Александр Евсюков. Новый городской (анти)миф. Айдар Хусаинов. АНТИ-БУСИДО. Путь уфимца: Афоризмы на каждый день
Брошюра на 40 страниц: мысли, наблюдения, вопросы, обращённые к каждому читателю и к самому бытию. Почти все состоят из одной-единственной фразы. Открывая, ожидаешь даже не «собранье пёстрых глав полусмешных, полупечальных», а сборище пёстрых фраз. Однако, к счастью, это ожидание не оправдывается и не только благодаря тому, что повсюду упоминаются уфимцы:
«Негодяй – это человек, который делает то, что делал бы уфимец, если бы не лень», «Уфимцу ничего нельзя доказать. Приказать – другое дело», «Уфимец помнит все обиды с момента появления на свет», «Уфимец считает позорным то, чем он больше не собирается зарабатывать на жизнь», «Уфимец – гений упрёка», «Уфимец делит людей на две категории городских сумасшедших».
Под видом насмешки и самоиронии Айдар Хусаинов предпринимает героическую попытку создать новый городской миф столицы Башкирии и – для большей надёжности – своими руками тут же его деконструировать. Жителей каких городов мы знаем, благодаря ярко выраженным и многократно обыгранным чертам их характера? Болгарские габровцы, одесситы… Дальше уже сложнее: например, москвичи и питерцы существуют во всё более размытых границах их городских мифов. Попытки создать свой миф порой предпринимали крупные писатели и в других городах. Достаточно вспомнить «Римские рассказы» Альберто Моравиа.
Мозаика наблюдений Хусаинова приятно удивляет своей целостностью. Авторский стёб обретает черты настоящей жизненной мудрости. Причём не только этнографической. А с помощью смысловых рефренов достигается эффект особенной пристальности.
«Это событие в гниющем болоте нашей культурной жизни – современное продолжение “Истории одного города”», – так отзывается о книге архитектор Алексей Щеколдин. «А это – настоящая открытая, исполненная любви к нам, современная литература, от которой мы давно отвыкли, потому что давно никто так не любил всех нас», – добавляет профессор архитектуры Константин Донгузов. Отмечу, что отнюдь не о каждой выходящей книге высказывается хотя бы один, а тем более сразу несколько архитекторов. А это подтверждает, что сама книга прекрасно архитектурно выстроена.
Вот ещё несколько примеров язвительной влюбленности зоркого авторского взгляда: «Уфимец сразу понимает, что хотел сказать собеседник и прерывает его», «Для уфимца мир идеален, и любое отклонение от нормы он полагает личным оскорблением», «Уфимец становится патриотом родного города, когда уезжает из него», «Уфимец всё понимает по-своему», «В ответ на упрёки уфимец отвечает: “Ну я же в первый раз живу”, «Уфимец считает уфимцем кого угодно, только не себя».
Ну, и самое важное (анти)мифологическое наблюдение: судя по числу афоризмов в этой книге, год настоящего уфимца длится не 365 дней, как во всём мире и даже не 366, как в високосные годы, а, минимум, ещё на один день больше.
Об Авторе: Александр Евсюков
Прозаик, критик. Родился в 1982 году в городе Щёкино Тульской области. Выпускник Литинститута. Публикации прозы, стихов и критики в журналах «Дружба народов», «Октябрь», «Роман-газета», «День и ночь», «Наш современник», «Нева», «HomoLegens» и др.; сборниках прозы издательств «Эксмо», «Книговек», «Никея»; газетах «Литературная газета», «Литературная Россия», «Русскоязычная Америка», «Вечерняя Москва». Проза переведена на итальянский, армянский, болгарский, польский и якутский языки. Победитель российско-итальянской премии «Радуга» (2016); победитель и лауреат премии «В поисках Правды и Справедливости» (2018, 2021); Первого международного литературного тургеневского конкурса «Бежин луг» (2018); Всероссийской премии им. В. П. Астафьева (2020). Автор книг прозы «Контур легенды» (М. «Русский Гулливер», 2017) и «Караим» (М. «Роман-газета», 2020). Живёт в Москве.