RSS RSS

Марина КУДИМОВА. Куда пойду от духа Твоего

Все чаще думаю о тех, кого невозможно приручить, но ответственность за них от этого не снимается. О следующих и наследующих. Через уникальный и непроектный проект «Илья-премия» прошло не менее трех сотен совсем юных людей, пишущих стихи. Если мы с незабвенной Ириной Медведевой в ком и ошиблись, это не самая большая беда. Ну, может, и ошиблись! Намерения-то были чисты.

Я совсем не обираюсь предаваться тешащим самолюбие воспоминаниям: «Вот скольких мы открыли-распознали-предугадали!» Но, несмотря на скромность основателей, почему бы не признать: большинство так или иначе присутствующих в литературе и заметных в ней 30-40-летних прошли школу «Илья-премии» и состоялись. Живется им несладко. Мне хочется, чтобы они знали, что я всегда о них помню и беспокоюсь. Анна Павловская выросла в значительного трагического поэта. И в трагедии этой присутствует, кроме общего экзистенциального разлома, ощущение собственной ненужности миру. Не стану повторять равнодушное: а кто кому нужен? Это пошло! Человек единствен в своем одиночестве, поэт – тем паче. Глубокую печаль внушают последние посты Ивана Клинового, нашего первого лауреата. Трудно жить. Трудно писать стихи в вату оглохшего мира. Давай Бог терпения и сил!

Однако за тех, кто моложе и «новее», переживаю больше. Шагреневая кожа пространства, где можно хоть как-то реализоваться и хоть что-то заработать человеку, умеющему только складывать слова – и, как правило, ничего другого, скукоживается тем стремительнее, чем более насущны эти слова для немеющего человечества. Например, много доброго говорят о стихах Марины Марьяшиной. Действительно способная девочка (имею все старшинские основания так аттестовать). Но: много авансов – пропорционально много и долгов. Пока что, видимо, нет полноты понимания важности «матчасти». Мало заботы о звуке. Нельзя оставлять сцепленными «светсщитков»: слышны одни шипящие. Техника стихосложения – самая уязвимая сторона стихотворцев восходящего поколения. Почти некому им об этом сказать. Их литинститутские преподаватели завалены рукописями и отчетами. Да и слушать молодые никого особо не стремятся.

Есть у стихов Марины Марьяшиной несомненные достоинства. Прежде всего – точность обрисовки деталей: «Бархат ночи кромсает Феллини сквозь веер павлиний». Внутренняя рифма – дело искусное. Но цветопередача здесь первичнее. Транслирована словом вся барочность и фантасмагоричность феллиниевой палитры. В «Казанове» слуги гасят свечи веерами. Кажется, это неосознанная (или раскавыченная?) цитата из статьи великого режиссера. Он там говорит о том, как ценит внимание женщин: «…как тот самовлюбленный павлин, что распускает хвост веером, дабы покрасоваться перед самкой».

И вот куда она пойдет, эта девочка, кажется, родом из Сибири, наверняка задумавшая «покорить Москву»? Кино и телевидение недостижимо далеко, высокотехнологично, и там надо хоть что-то уметь. В газету? Но там легко попасть в такой просак, который может навсегда испортить начальные добрые впечатления и обнулить авансы. Нынешние СМИ, поставив прочерк в графе «профессионализм», слишком часто играют с новичком втемную, ставя его в зависимость от своих мелких выгод – полуторадневного хайпа или просто информационно выгодной «утки». Пока разберутся, глядишь, рейтинг ненадолго подскочит. А о морали пусть пенсионеры думают. В школу? Но из ее болонского камуфляжа лучшие вырываются на волю репетиторства, которое в свою очередь заточено под дрессировку той же егэшной болонки. В копирайтинг, выносящий мозг со скоростью пули «дум-дум»?

Не о трудоустройстве речь – о судьбе. Когда шли в дворники и операторы котельных, присутствовала в таком выборе здоровая фронда и безусловная уверенность в грядущих триумфах. Сейчас «минута славы» продается и покупается по иным расценкам. Но поэзия не конкурентна в этом товаро и услугообмене. Потому и тревожно так!

image_printПросмотр для печати
avatar

Об Авторе: Марина Кудимова

Родилась в Тамбове.Начала печататься в 1969 году в тамбовской газете «Комсомольское знамя». В 1973 году окончила Тамбовский педагогический институт (ТГУ им. Г. Р. Державина). Открыл Кудимову как талантливую поэтессу Евгений Евтушенко. Книги Кудимовой: «Перечень причин» вышла в 1982 году, за ней последовали «Чуть что» (1987), «Область» (1989), «Арысь-поле» (1990). В 90-е годы прошлого века Марина Кудимова публиковала стихи практически во всех выходящих журналах и альманахах. Переводила поэтов Грузии и народов России. Произведения Марины Кудимовой переведены на английский, грузинский, датский языки. C 2001 на протяжении многих лет Марина Кудимова была председателем жюри проекта «Илья-премия». Премия названа в память девятнадцатилетнего поэта и философа Ильи Тюрина. В рамках этого проекта Кудимова «открыла» российским читателям таких поэтов, как Анна Павловская из Минска, Екатерина Цыпаева из Алатыря (Чувашия), Павел Чечёткин из Перми, Вячеслав Тюрин из бамовского поселка в Иркутской области, Иван Клиновой из Красноярска и др. Собрала больше миллиона подписей в защиту величайшего из русских святых — преподобного Сергия Радонежского, и город с 600-летней историей снова стал Сергиевым Посадом. Лауреат премии им. Маяковского (1982), премии журнала «Новый мир» (2000). За интеллектуальную эссеистику, посвящённую острым литературно-эстетическим и социальным проблемам, Марина Кудимова по итогам 2010 удостоена премии имени Антона Дельвига. В 2011 году, после более чем двадцатилетнего перерыва, Марина Кудимова выпустила книгу стихотворений «Черёд» и книгу малых поэм «Целый Божий день». Стихи Кудимовой включены практически во все российские и зарубежные антологии русской поэзии ХХ века

Оставьте комментарий