Вера ЗУБАРЕВА. Алмазный век русской поэзии
Это век дивергенции, где россыпи имён усеяли небо русской поэзии, не конвергируя при этом к единому имени или плеяде. Их объединяет высокий профессионализм, неоспоримый талант и уникальный голос. Взять хоть русских поэтов, проживающих в Штатах. Владимир Гандельсман, Владимир Друк, Катя Капович, Бахыт Кенжеев, Ирина Машинская, Алексей Цветков… Не стану продолжать этот ряд, дабы не утомить читателя. Дотошное перечисление имён – не цель моей заметки. Никто из вышеназванных поэтов не является центральной фигурой по отношению к другим, но каждый – централен. Это поэты яркой поэтической индивидуальности. Их не спутаешь ни с другими, ни друг с другом. То же и в России, где имён, естественно, куда больше. Вот, навскидку – Ефим Бершин, Владимир Берязев, Игорь Волгин, Мария Ватутина, Анна Гедымин, Ирина Ермолаева, Сергей Золотарёв, Геннадий Калашников, Светлана Кекова, Надежда Кондакова, Марина Кудимова, Олеся Николаева, Наталия Лясковская…… Из восходящих – Евгения Баранова, Анна Галанина, Надя Делаланд, Наталия Елизарова, Елена Лапшина…… Они не ищут свой голос – не экспериментируют, не придумывают – они всего лишь прислушиваются к себе. Когда есть к чему прислушаться, то это уже много. В Украине – Ирина Евса, Ольга Ильницкая, Александр Кабанов, Ганна Шевченко, Людмила Шарга, Анна Яблонская…… В Германии – Даниил Чкония, Ефим Ярошевский, Михаил Юдовский…… И то же во всех странах, куда занесла судьба русских поэтов. Имена их знакомы, и называя их, я лишь пытаюсь очертить то безрубежное пространство, которое велико и вмещает в себя гораздо больше, чем мне удалось здесь назвать. Это несмотря на то, что литературным трудом нынче не проживёшь. «Не продаётся вдохновенье, / Но можно рукопись продать» – не работает сегодня. Применимо к сегодняшней ситуации, более адекватно: «Не продаётся вдохновенье, не можно рукопись продать». И тем удивительнее всплеск большой поэзии. Попутно растёт и поток любителей, но не это показатель. Показатель – рост профессионалов и многообразие их голосов. Так что не знаю, как насчёт физической, а поэтическая вселенная большой русской литературы явно расширяется. И если в физической вселенной светила удерживаются на орбитах благодаря таинственной силе гравитации, то в литературе всё многообразие русских поэтов удерживается пушкинским гравитационным полем.
Об Авторе: Вера Зубарева
Вера Зубарева, Ph.D., Пенсильванский университет. Автор литературоведческих монографий, книг стихов и прозы. Первая книга стихов вышла с предисловием Беллы Ахмадулиной. Публикации в журналах «Арион», «Вопросы литературы», «День и ночь», «Дети Ра», «Дружба народов», «Зарубежные записки», «Нева», «Новый мир», «Новый журнал», «Новая юность» и др. Лауреат II Международного фестиваля, посвящённого150-летию со дня рождения А.П. Чехова (2010), лауреат Муниципальной премии им. Константина Паустовского (2011), лауреат Международной премии им. Беллы Ахмадулиной (2012), лауреат конкурса филологических, культурологических и киноведческих работ, посвященных жизни и творчеству А.П. Чехова (2013), лауреат Третьего Международного конкурса им. Александра Куприна (2016) и других международных литературных премий. Главный редактор журнала «Гостиная», президент литобъединения ОРЛИТА. Преподаёт в Пенсильванском университете. Пишет и публикуется на русском и английском языках.
С огромным удовольствием прочла этот очерк. Как хорошо, что “поэзия… (и вообще, русская (русскоязычная) литература) существует и ни в зуб ногой”. И не просто “существует”, но активно распространяется по миру, несмотря на все и всяческие трудности. Успехов Вам, Вера!
Ира, спасибо! И Вам всяческих успехов!