Даниил ЧКОНИЯ: «Я вижу процесс герметизации поэзии…» ● Интервью ведёт Вера Зубарева
«Поэт-подвижник Русского Безрубежья» – не конкурс, не выбор лучшего из достойных, а номинация поэтов, активно участвующих в литературном процессе и помогающих открывать новые имена и поддерживать уже известные. Каждый год список поэтов-подвижников не обновляется, а пополняется новыми именами. Поэтому каждого поэта мы номинируем только один раз.
В этом году в список номинантов вошли не только поэты, стоящие у руля литературного процесса, но также издатели и редакторы журналов и альманахов, организаторы и ведущие литературных мероприятий, президенты литературных организаций. Все они подвижники, многие годы сочетающие участие в литературном процессе с творчеством. Благодаря их стараниям, были услышаны голоса многих достойных авторов.
В.З. В этом году мы открываем рубрику «Поэт-подвижник» беседой с поэтом, чьё творчество известно и любимо ценителями большой поэзии, проживающими в различных уголках Русского Безрубежья. Дорогой Даниил, мы рады приветствовать тебя в нашей Гостиной в качестве лауреата в номинации «Поэт-подвижник»! Ты так много делаешь для русской литературы, являясь и заместителем Главного редактора литературно-публицистического журнала «Эмигрантская лира», и ведущим рубрики зарубежной русской поэзии и выпускающим редактором ежегодного альманаха «Под небом единым», и членом редколлегии журнала «Этажи», и членом жюри нескольких международных фестивалей русской поэзии… Помимо этого ты пишешь предисловия к поэтическим сборникам, рецензии, встречаешься с литераторами и обсуждаешь с ними насущные литературные проблемы. Какая проблема в нашем литературном мире видится тебе сегодня наиболее острой?
Д.Ч. Мне трудно представить, что есть какая-то проблема в литературном мире, не являющаяся именно нашей, российской, проблемой. Теряем хорошее, усиливаем несимпатичное. Грызня между, условно называя, «прогрессистами» и «охранителями», мало похожая на собственно литературный спор. Была, не исчезла, усиливается. Грустно! Нет, не единомыслия хотелось бы, а достойного отношения к оппонентам. Увы! Не уверен, что благополучной окажется судьба «толстых» журналов – это наша традиция отражения литературного процесса, терять её негоже. Никакие ссылки на то, что мало где в мире есть что-то подобное, не оправдывают возможную потерю. И, наконец, самое печальное – потеря читателя поэзии! И опять же – меня не убеждают ссылки на то, что мы приходим к некой всемирной «норме» количества людей, читающих поэзию. Причины разрыва между читателем и поэтом разные. Но главное в том, что потенциальный читатель занялся прагматичными вопросами быта, что свобода прессы в 90-е годы, «избавила» поэзию от весомости её «эзопова языка», при этом поэзия не остановилась, она развивалась, а читатель отстал. Меньше всего хотел бы, чтобы эти мои слова воспринимались, как литераторское высокомерие. Я в данном случае объективен. Я вижу процесс герметизации поэзии, превращения её во внутрицеховое занятие, и это печальный ответ на уход читателя. Но вот парадокс: есть в этой ситуации очень позитивный момент – нынешний, количественно небольшой, читатель поэзии – настоящий! Он нуждается в поэзии, следит за поэтическим процессом, реагирует на него, покупает книги, заглядывает на встречи и вечера! Главный враг поэзии – продавец книги! Не буду оперировать цифрами, но соотношение между отпускной ценой издательства и ценой книги, стоящей на прилавке, порой вопиющее. И стенания продавца – поэзию не покупают! – фарисейство.
В.З. Удивительна твоя добронаправленность и чуткость по отношению к авторам, с которыми ты работаешь как редактор, рецензент и критик. Что более всего ты ценишь в поэзии современной и классической и почему?
Д.Ч. Мне кажется, что критерии не изменились. Стихи должны зацепить, затронуть душу, вызвать эмоциональный отклик. И для меня не имеет значения, каким способом, приёмом автор этого достиг! Это может быть глубокая мысль, получившая воплощение в яркой образности, метафоричности, это может быть «легкомысленное» изящное стихотворение – не суть важно! Свобода движения поэтической мысли, стихотворного сюжета, непредсказуемое развитие стихотворения, нестандартное видение поэта – по-прежнему представляют главную ценность поэзии. Её способность воздействовать на читателя – эмоционально и интеллектуально. Стихи – настоящие стихи – всё ещё пишутся не умом, а умным сердцем и умным сердцем воспринимаются! И когда я вижу тексты, соответствующие этим критериям, я радуюсь текстам, радуюсь их авторам.
