.С. Пушкин, «Осень» (неоконченное), последняя строка

 

* * *

Сплетает утро солнечную сеть
На водной глади.
Русалке впору на ветвях сидеть
В таком наряде!

Ах, Лукоморье… Те же чудеса
(Впадаю в детство?)
И кот учёный бродит «сам-с-усам»
Здесь по соседству.

Не по цепи, а по балконам – шасть!
Разбудит ночью…
И чёрный, как смола! – что за напасть?
Беду пророчит?..

Но я – не в этой сказке. Наяву
Я – в Средиземье.
Почти по Толкиену я живу…
Но вместе с тем я

В реальности – не волею своей:
Судьбой ведома,
Оставила мой город и друзей,
Лишилась дома…

Не я одна – поразбросало нас,
Как листья ветром.
Увидеться случится ли хоть раз
На свете этом?

…Смеркается. Пылающий закат
С балкона вижу,
И слышу волн размеренный накат –
Так море дышит.

Я ¬– в Средиморье. Скажут ¬– повезло? ¬–
И ¬– в Средимирье.
И знаю – победить не сможет зло!
И верю в мир я.

 

* * *

И одинокая звезда
В высоком небе,
И моря тёмная вода –
Мои плацебо…

И найденный «куриный бог»
На диком пляже,
И раковины завиток,
И пальм плюмажи.

И плющ на каменной стене –
Надежды зодчий…
…Но с памятью наедине,
Чернильной ночью

Наш бесконечный разговор
Всё длится, длится:
Я вижу улицу и двор,
Родные лица…

Беда пришла на мой порог,
Стучится в двери.
Но знаю – войнам выйдет срок!
Я жду и верю.

Дожить бы только… Но – живу!
(Плацебо лечит?)
И не во сне, а наяву –
Расправлю плечи

И объявлю войне – табу!
А эту землю
И новую свою судьбу,
Как дар, приемлю.

 

* * *

Перепутье. Тропы не проторены.
Сами шли? Судьба ли нас вела
К берегам, где море на две стороны
Распростёрло пенные крыла?

К Средиземному – от моря Чёрного
Пролегла дорога, как стрела.
И по красному лучу по створному*
По пятам война за нами шла.

Догнала. Аукнулась сиренами.
Всё двоится, словно в страшном сне:
Жертвы, и заложники, и пленные,
Бой, пролом в разрушенной стене…

Перекличка. Как вы? Где вы? Живы ли?
Свет? Вода? Не надо ли помочь?
Чемодан тревожный уложили ли?
Первая, вторая, третья ночь…

Хроника войны? Нет, не веду её.
Мильхама** – не тема для стиха.
Просто жду. Живу. Надеюсь. Думаю
Об одном – была бы ночь тиха!

Город замер. Пляжи опустевшие.
Полон горьких новостей эфир.
Лишь волна, от боли поседевшая,
Неустанно шепчет: «миру – мир»…

______________

* – створный маяк – вспомогательный маяк, устанавливаемый на суше. Их обычно два. Они устанавливаются на суше, в отличие от основного маяка, устанавливаемого в море. Луч створного маяка – красный.
** – мильхама – война (иврит).

Зима гравюрой черно-белой
В прямоугольнике окна
Возникла за ночь. Там несмело
Шел первый снег, и то и дело
Сбивался с шага. И со дна
Пустынных улиц поднимались
Ему на помощь фонари.
Шел первый снег. Какая жалость –
Ему всего-то оставалось
Дожить до утренней зари.

