RSS RSS

Наталья ЛАЙДИНЕН. «Восстановление связи с Создателем…» Памяти Иона Дегена

Ион Лазаревич Деген (4 июня 1925 — 28 апреля 2017)

Ион Лазаревич Деген (4 июня 1925 — 28 апреля 2017)

В эти хмурые и неожиданно холодные апрельские дни Москву заливает дождями. Природа точно оплакивает долгую зиму, уходящую безвозвратно. Или – целую эпоху?..

С того мартовского вечера,  когда перестали приходить весточки от Иона Лазаревича Дегена, на душе стало очень неспокойно, тревожные предчувствия не отпускали. Вчера, когда под пронзительным ливнем я возвращалась домой, в самый неподходящий момент постучались стихи. Торопливо записала несколько строф в блокнот, точно зная, что это Ион Лазаревич напоминает о себе. Странная у нас установилась связь… Восемь лет на расстоянии общались время от времени, «вживую» встречались всего несколько раз, а все же теплое и явственное присутствие Иона Дегена в своей жизни я постоянно ощущала в самом сердце.

А сегодня, 28 апреля, обрушилась внезапная новость из Гиватаима, которую даже не смогла сразу осмыслить и принять. Вернулась к стихам, переписала, потом бродила, словно во сне, перебирая разрозненные воспоминания. Думала об Ионе – именно таких людей издревле называют Учителями. Одним своим существованием он очень сильно повлиял не только на мою личную судьбу, но и на широкий круг друзей и знакомых. А вообще тех, кого в буквальном смысле излечил и вернул к жизни Деген по всему миру, я уверена, – тысячи.

Ион Лазаревич ДегенС самого начала нашего знакомства меня поразила не только славная боевая биография Дегена – подлинного Героя,  ушедшего на фронт в шестнадцать лет и ставшего танкистом-асом, многократно раненного, но его редкая  самоотдача, человечность и мудрость. Способность, несмотря на тяжелейшие жизненные испытания, сохранить светлость души, спокойствие и оптимизм, открытость миру и людям, глубокую благодарность наставникам и друзьям. При встрече удивили очень яркие, молодые глаза, которые, казалось, жили своей особой жизнью на лице Иона. Его доброжелательная улыбка, впечатлительность, непосредственность обезоруживали сразу. А острая шутка и соленое словцо раскрепощали собеседников, которые через пять минут становились завороженными слушателями. Так происходило ровно до того момента, пока не начиналась дискуссия: в ней Деген мог быть запальчив и категоричен, у него всегда было своя личная правда, которую он страстно отстаивал.

Встречаясь с Ионом Дегеном, я понимала, что не только старые фронтовые, но и многие душевные раны болят до сих пор, поэтому старалась их не бередить. Мы общались преимущественно на уровне души и поэзии, а еще – интеллекта, разума. С помощью Иона Лазаревича я узнала многие правдивые страницы Второй мировой войны, подлинные события еврейской истории и современности, яркие явления философии и искусства. Последовательный вклад Дегена в мое общее образование и осмысление реальности очевиден: благодаря его просветительской работе мне открылись десятки имен и историй людей, внесших колоссальный вклад в развитие мировой культуры, изменивших ход истории. Он словно перенастроил мой внутренний механизм, заставив совсем по-другому взглянуть на многие проявления жизни, стать взрослее, серьезней, глубже. И при этом, – продолжать верить в свою звезду и призвание.

Всякое письмо от Иона Дегена непременно заканчивалось приветами и сердечными пожеланиями родителям – незаметно он вошел не только в мою душу, но и в сердца близких, заочно став важным и дорогим человеком в семье. Да и мне, к тихой радости, довелось встречаться с необыкновенной, всегда улыбающейся красавицей-женой Люсей, путеводной звездой всей жизни Иона, беседовать с его сыном Юрием.

Ион Деген очень строго и требовательно относился к стихам. «Чудо поэзии» занимало и волновало его постоянно. Особенно внимателен он был к лирике: я удивлялась, что в моих поэтических сборниках он всегда отмечал очень женские, эмоциональные стихи, а вот философские – зачастую критиковал, говорил, что мне нужно непременно писать о любви, об остальном напишут другие. Наверное, это происходило потому, что он очень любил и всеми фибрами души воспринимал земную полнокровную жизнь в ее чувственном разноцветье.

Ион Деген и Наталья ЛайдиненОгромное счастье, что Ион Деген дважды побывал в России за последние годы: на сцене Кремлевского дворца его наградили премией Федерации еврейских общин России «Скрипач на крыше» в номинации «Человек-легенда», он несколько раз с успехом выступал перед московской публикой, о нем режиссером Михаилом Дегтярем снят документальный фильм, вышло несколько телевизионных передач… Запоздалое признание на Родине, и не только среди старшего поколения. Читая на мероприятиях в разных регионах России стихи Дегена, выступая с рассказами о нем перед курсантами и студентами, я видела слезы, закипающие в глазах у подростков, стоит только начать декламировать его военную лирику. Она действительно пробивает любую броню не совершенством формы и слога, а рвущей душу остротой восприятия юного бойца-танкиста, оказавшегося на грани жизни и смерти.

Не знаю, как у других, а у меня в душе все равно остается горькое чувство вины. Несмотря на все попытки обращений  к разным влиятельным людям и структурам с целью обсуждения возможности присвоения Иону Дегену, пусть даже с колоссальным опозданием, звания Героя (дважды он был представлен к этому в прежние годы за боевые подвиги, и дважды следовал отказ), восстановить справедливость пока не удалось. Тем не менее, Деген навсегда остался в нашей памяти истинно народным Героем, что не менее значимо.

