RSS RSS

Владислав КИТИК. Любовь по переписке. Татьяна ОКОМЕНЮК. Заочница. ─ М.: ФЛОБЕРИУМ / RUGRAM, 2024

Каждая любовь ─ особенная. Ее неповторимость не только в присущих чувству тайных волнениях, разочарованиях, жертвенности, но и в переосознании своей жизненной роли. Неисчерпаемость этой темы в том, что каждый раз она переживается по-разному. Например, так, как это происходит у героини романа Татьяны Окоменюк «Заочница».

В изобилии тенденций современной прозы его реалистическое изложение могло бы сдвинуть интерес к произведению на обочину литературного процесса. Но коллизии и редкая фактура, сочный язык и сюжетные повороты, а, главное, заложенная идея веры «в женское милосердие и бескорыстие» сообщают роману жизненность. А свойственный повествованию оптимизм, юмор и упрямо проступающая надежда на добрый исход – придают ему человечность: действительность отзывается большей эмпатией.

В основе сюжета ─ незамысловатая ситуация, когда Тоня Фомина, стержневая фигура, вокруг которой разворачивается действие, сотрудник «Криминального вестника», хочет написать материал-«бомбу». И отвечает на письмо заключенного в желании получить новые сенсационные факты для статьи. Однако профессия сделала ее восприимчивой к социально ущемленным людям, что резонирует с ее чуткой отзывчивой природой. Завязавшаяся переписка из информационной переходит в любовную. Возникшие следом отношения разнообразятся признаниями, подозрениями, преодолением рискованных ситуаций и ударов по самолюбию, терпеливым прощением. Тоня, спасаясь от одиночества и неуверенности в себе, романтизирует образ уголовника и превращается в «заочницу» ─ женщину, вместе с избранником ждущую его освобождения. Этим объясняются поведенческие казусы героев и неординарность событий, движущих сюжет.

Из этих же элементов рождается многослойность романа и диалектика его противоречий. Здесь все дуально: бренд Фоминой как «заочницы» и ее заочное обучение в институте. Владение жалящим пером четвертой власти и ощущение зависимости прессы от каждого влиятельного прохиндея. Желание соблазнить респектабельного друга и столкновение с его нетрадиционной ориентацией. Способность к аналитическому контролю своих действий и согласие связать судьбу с примитивным зэком ─ брачным авантюристом. Мучительный комплекс заниженной самооценки и умение добиваться желаемого. Этот ряд неожиданностей продолжает питать интерес к роману вплоть до финала, благополучно сочетающего каноны мелодрамы с заслуженным счастьем.

То, что своя личная жизнь оказывается для героини значительней карьерного продвижения и важнее социальных стандартов престижа, могло бы отнести роман к серии «женских». Но Тоня Фомина вместо авторских симпатий, словно намеренно, лишена приоритетов привлекательности. Наоборот, она ─ среднестатистическая женщина, смирившаяся с тем, что у нее «ни образования, ни толковой профессии. Внешность — никакая: рыжая, конопатая, ростом с белку, грудь маленька-а-ая…». Только Татьяна Окоменюк сохраняет оптику своего внимания и к другим персонажам. И с этим доминанта переживаний главной героини выглядит как приглашение читателя в закулисье женской психологии. Ее нюансы на примере перемен в поведении «заочницы» могут с не меньшим интересом прослеживать и мужчины.

Идея романа скорее построена на параллели с восточной притчей. Суть ее в том, что некий человек, натерпевшись в жизни от своей робости и самоуничижения, отправился к мудрецу, который мог бы избавить его от ущербности. Путь был долгим и необратимым. Человеку приходилось переправляться через бурные реки, отбиваться от разбойников, отстаивать свою точку зрения в жестоких спорах. Так, в преодолении страха, безденежья, невзгод он закалил свой характер. Дойдя до цели, человек спросил старца, если я всего достиг без тебя, в чем твоя мудрость? И тот ответил: «Поскольку ты этого не понял сам, я сказал тебе об этом».

В отличие от притчи, силой, движущей поступками Тони, является любовь. Она буквально возвышает героиню над уголовником Дударевым, волею судьбы и вспыхнувшего чувства оказавшимся ее избранником. В зоне он характеризуется как «чрезвычайно импульсивная личность, требующая от партнерши безусловного признания его правоты». Он груб, меркантилен, лжив и, уже став мужем, бессовестно предает Тоню, но от этого, по сюжетному замыслу, только ярче контрастируют ее душевные качества.