В.З. А чего, с твоей точки зрения, не достаёт современной поэзии в сравнении с классической? Есть ли какой-то существенный ракурс, которым современные поэты пренебрегают?
Д.Ч. Ответ на этот вопрос, как мне кажется, звучит в ответе на предыдущий вопрос. Во-первых, в моём представлении, настоящая современная поэзия ничем не хуже классической, а произведения определённой части современных поэтов войдут в состав русской поэтической классики. Если говорить о ракурсе, которым некоторые современные сочинители пренебрегают, так это их пренебрежительное отношение к «вдохновению». Технологически современное сочинение стихов оснащено основательно, число людей, умеющих написать грамотные и внешне современные стихи, огромно! Только читать скучно! «Ни божества, ни вдохновенья». Холодным умом писано! Я это называю «стихи умных людей». Никакой иронии! Они, действительно, умные, авторы таких стихов. Но ведь есть стихи, а есть поэзия!
В.З. В прежние времена многие поэты, в том числе и поэты известные сегодня, писали в стол. Это время ушло навсегда. Наконец-то поэту представилась возможность быть услышанным. Более того, поэту представилась возможность завоёвывать популярность, столь желанную для многих. Каково твоё отношение к этой ситуации? Были ли позитивные моменты писания «в стол» и если да то, что теряется с их исчезновением?
Д.Ч. Ну, думаю, с утверждением, что это время ушло навсегда, торопиться не следует. Никто тут предсказателем выступить не может. В писании в стол ничего хорошего не вижу. Надо было иметь мужество и уверенность в своём призвании, чтобы писать в стол. А популярность завоёвывать в те времена было проще тем, кто не в стол писал и официозом привечаем был. Была же и аудитория! Сегодня популярность поэта – сомнительное понятие. Высокий рейтинг во внутрицеховой иерархии, известность в узком кругу читателей популярностью не назовёшь.
В.З. Что привлекает тебя в подвижнической деятельности, которая отнимает время от твоего собственного творчества? Что приносит удовлетворение от работы с другими авторами и их рукописями?
Д.Ч. Возможность проявлять своё редакторское видение, возможность открытия нового имени, возможность формировать имидж издания, в той или иной степени воздействовать на процессы, происходящие в литературной жизни!
В.З. Твои стихи всегда оставляют во мне щемящее чувство, как при взгляде на что-то целомудренное, от чего отвыкает повидавший виды мир, бравирующий иронией и обороняющийся скепсисом. Признаюсь, я частенько укрываюсь в твоём мире, где можно прикоснуться к живительному роднику образов и вернуть себе поэзию жизни. В этом году вышла твоя новая книга стихов «Стихия и пловец». Что кроется за этим названием?
Д.Ч. Спасибо за добрые слова! Но меня они смущают. Что до названия книги «Стихия и пловец», в книге есть подсказывающее стихотворение:
пловец владеет телом/ владеет он водой/ в движенье оголтелом/ не знается с бедой/
вода владеет телом/ усталого пловца/ в движенье оголтелом/ и нет ему конца/
принадлежа друг другу/ стихия и пловец/ всё движутся по кругу/ как завещал творец
я понимаю это как вечное сражение, в котором Стихия – слепая сила и мощь – не может одержать верх над творческой силой, но в этой вечной борьбе и связанности их Пловец – творческая сила – одержать победу тоже не может, он обречён на эту борьбу!
В.З. И ещё одно знаменательное событие этого года – твоё семидесятилетие, которое отмечается в феврале. Позволь поздравить тебя с этой замечательной датой и пожелать тебе той же энергии, света и вдохновения, которыми живы и твои стихи, и твои деяния.
Д.Ч. Сердечное спасибо! Спасибо за внимание, это так приятно и неожиданно! Мне – 70?! Я никак не могу поверить в эти цифры, они у меня смех вызывают! Всё кажется, что во мне ещё полно молодой дури! Вот тебе экспромт:
поскольку брит не видно что седой/ мне 70 а я балда балдой
В.З. Прекрасный экспромт! Смеялась до слёз. А что касается возраста, то я давно подозреваю, что нам просто навязывают представление о том, как мы должны выглядеть и как мы должны ощущать себя в том или ином возрасте. Я точно знаю, что у каждого – свой внутренний возраст, с которым он рождён и с которым идёт по жизни. Кстати, сколько там было Моисею, к моменту исхода? Он был старше тебя ровно на десять лет. То есть, Бог посчитал, что 70 – недостаточно зрелый возраст для такого большого дела… Прости, не хотела тебя разочаровывать…
К сожалению, наше интервью подошло к концу, а хотелось бы ещё столько обсудить! Оставим это на следующий раз. А теперь – стихи из твоей новой книги.
