RSS RSS

Вера ЗУБАРЕВА. О новаторстве Пушкина

Русская литература в том виде, в котором мы знаем её сегодня, обязана своим своеобразием Пушкину. Речь не о новшествах в рамках известного, а о смене парадигмы мышления, в корне повлиявшей на развитие русской поэзии, прозы и драматургии. Смена парадигмы – вещь непростая, тем более, когда речь идёт о богатейшем литературном наследии западноевропейской литературы, которую Пушкин прекрасно знал и чтил.

Две вещи, которые Пушкин ввёл в литературу, поменяв её курс, были жанр, названный им «поэзией действительности», разумея под «поэзией» художественную литературу в целом, и драматические инновации. В его бытность эти новшества не были до конца поняты и оценены, но впоследствии большая русская литература пошла в разработанном им направлении. В 1833 году выход в свет полного издания «Евгения Онегина» «стал поводом для новых пасквилей. О Пушкине хулители говорили как о писателе “без мыслей, без великих философических и нравственных истин, без сильных ощущений, он “просто гударь”…14* Но и некоторые из тех журналов, которые раньше оценивали первые главы романа сочувственно, теперь писали о нем совершенно иначе, обнаруживая полную неспособность понять его новаторство.» [Мейлах 1984: 79].

И в прозе, и в драме Пушкин сместил фокус с сюжета на характер. Шаг был поистине революционный, учитывая, что весь просвещённый мир был увлечён нравоописанием, заполонившим книжные полки и диктовавшим писателю определённые правила создания повестей, поэм и романов. Нравоописание активно расширялось за счёт новых жанров от приключенческого до исторического, любовного и др. Несмотря на это, не только нравоописательная схема, активно разрабатывавшаяся и в молодой русской литературе, но и детерминирующая роль сюжета, где характер играл подчинённую роль, были в корне пересмотрены Пушкиным.

Назвав «Бориса Годунова» комедией, Пушкин обозначил новый этап в развитии драматического жанра и стал первым создателем не просто несмешной, но и очень драматичной по содержанию комедии (так Пушкин определил жанр своей исторической драмы) «Борис Годунов». Мало ему было бесконечных придирок со стороны критики!

Можно было бы гадать, что конкретно имел в виду Пушкин, назвав «Годунова» комедией, если бы он не оставил нам своих статей и заметок.

В то время как аристотелевская школа и её последователи фокусируются на различиях между комедией и трагедией (довольно безуспешно), Пушкин впервые ставит вопрос о том, что является для них общей основой. Его ответ –– характер.

В статье «О народной драме…» Пушкин, размышляя о комедии, резонно отмечает, что «смех скоро ослабевает, и на нем одном невозможно основать полного драматического действия». Далее он вводит понятие «высокой комедии», утверждая, что «высокая комедия не основана единственно на смехе, но на развитии характеров, и что нередко близко подходит к трагедии» (Пушкин VII, 147). Здесь, по сути, Пушкин, вопреки догме Аристотеля, отделяет смешное от комедии, давая понять, что «смешное» даже и не обязательный признак комедийного жанра. Это ли не новаторский взгляд?

В статье «О народной драме и драме “Марфа Посадница”» он пишет:

Трагедия преимущественно выводила тяжкие злодеяния, страдания сверхъестественные, даже физические (напр., Филоктет, Эдип, Лир). Но привычка притупляет ощущения – воображение привыкает к убийствам и казням, смотрит на них уже равнодушно, изображение же страстей и излияний души человеческой для него всегда ново, всегда занимательно, велико и поучительно. Драма стала заведовать страстями и душою человеческою (Пушкин VII, 147).

Акцент, как видим, сделан на внутреннем, на излияниях «души человеческой», на скрытых страстях, а не на том, на что опирался Аристотель в своём определении трагедии, утверждая, что «без действия трагедия невозможна, а без характеров возможна» (Аристотель 1983: 653). По Аристотелю героям присущи только внешние атрибуты – статус (высокий в трагедии и низкий в комедии) и набор гомогенных качеств, позволяющих соотнести их однозначно с той или иной группой («негодные» или «худшие» в комедии и «лучшие из нас» в трагедии). Жанр определяется действием, а действие продиктовано целью. Герой в этой трактовке – марионетка, управляемая действием. Этот постулат доминировал на протяжении веков.

Пушкин поставил всё с головы на ноги, показав, что сюжет не движет характерами, а вырастает из них.

Пушкин был абсолютно прав, когда писал: «Успех или неудача моей трагедии (так он называл в письмах жанр «Годунова» – ВЗ) будет иметь влияние на преобразование драматической нашей системы» (Пушкин VII, 433). Наивысшей точки «преобразование» достигло в комедиях Чехова, в которых продолжено и развито новаторство Пушкина практически по всем направлениям, обозначенным в «Годунове». Невзирая на отсутствие действия, открытую концовку и отказ от главного героя, Чехов настаивал на комедийном жанре своих пьес, которые все упорно принимали за драмы.

Подобные параллели дают возможность лучше оценить новаторство Пушкина, проявляющееся, как всякое новаторство, ретроспективно, по типу «ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо (Исх. 33:19–23).

_________________________

Литература:

  • Аристотель. Поэтика / Перевод с др.-греч. М. Л. Гаспарова // Аристотель. Сочинения в 4 тт. Т. 4 / Общ. ред. А. И. Доватура. М.: Мысль, 1983. С. 645–681.
  • Мейлах Б .С. Творчество А.С. Пушкина: Развитие художественной системы. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984.
  • Пушкин А. С. Полн. собр. соч. в 10 тт. / Сост. Б. В. Томашевский. 4-е изд. Л.: Наука, 1977–1979.

image_printПросмотр для печати
avatar

Об Авторе: Вера Зубарева

Вера Зубарева, Ph.D., Пенсильванский университет. Автор литературоведческих монографий, книг стихов и прозы. Первая книга стихов вышла с предисловием Беллы Ахмадулиной. Публикации в журналах «Арион», «Вопросы литературы», «День и ночь», «Дети Ра», «Дружба народов», «Зарубежные записки», «Нева», «Новый мир», «Новый журнал», «Новая юность» и др. Лауреат II Международного фестиваля, посвящённого150-летию со дня рождения А.П. Чехова (2010), лауреат Муниципальной премии им. Константина Паустовского (2011), лауреат Международной премии им. Беллы Ахмадулиной (2012), лауреат конкурса филологических, культурологических и киноведческих работ, посвященных жизни и творчеству А.П. Чехова (2013), лауреат Третьего Международного конкурса им. Александра Куприна (2016) и других международных литературных премий. Главный редактор журнала «Гостиная», президент литобъединения ОРЛИТА. Преподаёт в Пенсильванском университете. Пишет и публикуется на русском и английском языках.

One Response to “Вера ЗУБАРЕВА. О новаторстве Пушкина”

  1. avatar Фёдор Зырянов says:

    С чернокудрявой головой
    России величавый строй
    Воспел он с мощью исполинской,
    Задорный стук мечей и чаш
    Да милой Псковщины пейзаж,
    Где ныне спит кудесник наш,
    Любви не знавший материнской…

Оставьте комментарий