Началось с того, что, читая его «жалестные» письма, сочиненные за пачку чая другим арестантом, она доверилась трогательным и нежным словам, найденным для нее. И одновременно «ей было жаль этого симпатичного, сентиментального и очень одинокого мужчину, которого она невольно приручила и теперь за него в ответе». В выборе объекта обожания естественна мотивация женщины иметь семью, быть любимой. Ведь «ни детей, ни братьев-сестер-племянников, ни даже домашних животных у нее нет. Есть только денежное дерево, которое нужно поливать, и… все. Так пусть у нее будет хотя бы Дударев». По-человечески близко также понимание, что «мы влюбляемся, не задумываясь, подходит ли он нам избранник по иным показателям». Обогащение возлюбленного достоинствами, которыми он не обладает, дело фантазии. Для Тони по дороге на свидание в зону открылось, что «эйфория — это предвкушение встречи с любимым. Не сама встреча, а ее предтеча, когда, переполненная чувствами, идешь по длинному периметру серого казенного здания».

Знаки, посылаемые на пути, приземляют этот мажор. Таксистка, везущая Тоню, цинично, но трезво обрисовывает сумрачную перспективу связи «заочницы» с заключенным. Еще экспрессивней звучит конкретика от работников колонии.  

С этого момента в романе Татьяны Окоменюк любовь и здравый смысл постоянно соперничают на весах противоречий. Устами друга Фоминой ─ Никиты глаголет взвешенность, идущая от холодного ума стороннего наблюдателя. Он своего рода ментальная антитеза охваченной страстью Тони, когда указывает, что она «влюбилась в нарисованный воображением образ, который ничего общего с действительностью не имеет».

В соответствии с восточными взглядами на кармические подсказки «жизнь преподносит ей урок за уроком». Сама комичность росписи, когда работница ЗАГСа перепутала мать с невестой, добавляет абсурдности к ряду намеков и упреждений, что добра от такого мезальянса не будет. Но в соответствии с теми же взглядами для прозрения нужно испить чашу горечи до дна.

Да, Тоня, по пути в колонию чуть не становится жертвой животных физиологических желаний водителя-левака, проводника поезда, при виде ее неуступчивости грозившего выбросить ее на ходу из окна. Тоня сталкивается с пренебрежительным отношением к ней нерадивой свекрови. И в каждом случае героине приходится преодолевать сопротивление среды, забыть свою робость и вести себя вызывающе, говорить резко, принимать мгновенные решения. Ей, «тургеневской девушке» становится по плечу волевая «роль декабристки». У нее кристаллизуется характер сильного человека, способного давать сдачу в ответ накату агрессии.

Роль мудреца, открывшего глаза соискательнице истины на богатство собственного внутреннего мира, в романе отводится главе частного сыскного бюро Качанову. Он как профессиональный знаток психологии людей в отличие от Дударева увидел душевные качества Тони и «залюбовался сидящей напротив девушкой, похожей на нахохлившегося рыжего воробышка. Она всегда ему нравилась — такая хрупкая, утонченная, звонкая, как изящный бокал из богемского стекла… Тоня вообще вызвала у него желание … не расставаться с ней ни днем, ни ночью».

Самое же главное в идее произведения ─ гуманная интерпретация логики причинно-следственных отношений с неизбежным принципом воздаяния. В конспекте памяти Тони Фоминой обида, страдание, крушение надежд на материнство, что является кульминацией романа «Заочница». Но Тоня, казалось бы, имея основания, не ожесточается на предательство мужа-зэка, который ее бросил и даже не сообщил, что он освободился до срока. Она просто признает, что в одной из статей «сама же об этом писала». Вот и напророчила. Нежелание тяготиться местью делает ее морально сильнее. Не в этом ли победа человека над собой?!

 

image_printПросмотр для печати
avatar

Об Авторе: Владислав Китик

Владислав Адрианович КИТИК. 1954 г. Живёт в Одессе. Образование высшее морское и филологическое. Работал на флоте. Сменил ряд профессий: был судовым механиком, слесарем, кочегаром, преподавателем. Последние 30 лет на журналистской работе. Автор шести стихотворных сборников и сборника рассказов. Стихи публиковались в журналах, альманахах и интернет-изданиях. Лауреат муниципальной премии им. К. Паустовского, дипломант премии им. М. Кириенко-Волошина.

Оставьте комментарий