 

МЕЖДУ СЕГОДНЯ, ЗАВТРА И ВЧЕРА

Продлись, мой день! Я медленно живу,
Неспешною рукой часы листая.
А годы, как встревоженная стая
Вспорхнувших птиц, летящих в синеву
Сквозь поредевший строй осенней чащи,
Мелькают в окнах памяти неспящей…
Календари сменяются всё чаще,
И поезд жизни ускоряет бег,
И, повинуясь времени законам,
«тик-так» – стучат колёса под вагоном,
И фонари мгновений вдоль перрона
Навстречу мне плывут и бьют поклоны,
И тает на стекле вчерашний снег…

Но прорастают завтрашние сны
В пространстве тьмы, в полёте безвременья.
Сюжеты их загадками полны…
Я длю дремоту утреннею ленью,
Подсказки ночи силясь разгадать.
Там дочь и муж, друзья, отец и мать,
Те, что вдали, и те, что стали тенью.
Фигуры зыбки, лица неясны –
Хотя порою даже слишком чётки…
И вновь судьба перебирает чётки:
Слова я слышу, но невнятна речь –
Язык чужой. Но место мне знакомо:
Вот комната, вот кафельная печь,
Которой нет давно… Я снова дома!
Вот улица моя. Здесь был проход
Куда-то к морю.  Вот и поворот,
Потом другой… Тупик! Я заблудилась!
Прохожий, помоги мне, сделай милость!!!
Но никого вокруг. В тревожных снах
Я вновь ищу дорогу впопыхах,
Не находя…
Меня спасает утро –
Домашнего тепла уютный плед.
Заботы дня, обыденности пудра
Припорошат ночных кошмаров бред –
И сон забыт. О, суета сует!
В который раз меня ты выручаешь,
Горячей утреннею чашкой чая
Смягчая и смывая горечь бед…
Продлись, дневного солнца ясный свет!
… Но в сумерках видений слабый след
На дне сознания опять крепчает,
И вечер ничего не обещает.
И снова я блуждаю до утра
Между сегодня, завтра и вчера.

 

МЕДУЗА

И ласка шёлковой волны,
И неба выцветшая блуза,
Стекло сиреневой медузы,
Всплывающей из глубины.

Прозрачен купола опал,
Овалы глаз мерцают грустно…
Светильник вод, живая люстра,
Чей лунный лик легендой стал!

Как мог тебя убить Персей,
Не утонув в очах бездонных?
Они пленили Посейдона
Отважной дерзостью своей…

В твоей крови рождён Пегас –
Поэты помнят ли об этом?
Отрадно слушать жарким летом
Волны лепечущей рассказ.

Там льётся золото волос
И вьются кудри чудо-девы…
Но мифа вольные напевы
Владыка-ветер вдаль унёс.

Иные ритмы на слуху.
Лишь в памяти осталась веха.
И отзвенела дальним эхом
Мелодия на берегу,
Где, музам и богам назло,
Сентиментальной нотой блюза
В октаву августа стекло
Волны прощальное тепло
И неба выцветшая блуза,
И фиолетовой медузы
Венецианское стекло.

 

БРОДСКАЯ СИНАГОГА

Камень шершав и сед.
Памяти пыльный след,
Времени никотин
В складках его морщин.
Скрыт штукатурки слой
Копотью и золой.
Спит за немой стеной
Жизненный путь земной
Тех, кто когда-то жил,
Тех, кто сегодня жив.
Там, где раввин служил,
Нынче хранит архив
Лица и голоса,
Даты и адреса
Тех, кто на небесах,
Тех, кто в сырой земле,
Тех, кто живёт в тепле.

Судьбы и имена,
Письма и письмена,
Вымысел или факт,
Справка и артефакт…
Книги или кино,
Ныне или давно,
Список побед и бед –
Повесть минувших лет.

Символ случайный есть
В том, что хранится здесь
Странная эта взвесь –
Рода людского весть.
Грустный, слепой союз…
Времени тяжек груз.
И устоит ли дом
Или пойдёт на слом?
Но, прислонясь к стене,
Слышу – иль мнится мне? –
Эхо с горы Синай:
«Барух Ата, Адонай!» **

______________

* – Бродская синагога в Одессе названа так, потому что она построена была на средства общины евреев – выходцев из города Броды, переселившихся в Одессу.
** – “Благословен ты, Господь” – начало молитвы (иврит).

