RSS RSS

avatar

Анна Маркина

Родилась в 1989г. Живет в Люберцах. Окончила Литературный институт им. Горького. Публикации стихов, прозы и критики — в «Дружбе Народов», Prosodia, «Интерпоэзии», «Юности», «Новом Береге», «Крещатике», «Кольце А», «Дне и ночи», «Детях Ра», «Зинзивере», «Южном сиянии», «Независимой Газете», «Литературной Газете» и др. Автор книг стихов «Кисточка из пони» (2016), «Осветление» (2021), «Мышеловка (2021) и повести для детей «Сиррекот, или Зефировая Гора» (2019). Лауреат премии «Восхождение» «Русского ПЕН-Центра», финалист Григорьевской премии, Волошинского конкурса, премий «Нонконформизм», «Болдинская осень» и др. Главный редактор журнала и издательства «Формаслов».

Анна Маркина: Публикации в Гостиной

    Анна МАРКИНА: «Когда книга становится арт-объектом». Ведёт интервью Борис Кутенков

    Анна Маркина много лет говорит о своём эстетическом идеале – о стихах, не скатывающихся в попсовость и в то же время обращённых к человеку, дарящих ему утешение и защиту в минуты отчаяния, — «поэзия с человеческим лицом», по определению Елены Погорелой. Такая позиция заложена в основание журнала «Формаслов», появившегося в 2019-м, где Маркина – сооснователь; такое авторское кредо объясняется в статье Маркиной о «звуковой организации в современной поэзии»; можно с уверенностью сказать, что оно стало фундаментом и её новой книги «Осветление». Сколько бы ни говорилось о том, что стихотворчество всегда имеет адресата, истинная поэзия же не обращена ни к кому или к высшему Никому, — эта книга сама по себе будто доказательство, что бывает и по-другому, и один из лучших образцов такого жанра, «ясный ключик к жизни тленной». Отстаивая в современной поэзии метаболу – я всё же не могу не признать плодотворную роль маркинских метафор, сравнений, когда каждый интонационный жест полон не только волшебства, но и объясняющей силы; возможность дать человеку непрочному, переживающему, ранимому либо образный идентификатор его состояния, либо маленькую палочку-выручалочку чуда сегодня дорогого стоит: «И я заново пряталась от темноты. / А тем временем в воздухе бледно-сыром / за окном проплывали киты». Ещё ценнее – и это в «Осветлении» не такая уж редкость – прямая перспектива выхода из отчаяния: «…мы когда-нибудь это все перележим / да и с богом пойдем на поправку». Читаешь: «Ах, человечек тонкий, / Если бы жизнь другая / И по тебе не топали / Болотными сапогами? / Был бы ты полнокровной / Черточкой меж слогами, / Что образуют слово / Над хлебными берегами, / А не больным трехзвучьем / Бешеных сторожих, / Жердочкой перекрученной, / Брошенной под чужих» — и веришь, что это сказано без фальши, но с той силой, которая позволяет и справиться с собственным состоянием, и направить импульс на другого. А ещё эта книга полна альтернативных историй, задействующих и фольклор, и классическую литературу, но имеющих самоцелью всё ту же эмпатию: «Говорит, что не погасло, / не потух огонь зажженный. — / Веришь, Маша? Будет сказка. — / Как не верить, медвежонок». Но лучшие моменты в книге всё же — когда эти самоцель и адресация перерастают самое себя и становятся музыкой – дикой, неадресованной: «На станции, в тылу платформы сонной, / палят, палят минуты окаянные. / Все боль и свет без имени. Не я, не мы, / а призрак счастья, пение пионов. Сияние, не мы, не мы, сияние, / подкожное цветенье диких роз…». Не адресованной человеку (даже хрупкому и «тонкому»), его боли – а перерастающей интенцию и, может быть, оттого действующей особенно сильно. А сказка, конечно, будет: как не верить.

    Читать дальше 'Анна МАРКИНА: «Когда книга становится арт-объектом». Ведёт интервью Борис Кутенков'»