Стихи из книги «Стихия и Пловец»
* * *
куклы зайчики медведи
или прочие зверьки
эти милые соседи
плюшевые уголки
эти белочки свинюшки
и другой набор лесной
эти детские игрушки
под рождественской сосной
что за славные подарки
это кто же их принёс
это к вам ли из-под арки
пробирался дед мороз
вы нагуливали щёки
в ожидании чудес
находил же старый щёлки
как-то в дом он к вам залез
чем гулял мороз морозней
тем желанней благодать
возвратясь с прогулки поздней
торопиться угадать
что в кулёчках что в мешочках
ватный снег в сверканье звёзд
верит сын и верит дочка
это дед мороз принёс
и покуда мир невечный
этой веры был не лжив
я и сам-то был беспечный
весел молод крепок жив
* * *
по скольку примем крепких грамм на нос, но
при этом меру зная, зная нас, но
об этом рассуждая лишь наносно
и можно согласиться что напрасно
мы сколотили быстрое застолье
и очень скоро влезли в злые споры
о том как нам жилось во дни застоя
когда мы не сворачивали горы
как всякий пьяный спор наш был бессмыслен
наш гомон шанса не давал раздумью
в конце слова какие-то провисли
как мокрый парус, ветер вроде дунул
но не осталось воли для движенья
и глядя на разбросанные брашна
на том столе не сразу пораженье
мы осознали нам не стало страшно
гляжу не в телескопы — значит в лупы
приблизившие время прожитое
мы были юны счастливы и глупы
и это всё чем славен час застоя
* * *
неловок стих и проще в прозе
хотя цветок раскрылся ал
поговорить об этой розе
наркоз катарсис карнавал
придёт пора когда припёрло
и время обгорать свечам
и розы тоненькое горло
колышет ветер по ночам
так и тебе сгоревшей в страсти
как будто заключённой в клеть
не избежать такой напасти
мучительно и долго тлеть
* * *
я ж не музыкант а дурачок
ничего про музыку не знаю
главное что струны и смычок
вот уже и музыка сквозная
главное притронуться к струне
так чтобы дыхание коснулось
нот и фраз созвучных только мне
чтобы это и в тебе проснулось
главное скольжение смычка
чтобы сердце вздрагивало нежно
чтоб уверенной была рука
приникая к сердцу безмятежно
листья стелют осени постель
вейся же музыка тихо вейся
я владеть тобой виолончель
научусь ты только мне доверься
* * *
короткие удары пульса
спор о диагнозе прогнозы
знаток четвёрки ливерпульской
он жить предпочитает в грозы
он бос и гол в шестидесятых
он сытый на исходе века
судья другим вполне предвзятый
ещё подобье человека
мне грустно видеть что купюры
ему давно и совесть застят
что выпускник престижной юры
он крепь и стан бесстыдной власти
что кровь его давно прохладна
что лоб его кровавят розы
что он иссяк иссох и ладно
и не страшны ему морозы
* * *
беде не помочь слезами
иди и отыскивай брод свой
во всём виноваты мы сами
кто жизнь превращает в уродство
бывало судили-гадали
нельзя ль отступить по-хорошему
но только душа не горда ли
ступив на сухую горошину
и вот накопили усталости
похожей на все поражения
уже не пригодны по старости
на отповедь на возраженье
не красные мы и не белые
под этим напором Стихии
застыли как обледенелые
а проще сказать — никакие
* * *
что-то мент тарахтит по рации
встал уазик на тротуар
дождь прошёл от цветков акации
отлетает весёлый пар
ты конечно меня забыла
школьный двор где скамейки пусты
чтоб там ни было – что-то было
обрывали мы эти цветы
не цветы а цветки жевали
так что двигались желваки
ты припомнишь меня едва ли
разве только приступ тоски
* * *
за окном прошли снега
и пришли дожди
говорю я ни фига
лучше подожди
сам с собой иду гулять
берег Рейна пуст
теребит речную гладь
ветер-златоуст
млечный свет на ней лежит
на речной воде
отражением дрожит
свет звезды звезде
и пока ты вдалеке
мной владеет грусть
за звездой на поводке
нехотя плетусь
ФРОСЯ
а как Фрося жаловалась кресло выцвело и нема чехла
и весь день держалась приблизительно той же тематики