 

***

Весь мир сошёл с ума. Слетел с колёс,
Как поезд, что несётся под откос,
Забыв про рельсы и круша вагоны.
Вокзалов переполненных перроны,
И дроны в небе вместо птиц…
А я
Среди осколков хрупких бытия
Брожу, осколки быта собирая.
Пытаюсь мирный пазл из них сложить
И протянуть связующую нить
Меж «завтра» и «вчера».
Задача непростая,
И вряд ли я смогу её решить…

Распалось время на две половины –
На «до» и «после». Где я? – В середине
(увы, не золотой) …
Как долги вечера!
И длится ночь.
«Я верю во Вчера» *,
Живу сегодня, опасаюсь Завтра.
Поток сознания уносит (вспомним Сартра)
К тем берегам, где «быть или не быть».
И всё же мы плывём…
«Куда ж нам плыть?» **

______________

*  – Yesterday – песня Битлз
**  – А.С. Пушкин, «Осень» (неоконченное), последняя строка

 

* * *

Сплетает утро солнечную сеть
На водной глади.
Русалке впору на ветвях сидеть
В таком наряде!

Ах, Лукоморье… Те же чудеса
(Впадаю в детство?)
И кот учёный бродит «сам-с-усам»
Здесь по соседству.

Не по цепи, а по балконам – шасть!
Разбудит ночью…
И чёрный, как смола! – что за напасть?
Беду пророчит?..

Но я – не в этой сказке. Наяву
Я – в Средиземье.
Почти по Толкиену я живу…
Но вместе с тем я

В реальности – не волею своей:
Судьбой ведома,
Оставила мой город и друзей,
Лишилась дома…

Не я одна – поразбросало нас,
Как листья ветром.
Увидеться случится ли хоть раз
На свете этом?

…Смеркается. Пылающий закат
С балкона вижу,
И слышу волн размеренный накат –
Так море дышит.

Я ¬– в Средиморье. Скажут ¬– повезло? ¬–
И ¬– в Средимирье.
И знаю – победить не сможет зло!
И верю в мир я.

 

* * *

И одинокая звезда
В высоком небе,
И моря тёмная вода –
Мои плацебо…

И найденный «куриный бог»
На диком пляже,
И раковины завиток,
И пальм плюмажи.

И плющ на каменной стене –
Надежды зодчий…
…Но с памятью наедине,
Чернильной ночью

Наш бесконечный разговор
Всё длится, длится:
Я вижу улицу и двор,
Родные лица…

Беда пришла на мой порог,
Стучится в двери.
Но знаю – войнам выйдет срок!
Я жду и верю.

Дожить бы только… Но – живу!
(Плацебо лечит?)
И не во сне, а наяву –
Расправлю плечи

И объявлю войне – табу!
А эту землю
И новую свою судьбу,
Как дар, приемлю.

 

* * *

Перепутье. Тропы не проторены.
Сами шли? Судьба ли нас вела
К берегам, где море на две стороны
Распростёрло пенные крыла?

К Средиземному – от моря Чёрного
Пролегла дорога, как стрела.
И по красному лучу по створному*
По пятам война за нами шла.

Догнала. Аукнулась сиренами.
Всё двоится, словно в страшном сне:
Жертвы, и заложники, и пленные,
Бой, пролом в разрушенной стене…

Перекличка. Как вы? Где вы? Живы ли?
Свет? Вода? Не надо ли помочь?
Чемодан тревожный уложили ли?
Первая, вторая, третья ночь…

Хроника войны? Нет, не веду её.
Мильхама** – не тема для стиха.
Просто жду. Живу. Надеюсь. Думаю
Об одном – была бы ночь тиха!

Город замер. Пляжи опустевшие.
Полон горьких новостей эфир.
Лишь волна, от боли поседевшая,
Неустанно шепчет: «миру – мир»…

______________

* – створный маяк – вспомогательный маяк, устанавливаемый на суше. Их обычно два. Они устанавливаются на суше, в отличие от основного маяка, устанавливаемого в море. Луч створного маяка – красный.
** – мильхама – война (иврит).