Елена СЕВРЮГИНА. Небожительство в стиле модерн. Максимычева, София. Петербуржье: сборник стихотворений / София Максимычева. – Волгоград : Перископ-Волга, 2022. – 200 с.
«Петербуржье» Софии Максимычевой – яркий образец того, как постмодернистское мышление в сочетании с литературной традицией создают уникальный мир, существующий и развивающийся по особым художественным законам. Книга продолжает тему написанного двумя годами ранее «Эхолота», но на качественно новом, идеально подходящем для авторского замысла материале. Петербург – главный герой книги – соединяет все сквозные мотивы воедино, концептуально оправдывая особую значимость образа воды. «Петербург, как известно, город воды, Северная Венеция» – пишет автор предисловия, литературный критик Иван Родионов. Вода – сверху и снизу, в виде природных осадков или бьющейся о гранитные берега Невы – становится центром повествования, многоуровневым и многозначным символом, органично вписанным в урбанистическое пространство книги. Пространство это продумано и выверено с дотошностью архитектора эпохи Возрождения, где симметрия властвовала над всем, но только ли изяществом симметричной постройки образована художественная ткань повествования? На самом деле, это всего лишь огранка для весьма эклектичного содержания.
Как же устроен Петербург Софии Максимычевой? Его реальное существование весьма условно. Это даже не город, а мифологема мироздания. Хрупкого, камерного, находящегося как снаружи, так и внутри лирической героини. Здесь центральная ось координат пролегла между небом, водой и мостом («а между небом и водой на сером фоне мост горбатый»). Мост нередко шаток и зыбок, но это – связь с прошлым, демаркационная линия, разделяющая надводную и подводную части города. Он не даёт упасть и сохраняет городской стержень и «всё истинное», что существует в настоящем и прошлом северной столицы. Образ же незакреплённого моста ассоциируется с отсутствием духовной опоры.
Мосты – Сенной, Кокушкин, Прачечный, Демидовский, Красный и Старо-Калинкин »– становятся композиционно-смысловыми скрепами повествования, выстраивая городские координаты по горизонтали и вертикали, соединяя их в единый культурный континуум:
У Сенного моста
ходит осень по кругу,
одиночеством став
или болью с испуга.
Здесь неровность и спад
беспокойной погоды,
и с деревьев глядят
птицы разного рода.
Вертикаль образована двумя мирами – десакрализованное пространство привычного каменного домостроя (мир низший) и управляющая им благая сила (мир горний). Они постоянно взаимодействуют друг с другом, их связь неразрывна. Горизонталь – это путь от ограниченного, душного пространства городской тюрьмы к безграничному (пусть даже и сдерживаемому гранитными берегами) миру воды, таящему в своих глубинах ответы на самые важные онтологические вопросы и подлинную суть вещей («за горизонтом добрый Бог, а тут сейчас его тюрьма»). Ярчайшим образцом чёткой, до мельчайших деталей прописанной мифологемы города становится Мариинский проспект:
<…>
Горбылями утыканы сходни,
черепицей покрыта земля;
ангел, сидя на крыше в исподнем,
расселяет птенцов по щелям.
Травы медленно к древу прильнули,
город вдаль растянулся и вширь;
благодать петербургская улиц,
словно писанный Богом псалтырь.
Условные городские координаты наполняются конкретным содержанием, за ними закрепляется определённая система образов, образуя узнаваемый интерьер созданного Максимычевой художественного пространства. В целом атмосфера города мрачная и безрадостная – здесь всегда царит зима, а жители погружены в сомнамбулическое состояние полуяви/полусна. Мир, неявственный и призрачный, даётся всегда на уровне ощущений, «на грани растворения в пейзаже». Это смутные очертания и силуэты, скрытые за туманом, серой дымкой. Здесь всё – влажный морок, «вязкая тьма», «эклектика и дым». Но у города, как будто обречённого на вечный холод и лёд, есть свои хранители – внизу и вверху. Монах, который молится в церкви «о всех озябших и родимых», сизари – «охранники приюта городского» – встают на его защиту, когда «над головой соборной — грозы и пресловутый чёрный ворон». Ассоциативно связанные образы церковного служки и находящейся где-то неподалёку осины – сквозные мотивы книги, отсылающие к библейской теме предательства Христа Иудой и, в наиболее общем смысле – к теме вины. А белый голубь, как известно – это и символ святого духа, поэтому он тесно связан с сакральным верхом. Сверху за городом всегда наблюдают – он под присмотром либо Бога, либо Ангела, либо иной благой силы. Церковь, маковки куполов становятся неотъемлемой частью городского ландшафта.