вспоминала отцову жену вместо матери — мачеха
а отец школьный учитель математики
и всё детство — школа потом прибегала: двор сад огород
отцу помочь мамке помочь прибрать к лету дом и пристройки
а то ж понаедуть и всё городской народ
а там пересчёт бюджета на человеко-койки
и так за годом год пока один
по вечерам не повадился с Фросей гулять на речку
весь из себя такой вальяжный такой господин
а Фросе было неловко отказать человечку
и когда она эту Наталку свою родила
то болящие батя с мачехой стали Фросе опорой
и жизнь текла как раньше одни и те же дела
только чаще названивать приходилось «скорой»
и в ночь когда торопливо и жадно любила она
заезжего ферта и про жизнь рассказывала ему тож торопливо
обвалилась старой пристройки глухая стена
где жизнь её протекла счастливо-несчастливо
с плачем Наталка прибежала к реке
мол дед и бабка кажись и не пострадали
и Фрося рванулась крик зажав в кулаке
а ферт запрыгнул в машину только его и видали
так и не привадила баба себе мужика
так и жизнь протекла небылью былью
я слушал её вздыхал смотрел на раздавленного ужика
уже присыпанного придорожной пылью
* * *
помню она вздымала весёлую чёлку
помню дразнила ныряя в кипучую пену
помню сердился отмахиваясь к чёрту
а сам подкрадывался проскальзывал постепенно
разве мы думали о какой-то там смерти
брызжа юностью в набегающую волну
если сможете время с памятью сверьте
объявляя былому завистливую войну
мы были гости мы были всего лишь гости
в этой беспечной пляске дождей и гроз
мы были горсти мы были всего лишь горсти
охапка шипов но только без ярких роз
когда бы я знал как сильно как смертно рискую
пренебрегая разрывом нежных аорт
я бы не стал идиллию эту морскую
переиначивать глупо обидчив и горд
время теснит мою память и медленно бродит
мыслей усталых рассыпанная гурьба
вроде забыто вроде размыто и вроде
это судьба повторяется это судьба
я возникаю виденьем в полночной пучине
берег не оберег он не спасает уже
нас не учили беречь и беречься — учили
лёгкой небрежности и наказали уже
* * *
венецианские мосты
без нас задумчиво пусты
тиха почти чугунна
пуста без нас лагуна
и пуст без нас небесный свод
над тихим всплеском тёмных вод
и только тем прельщает
что чудо обещает
ах ты надежды милый бес
тебе ли ждать их от небес
да и каких таких чудес
а вот жива трепещет —
и взлёт мелодии в зенит
как будто пенье аонид
как будто голос вещий
и значит снова жизнь течёт —
душа трепещет и поёт
распахнута безумна
вдохни и грудь освободи
веди мелодия веди
туда где спит лагуна
её разбудим мы с тобой
не посчитаемся судьбой
не зная постоянства
не сдать бы души на убой
солируй медленный гобой
пронизывай пространство
* * *
это грустно и непонятно
снова время кричит пестро
и толпятся слова невнятно
как набитый вагон метро
лишь одно словцо-неотложка
спит у сердца оно пока
не распахнуто нам окошко
уж ли участь его горька
и стеною непреодолимой
подступает тоска к нему
молчаливой печальной длинной
той которую не пойму
от которой не жду привета
от которой не жду обид
демон тьмы или ангел света
днём и ночью в трубу трубит
Об Авторе: Даниил Чкония
Даниил Чкония (1946-2023). Поэт, переводчик, литературный критик. уроженец Порт-Артура. Жил в Мариуполе, Тбилиси, Москве. С 1996 года – в Кёльне. Окончил Литературный институт им. М. Горького. Автор 11 книг стихов. В 2011 году – отмечен Специальным дипломом Русской премии «За вклад в развитие и сбережение традиций русской культуры за пределами Российской Федерации», в 2015 году – лауреат премии В. Сирина (Набокова), в 2016 – лауреат Русской премии в номинации «Поэзия» (диплом II степени). Член Союза писателей с 1976 года, ныне – член СП Москвы
Замечательное интервью.Замечательный прооникновенный поэт. И как верно сказано:…
стихи – всё ещё пишутся не умом, а умным сердцем и умным сердцем воспринимаются!”