Андроник РОМАНОВ ● «Все дело в качестве сублимации…»
– Здравствуйте, Андроник! Слух о Лиterraтуре пошёл по всему Русскому Безрубежью, и мы рады, что у Вас нашлось время заглянуть в нашу Гостиную. Определение «подвижник» в связи с Вашей деятельностью возникало в прессе. Например, в интервью с Вами Борис Кутенков пишет: «Радует Ваш оптимизм – наверное, без него невозможно настоящее подвижничество» (Сетевая словесность. 03.08.2014). Мнение тех, кто номинировал Вас на звание Поэта-Подвижника, полностью совпадает с общим мнением тех, кто знает Вас и то, что Вы делаете для литературы. Итак, с чего всё начиналось? Как возникло стремление участвовать в литературном процессе на правах организатора?
– Здравствуйте. Спасибо. Стремления как такового не возникало. Я вообще не коллективный игрок. Потому долгое время вообще сторонился какой-либо публичности. Но… знаете это чувство – когда сидишь в театре, на спектакле и тебе кажется, что ты лучше бы поставил или сыграл ту или иную сцену? Я из тех ненормальных, кто не просто так подумал, но еще и полез на сцену воплощать задуманное.
Существуют два теперь уже перпендикулярных мира, пересекающихся в нерегулярных нынче книжных магазинах – авторы с их насыщенным литературным процессом и читатели с их скудным знанием современной русской литературы. Магистральные тиражи литературных журналов остались, к сожалению, вместе с заботой государства об интеллектуальном уровне граждан в отдаленном прошлом. Цивилизации нынче противопоказаны думающие потребители. Теперь это не государственная забота. Спасение утопающих в безграмотности и пошлости нынче – дело рук самих утопающих. Мне захотелось изменить сложившуюся ситуацию. Пусть для десятка, как мне тогда казалось, читателей не из литературной среды.
– Является ли Лиterraтура Вашим первым детищем или были другие проекты, предварявшие её появление?
– Были, есть и будут. Стартапы – моя специализация, увлечение и постоянный источник доходов. Естественно, нужно понимать что-нибудь в маркетинге, чтобы сделать успешный интернет-проект. Лt – не просто сайт, это – комплекс компетенций, схем продвижения, методика работы с авторами и произведениями. Настоящий литературный журнал, распространяемый через интернет. Со своей профессиональной редколлегией, колумнистами, авторами, пишущими критику и публицистику. И т.д.
– Почему «Лиterraтура»? Какая метафора кроется в написании?
– Тут все просто. Я уже говорил: современная литература малознакома современному читателю, своего рода – terra incognita. Отсюда в корне этого словообразования – terra – Лиterraтура.
– Что Вы делаете для популяризации журнала? Мне как преподающей принятие решений в литературе и бизнесе это особенно интересно. Поделитесь стратегией, позволившей Вам столь успешно в короткие сроки сделать журнал популярным и читаемым. Дело ведь не только в хороших авторах – они публикуются и в толстых, и в тонких журналах.
– Активно пользуемся виральными каналами соцсетей, участвуем в партнерских программах… Но самое главное – мы собираем каждый номер для себя. С особой читательской любовью к хорошим текстам и достойной их подаче. Отсюда – лучший пиар – сарафанное радио.
– У журнала свой особый пульс, ритм, своя динамика, в корне отличающая его от других. При этом авторы её появляются и в других изданиях. В чем секрет? Как бы Вы определили особенность Лиterraтуры?
– Особенность первого в своем роде явления очевидна: оно – первое. Лt – первый электронный литературный журнал на русском языке. Именно журнал. Ни сайт, ни портал, ни “страничка в интернете”. Мы не ревнуем наших авторов, потому, что в приоритете текст, произведение, а не автор.
– Каковы планы по развитию журнала с точки зрения перспективы на будущее? Будет ли что-то меняться, привноситься в этот проект?
– Главное в нашем деле – стабильность. Журнал должен быть. Не снижать уровня публикуемых текстов, не терять в качестве их подачи. Сейчас мы не планируем каких-либо серьезных перемен. Будут спецвыпуски, разовые мероприятия. В конце года назовем имена наиболее популярных авторов по версии журнала. Ничего, что поменяло бы лицо Лиterraтуры.
– Удалось ли снять документальный сериал о русской литературе и провести фестиваль или это по-прежнему в планах?
– Фестиваль провели, назвали его банально – “Литfest-2015”. На Youtube можно найти сюжет по запросу “Литfest”. Случилось настоящее яркое событие. Была встреча редколлегии с читателями, два дня перед зрителями выступали поэты – авторы Лt. Идея сериала мигрировала в цикл телевизионных и радиопередач, но все еще впереди.
– Не сомневаюсь. Хотелось бы задать ещё вот какой вопрос. Мне лично очень не хватает киосков, в которых можно было бы купить по дороге журнал, газету, а то и книгу. Книжный киоск, помимо всего, несёт образ гуманитарного пространства, столь родного для многих, выросших в культуре «читающей страны». Лиterraтура каким-то образом соединяет в себе пространство традиционное с электронным, и эффект киоска присутствует всякий раз, когда я вижу рассылку на ФБ. В чём, по-вашему, причина такого эффекта?
– Все дело в качестве сублимации. И в первом и во втором случае. Я больше месяца возился с дизайном Лt. А до этого полтора года жил с идеей литературного журнала гипотетического нового поколения, который бы соединил традицию в смысле сбора, подачи журнального контента, позиционирования издания и авангарда в смысле распространения, продвижения посредством новых коммуникативных каналов. Это большая работа подготовившая успех Лиterraтуры.
