ОЛЕСЯ НИКОЛАЕВА. «СКВОЗЬ ВЬЮГИ РОСЧЕРКИ КРИВЫЕ…»
Барону В.Г. фон М.
До двадцать первого века дожил, как лель и тролль.
Русский немец, барон и ворон, тайник секретов,
обломок и самородок, миф, архетип, пароль,
родовая травма страны Советов.
Не полЕнился Творец в лепке, тонкописи, резьбе,
не отказал ни в искусности, ни в прихотливой силе:
в веке двадцатом явно покровительствовали тебе
сам Государь Николай Александрович и Святитель Василий.
День наш грядущий – извилист, прошедший – мглист,
но когда среди пролетариев, юродов, фриков
появляется дворянин – церковник и монархист,
воскресает Россия к недоуменью языков.
Может, не все потеряно? Не все закатано в гать?
Может, нам внушено надуманное сиротство:
девочка ищет отца, мальчик находит мать
и восстанавливают утраченное первородство!
На сердце положа руку, от имени своего
так говорит русский герой, проходя мытарства:
«Равенства нет даже в самой природе, но нет его
и выше: под нами – бездна, над нами – царство».
Так говорят чудом спасенный аристократ,
Богоизбранный народ, херувим пернатый,
так говорит нам солнце, звезды так говорят,
и усеченный мечом апостол, и змей заклятый.
«А к революции, – одним движением губ, –
русские немцы отнеслись брезгливо-высокомерно:
представьте, грызун восстает на медведя иль гриб на дуб.
Это и погубило нас всех, наверно!»
* * *
Покуда кутят, наслаждаются,
тусят, снуют туда-сюда,
романы крутят, объедаются,
жизнь прожигают господа,
их челядь с мыслями неровными
руками щупает испод,
интересуется любовными
интригами своих господ,
интересуется достатками,
убытками, мошной, ларцом,
духами, тайнами, ухватками, –
все с важным пробует лицом!
И друг пред другом – по касательной:
– Мои – богаче и сильней!
– Мои – прославленней, влиятельней!
– Мои – роскошнее царей!
И столько искренности, страстности
в их откровеньях искони,
что ощущение причастности
семейной гордости сродни.
И правда ведь – закат пылающий,
и экзотический самшит,
и пруд, под вечер обмирающий,
к которому дворец пришит,
не челяди ли, это знающей
на ощупь, – здесь принадлежит?
…Не так же ль смерть, с артритом в голени,
как слуг, господ низвергнет с круч:
«Без отпускного вы уволены!
Верните ключ!»
ДРАМА
Сюжет избит, затаскан, всем знаком:
увлекся пожилой, с брюшком, как спятил,
молодкой с челочкой, с коленкой, с локотком
и обрюхатил.
Жена – в истерике. Его одеколон
в сортир спустила дочь-отроковица:
он собирается менять жилплощадь, он,
как пес на выгуле, красуясь, молодится!
Его сотрудницы перетирают вновь –
за сорок лет ухоженные дамы:
«Любовь у шефа или не любовь?»
и делают массовку этой драмы.
А что молодка? Если допечет,
она надует губы, бровь подправит,
сверкнет коленкой, челочкой махнет
и острый локоток отставит.
…Все знать – так муторно! От приторных речей
Давно бы мир прогорк в своих вопросах.
Когда б не тремоло незримых скрипачей,
Перебивающих томленье безголосых.
* * *
1.
Флакон одеколона свой аромат хранит.
И мертвого дракона зуб острый ядовит.
И дама пик – вся в крапе – к беде, хотя на вид
В такой приличной шляпе, в пальто: английский твид.
…Зачем я чую запах, змеиный слышу шип,
Зачем на лисьих лапах мех беличий налип?
Заигрыванье с адом и бритовка в руках –
За благостным фасадом, за сценой в огоньках…
За бархатною шторой, закрыв дверной пролет,
таится тот, который, быть может, и не тот…
2.
Так разум дремлет праздный, под разговорный фон
Причудливо-бессвязный абсурдный смотрит сон.
А вот душа – во фразе, в движеньях – в том и как –
Находит смыслы, связи, значенья, символ, знак.
И мир на этой скрытной подветренной версте
Вдруг виден в беззащитной и страшной наготе.
ПРОТЕСТАНТ
Тебя, мой друг, совсем затуркали
Майдан, и Крым, и дым Донбасса,
Валютный курс, китайцы с турками
И человеческая масса.
Когда идешь на марше с прочими,
Держась за транспарант, – едва ли
Твой взор не выдаст озабоченный,
Как тут тебя замордовали.
О да! Тебя ввергают в бешенство,
Злят до кусанья заусенцев
И лица хэкающих беженцев
И простецы из ополченцев.
Иное дело – стать английская,
Французский стиль, клозет немецкий
Или баута флорентийская
Взамен байды замоскворецкой!
Взамен всей этой Рощи Марьиной
И византийского замеса,
Сермяжьей правды, репы пареной,
Авося, кваса и бельмеса!
И как мириться здесь с хроническим
Авралом, с духом своенравным,
И с алфавитом кириллическим,
И с пафосом самодержавным?
Стоишь такой – с глазами-щелками,
С протестной вывеской на вые,
Пока тебя фотограф щелкает
Сквозь вьюги росчерки кривые.
Ты и получишь – снимков дюжину…
Смеркается. Сейчас накатит.
Ведь непонятный люд жемчужину
Нашел и, покупая, платит!
* * *
Пошлые слова эпохи рынка,
например: «вкуснятина», «совок»,
«не срослось», «вторая половинка»,
«смайлик», «чмоки-чмоки» «чирик», «йок».
«Бабки, баксы, башли, пятихатка», –
все бабло наперебой галдит.
Мерзости египетской загадка
в том, что прилипает и смердит.
Жесткий слэнг и суржик, треп и лепет,
все равно, ты не уйдешь, братва, –
ведь твой мир, выстраивая, лепят
адские слова.
Но пацан реальный и серьезный
Папик с телкой верят – не замай –
в рай элитный, в рай амбиционный,
в пафосный, кайфовый, светлый рай.
_________________________________
Об Авторе: Олеся Николаева
Олеся Николаева родилась в Москве, окончила Литературный институт им. Горького, где сейчас ведет семинар поэзии. Профессор, автор 12 книг стихов, 4 книг эссеистики и 24 книг прозы. Лауреат многих премий – российских и зарубежных, в том числе – Национальной премии "Поэт".