Элина СВЕНЦИЦКАЯ ● Письмо к матери ● Рассказ
Ах, ты еще жива, моя старушка? Я тоже еще жива, с чем тебя и поздравляю. Самочувствие у меня хорошее. Так больно, что тошнит. И настроение веселое, подтянутое – так и хочется встать руки по швам и каждому прохожему отдать честь.
Я живу в коридоре, потому что в палату не берут. Много нас – и нет места. От этого и медсестра нервная такая – все спрашивает, почему у меня постельное белье на шее намотано. И не понимает, глупенькая, что это модное финское полотенце. Да, но зачем же сразу в морду? Я нахального обращения к себе не понимаю. Тем более, я на работе.
Да, я на работу устроилась. В больнице больной работаю. И от дома близко, и жрать дают чуть не каждый день.
А я лежу. Раньше я работала на ногах, а теперь в постели. Но они подняли меня и несут. Несут по длинному коридору, по черной лестнице.
– Пожалуйста, оставьте меня, – плачу я.
Черная лестница упирается в черный ход. Ветер бьет по лицу. Желтая лампочка качается, и голова моя качается, и лицо мое на лампочке улыбается мне желтой улыбкой.
– Пожалуйста, положите меня на место, – плачу я.
Никто меня на место не положит. Дверь открывается, и женщина в белом наклоняется надо мной, и пьет кровь у меня из пальца через резиновую трубку.
– Уберите ее, – говорит женщина в белом. – Разложили тут.
И меня убирают, и не буду я в больнице разлагаться, потому что меня несут все дальше и дальше и никогда уже не положат на место. Они несут меня – и мне больно. Дорогая мама, мне больно, потому что я работаю больной и должна болеть. Все правильно, мама, мне правильно больно, но у меня все болит, такая уж меня работа, это мой хлеб, мама, что ж тут поделать, каждый зарабатывает на жизнь, как может.
Прощай, мама. В жизни все-таки есть радости, только очень маленькие. Я, например, очень рада, что ты еще живая. И очень хорошо, что я живая тоже. Никогда в жизни не думала, что доживу до такого счастья. Помнишь, в детстве, когда я плохо себя вела, ты говорила, что купишь себе другую девочку, хорошую, новую. Но ведь я хорошая, потому что больная. А новой дочки у тебя не будет, потому что ничто не ново в этой жизни.
Прощай, дорогая мама. Не поминай меня лихом, а поминай, как звали.
Об Авторе: Элина Свенцицкая
Родилась 16 июля 1960г. в г. Самара. Закончила филологический факультет Донецкого национального университета. Защитила две диссертации – кандидатскую: «Пространство, время и слово в творчестве А.Ахматовой» и докторскую: «Специфика художественного слова в творчестве младших символистов и современные проблемы ее изучения». Сфера научных интересов широка: поэзия серебряного века, проблемы специфики художественного слова в современной теории литературы, проблемы анализа и интерпретации художественного произведения, стиховедение. Автор более 60 научных публикаций. Член Национального союза писателей Украины с 2002 года. Автор шести книг: «Из жизни людей» (проза и стихи), «Пустынные рыбы» (стихи), «Простите меня» (проза), «Белый лекарь» (стихи), «Проза жизни» (проза), «Триада рая. Проза жизни» (проза).
Очень печальный рассказ. Начитаешься подобного – и как жить? В благославенные джавние времена считалось – чем ночь темней, тем ярче звезды. Может напишем что-то жизнеутверждающее,Элина? При таланте-то, что стоит? А читателю легче.
Рассказ печальный – да. Но почему обязательно – “напишем что-то жизнеутверждающее”? Неужели не надоело? Ведь сколько было уже такого написано – вспомните литературу социалистического реализма! И как жили, начитавшись подобного, – лучше, что ли? Ну да, еще Сталин говорил:”Жить стало лучше, жить стало веселее”… Я это к тому, что на самом деле жизнь утверждает себя отнюдь не в прямом высказывании. Она утверждает себя в том числе и таким образом: о том, про что мой рассказ, человек может сказать ясно, коротко и,как Вы сказали, талантливо, и таким образом показывает, что он может это преодолеть. И разве от сознания, что кто-то это может, не меняется что-то в ощущении жизни? А прямое высказывание – самое легкое. А еще можно сказочку написать…и песенку станцевать…