Владимир КОЗЛОВ ● Сумма элегий: «Осень» Баратынского
Исследование жанрового мышления русской лирики последних двух веков имеет два перспективных направления. Первое — изучение жанровых моделей. Второе — жанровые прочтения даже классических произведений, показывающих, как в них разворачивается жанровая борьба. Задача первого направления — сформировать претендующий на полноту инструментарий жанрового мышления лирики. Задача второго — показать всю сложность и тонкость использования этого инструментария лучшими поэтами.
Эти задачи не автономны друг от друга. Не зная жанровых форм, мы не сможем увидеть жанровой борьбы. Изучение жанровых форм русской неканонической элегии, которым мне довелось заниматься несколько лет[1], дало возможность оценить тонкости жанрового решения в одном из признанных шедевров русской лирики. Можно не сомневаться в том, что дальнейшее изучение жанровых форм, позволит прочесть русскую поэзию, углубляя понимание и сложность взаимодействия творческой индивидуальности с традицией. Такой подход позволяет не просто декларировать значение традиции, а показать, как традиция, воплощенная в конкретных формах, «участвовала» в индивидуальных поисках, направлялась ими и направляла их сама. В таком случае индивидуальные заслуги, личный вклад в традицию стиха предстает более наглядно.
Читать дальше 'Владимир КОЗЛОВ ● Сумма элегий: «Осень» Баратынского'»