И всё же видимая статика урбанистической картины здесь всегда соседствует с динамикой. Перед нами – эдакий город-матрёшка, многоуровневый жилой дом-трансформер, смотрящий на мир окнами-порталами. Ярусы этой причудливой постройки периодически двигаются то вперёд, то назад, высвечивая за внешним бытовым ландшафтом совсем иное содержание. Петербуржье становится универсальным культурным пространством, в котором различные эпохи уживаются друг с другом как разнонаправленные лучи единой розы ветров. Путешествуя вместе с лирической героиней, мы, не успевая осмотреться, переходим из одного времени в другое, попадая во власть не только погодного, но и исторического сквозняка. Привычный географический ландшафт раздвигается, как ширма, и на смену ему приходит литературное межсезонье. Вот унылые городские трущобы 19 века, а вот неизменный блоковский фонарь – одна из возможных модификаций благой силы, управляющей городом. Он – «свидетель движения мирского», удерживающий в равновесии хрупкий мир, распятый между светом и тьмой, между водой и сушей, между настоящим и прошлым. В сочетании с мостом или маяком он образует духовную опору сломленного непогодой, «расколотого и разламывающегося» мира:
Маяк на Стрелке, северный фонарь,
Ростральные колонны Петербурга.
Гудит колоколами пономарь,
летит к его ногам небесным шкурка
<…>
Светильник выжигает серый мрак:
густую пелену над Невской дельтой…
И было так, и дальше будет так,
пока вода и берег нераздельны!
Три раздела книги – «Координаты», «Драматургия» и «Петербуржье» – складываются в эклектичный образ города, объединяющего в себе целый сонм городов: современный Питер и Петербург Достоевского, Бродского, Гумилёва, Ахматовой, Пастернака. Но здесь присутствует и более древняя история. Например, острый шпиль Инженерного (ныне Михайловского) замка является молчаливым свидетелем «имперского финала». «Сквозь стёкла прошлого», «в портретных обликах вельмож, и барельефах, и лепнине» начинают проступать очертания блистательной Петровской эпохи.
«Всё проходит, всё проходит», – с ноткой ностальгической грусти размышляет лирическая героиня Максимычевой, и тут же, вступая в противоречие с самой собой, утверждает обратное: тихому свету, скрытому в небесах и подводных глубинах, ещё долго «мерцать на антресолях офицерских» и хранить многочисленные тайны города – мрачного и неприветливого, но способного преобразовать «горечь в речь» и пробудить в обычном обывателе талант творца. Речь и река (модификация воды) в данном случае воспринимаются как производные от одной основы. Город нескончаемых дождей и гениальных литераторов, намертво привязанный к берегам всеведущей Невы, помогает обрести истину там, где «горизонт достигает глубин земных сочленений в прослойке убогой». Из этого сочленения воды «земной» и «небесной» и возникает образ «доброго Бога», освобождённого от своей временной тюрьмы и получившего право обитать на эклектичных небесах всеобъемлющей культуры: на небожительство в стиле модерн:
Беспредметные ссоры и споры,
небожительство в стиле модерн.
Фонари зажигаются споро,
чтобы воздух ночной не померк.
Где вздыхая о прошлом, пекарня
испускает коричный дымок,
и горячую булку напарник
завернёт в бумазейный платок.
Об Авторе: Елена Севрюгина
Родилась в Туле в 1977 г. Живёт и работает в Москве. Кандидат филологических наук, доцент. Автор публикаций в областной и российской периодике, в том числе в журналах «Homo Legens», «Дети Ра», «Москва», «Молодая гвардия», «Южное Сияние», «Тропы», «Идель», «Графит», электронном журнале «Formasloff», на интернет-порталах «Сетевая Словесность» и «Textura», в интернет-альманахах «45-я параллель», «Твоя глава», газете «Поэтоград». Автор четырёх книг стихов: «Ожидание чуда» (1995), «Избранное» (2005), «Сказки для взрослых» (2014) и «По страницам моих фантазий» (2017). Выпускающий редактор интернет-альманаха «45-я параллель». Лауреат литературной премии «Эврика» (2006 год). Финалист премии «Поэт Года» (2020).