Сам Ион говорил об этом факте биографии с давней затаенной болью, но и с улыбкой. Он знал, что в жизни ему открылось нечто большее, чем мирская известность и слава. Несколько раз он в буквальном смысле, вопреки законам медицины, «воскресал» из мертвых после тяжелых ранений. Возвращался к жизни не только физически, но и – духовно, хотя это был долгий и непростой путь. Был уверен, что жизнь ему дарована вновь свыше, чтобы он мог во всех смыслах соединять разъединенное, нести в мир Правду. Этим «счастливчик»-Деген и занимался каждый день, с раннего утра до позднего вечера, едва ли не до последних дней, спасая людей на хирургическом столе, делая научные открытия, консультируя, распространяя важную для многих информацию, оставляя в записях воспоминания и размышления. Ион Деген был убежден в «неслучайности» цепочки событий его жизни, пересечений с людьми, открывшихся возможностей. Восстановление связи с Создателем, возвращение «заблудших овец» на правильный путь, врачевание души также было важной частью его миссии. При этом к себе он постоянно подходил с самыми высокими требованиями, рефлексировал, сомневался.

Вот отрывок из его письма от 20 мая 2016 года: «То ли у меня сейчас избыток незанятого времени, то ли просто подошёл к красной линии, когда следует оценить своё пребывание в этом мире… Сколько ненужного, сколько неправильного, даже постыдного сделал! Сколько нужного недоделал, имея возможности и условия. На войне совсем по-детски обходился рефлексами и эмоциями. Не надо было думать. Только в своей профессии врача был последовательным. Медленно взбирался по ступенькам ошибок. Постепенно отвергал то, чему меня учили, с трудом выбирался из традиций. Становился всё более уверенным в том, в чём уверился на основании знания, опыта и статистики. Как бы мне хотелось оставить это будущим хорошим врачам! Но, увы, будущие врачи не хотят становиться хорошими врачами. Их устраивает состояние приложения к компьютеру и обеспечение потрясающей медицинской технологией. А мыслить? Для чего? Задуматься о том, что время, как и расстояние, постоянно. Что оно не меняется. Что это мы меняемся, передвигаясь по нему».

Пример многогранной личности Иона Лазаревича Дегена, Героя войны, Врача и Человека, я убеждена, оказал огромное воздействие на самых разных людей во всем мире. Частичка тепла Иона, его жизненной мудрости навсегда останется в каждом из тех, с кем он общался. А еще сохранятся для потомков его бесценный врачебный опыт, научные материалы, результаты исследований и, конечно, пронзительные военные стихотворения, жгучие в откровенности рассказы и воспоминания. Литературные труды Иона Дегена, без сомнения, уже стали частью сокровищницы военной поэзии и прозы, сохранив голос утраченного поколения военных мальчишек, которые стремительно мужали в боях.

Я безмерно счастлива, что жизнь дала мне возможность общения с таким необыкновенным Человеком, при жизни ставшим легендой. Будем его помнить, читать стихи, рассказывать детям о том, какими были выдающиеся люди «поколения Дегена» – несгибаемыми, честными, сильными, мужественными, и при том – открытыми, душевными и ранимыми. Всемирно известный врач, поэт, ветеран Ион Деген навсегда остался в душе таким же благодарным романтиком, каким был, когда писал свои юношеские стихотворения, с тем же обостренным чувством справедливости и бескрайним удивлением – перед волшебством поэзии и любви.

Вот последнее четверостишие его стихотворения, присланного 23 февраля 2017 года – Ион Деген пытался восстановить утраченные в военные годы строфы:

Далёк от тех забытых ощущений,
И от грехов незнаемых тогда.
И, каясь за прожитые года,
Избавлен за стихи просить прощений.

 Ион Деген

Светлая память Иону Лазаревичу Дегену. Поклон от всех его российских друзей, коллег и почитателей. Глубокие и искренние соболезнования родным и близким.    

Помним, любим, скорбим.

                                                Иону Дегену

***

Весенний день – ни мира, ни войны,

На фронте дар случайный – передышки,

Ты вдруг оглох от этой тишины

И только листья на березах слышишь.

 

Мальчишка, за тобою целый взвод,                                                                                     

Броня горит и плавится на танках.

…Тебя душа к романтике зовет

И не желает помнить об атаках.

 

Вдали от дома и родной семьи,

О чем-то грезишь, сердцем отдыхая,

Летят стихи неровные твои –

Бездомных птиц испуганная стая.

 

А ночью грянет бесконечный бой,

И Ангел Смерти будет снова рядом,

Но ты храним счастливою судьбой

И Тем, чья близость, – высшая награда.

Ион с супругой - Люсей Деген

image_printПросмотр для печати
avatar

Об Авторе: Наталья Лайдинен

НАТАЛЬЯ ЛАЙДИНЕН – кандидат социологических наук, член Союза Писателей России, лауреат международных премий, человек яркий, одарённый, чувствующий красоту мира и сотворяющий её в своих произведениях. Наталья - лауреат нескольких международных премий, за литературное творчество награждена памятными медалями. Публиковалась в десятках российских и зарубежных СМИ, сборниках, альманахах. Сотрудничает с журналом «Алеф» в качестве журналиста и публициста. Её стихи об Израиле проникнуты романтикой, таинством и драматизмом, в которых раскрывается душа автора – многогранная и чуткая к культуре и религии этой страны.

2 Responses to “Наталья ЛАЙДИНЕН. «Восстановление связи с Создателем…» Памяти Иона Дегена”

  1. avatar akc says:

    светлая память… Спасибо, Наталья…

  2. avatar Борис Кушнер says:

    Спасибо, дорогая Наташа! Деген и мою жизнь осветил. Мир, вечный мир Высокой Душе…

Оставьте комментарий