– В каких ещё литературных проектах Вы участвуете? С кем сотрудничаете? Что в замыслах?
– С некоторых пор я не любитель анонсировать замыслы. Есть несколько проектов разной степени значимости и готовности. Сотрудничаем со многими. Сотрудничество, в основном, носит характер дружбы и готовности оказать посильную помощь в любом созидательном деле. К сожалению, не на все хватает времени.
– И наконец, как литературная деятельность влияет на творчество? Остаётся ли для этого время? Повышает ли это творческий импульс или наоборот – снижает его?
– Это две параллельные ипостаси. То, о чем мы говорили до этого, я воспринимаю как – прошу прощения за пафос – служение. Гражданский, социальный долг. Как угодно. А творчество – это удовольствие, особенно с недавних пор моего стремительного, и как оказалось, небезперспективного погружения в прозу. Оказалось, что в метро замечательно пишется. К примеру, все три рассказа, опубликованных в сентябрьском номере “Нового Мира” написаны в метро, в смартфоне.
– Благодарю за интервью и желаю удач творческих и организационных! А теперь – стихи.
* * *
прежде чем написать тебе это
я ставлю три звёздочки так
здесь обозначают начало
и так начинается время
и долгое летнее утро
на чистом фламандском картоне
два контура темперой белой
немного бы в волосы охры
но окна распахнуты в лето
и привкус черешен не страшен
* * *
Небесной механики нет
в том, что было бы, не
сделай ты то или это.
Не девушку, так подушку
обнимешь в итоге.
С детства меня приучали к войне
мои сотоварищи по горшку,
играющие в войнушку.
Я рос, читая письма Макграта,
думал Овидий – волк
или собака,
делал планер из палочек,
ел черешню.
А рядом сидел на корточках
бог как бог
и не делил окружающих
на грешников и безгрешных.
* * *
Узкой полоской ситца
Небо над одеялом.
Встать, закурить, не злиться,
Слиться с ночным кварталом.
Слово цепляет слово.
Кофе и сигарета.
Взять и уехать, снова
Выйти из интернета.
Смотришь в окно, ложишься
С краю большой кровати,
И пустоту в квадрате
Спрашиваешь: приснишься?
* * *
грустно
этих двух
наблюдать
держащихся за руки
вместе
они эстетичны
самим содержанием пьесы
искусство
которым детей не накормишь
и хочется плакать мужчине
у них не бывает
и жили и умерли
вместе
вернее бывает что жили
щетинка к щетинке
и шумно дышали закрыв и
зашторив и
ждали
когда все закончится
верным закадровым
снято
мне жаль их
смотри
нам с тобой повезло
мы хотя бы
мужчина и девочка
мальчик и женщина
вместе
ТЁМНЫЙ ДЕНЬ
День столичный сегодня мучительно прост.
Ни ветра, как это случалось, раньше в это время,
Раскачивающего не раскачивающийся мост,
Надувающего бронзовые паруса, охраняющего кремль.
День, когда я проснулся в двенадцать и сижу прислонившись к стене
Как вынырнувший из-под воды, пытаюсь понять где я.
День, когда мне особенно горестно думать о дочери и о тебе,
Адресат неумышленных писем в Рим от подвыпившего Помпея.
И мне грустно и горько, и я почему-то шепчу –
Кука… В это время ты обнимаешь не самого лучшего в прошлом друга.
Но это уже пустое. День, когда я не хочу,
Я ничего не хочу, тем более этого стука.
Проходит, как минимум, вечность, и длинное ка-а-а-ррр
Будит меня окончательно встать, как следует потянуться,
Налить себе кофе, выйти из дома, плюнуть на тротуар,
Открыть глаза и попытаться снова проснуться.
* * *
Звонил тебе, не дозвонился
и загрустил.
Уж лучше б водочки напился
и отпустил.
Возненавидел свой мобильный
за смс
от всяких спамеров дебильных,
на стену лез.
И в комнате цветущим летом
остаток дня
сидел, гадая где тебе там
не до меня.
ГРАВИТАЦИЯ
Так неожиданно находишь себя в других –
Сомелье воздуха и постпродажной пиццы,
Предпочитающих рифмованной прозе жизни белый стих,
Ожидающих на вокзале чем бы подзарядиться.
И не просто волен, а делаешь. Просто так.
Потому, что хочешь, или потому, что не хочешь.
И таких условностей как… как – злейший враг –
Ни в гугле, ни в телефонной книге не находишь.
Она смотрит ему в лицо, он делает вид
Что ему интересно… И прочие сцены быта
Становятся в скучный ряд с пефоменсами Дали
Просыпающейся нимфетки у пушкинского корыта.
Если бы я был подростком пятнадцати-тридцати
Я не сел бы на поезд. Я вышел бы на остановке.
Я кричал бы тебе не оглядываясь: Прости!
И не относился бы к жизни как к дрессировке.
Интервью вела Вера Зубарева.
Об Авторе: Андроник Романов
Андроник Григорьевич Романов родился в Казахстане. Учился в Карагандинском университете, в КазГу в Алма-Ате и в Литературном институте им. Горького. Поэт, прозаик. Автор трех книг и многочисленных журнальных публикаций. Стихи переведены на английский, французский, арабский языки. С 1991 года живет в Москве. В начале 2014 года организовал проект «Лиterraтура».