RSS RSS

Марина КУДИМОВА. Первый дедушка. Бегущая строка

Может, литераторы и вышли из чьей-нибудь «шинели». А народ наш вышел из дедушки Крылова, которому исполнилось 255 лет. Первого дедушки русской литературы, поскольку и дед Мазай, и дедушка Лодыжкин из повести «Белый пудель», а уж тем более дед Каширин, дравший внука Пешкова, как сидорову козу, – все обладатели почетного титула появились позже. Крылов при всех излишествах, которым был сильно привержен, прожил более чем солидный для своего времени срок – 75 лет, и дедушкой стал на полном основании.

Иван Андреевич был вплоть до советских времен самым благополучным из русских писателей. Увенчанным при жизни, обильно оплачиваемым, обласканным со всех сторон. Был невероятно умен и осторожен, никогда не говорил и не делал ничего лишнего. Изображал ленивца и сибарита, а сам то на скрипке выучится, то древнегреческий освоит, так что «переводчик слепого Гомера» Гнедич ахнет. И библиотекарем в «Публичке» служил отменно: созданный им принцип каталогизации используется и в цифровую эпоху.  Малость промахнулся только с басней «Стрекоза и Муравей»: всякий нормальный человек сострадает, конечно, Стрекозе. Но ведь и тут напророчил: правда, теперь лето красное пропевшим должникам по микрозаймам уже и поплясать не предлагают.

Из басен Крылова вышла и частушка, и Маяковский, и Хармс, и русский рэп. Конечно, множество крыловских афоризмов из 236 написанных басен не вошло в обиход. Я, например, часто повторяю ювелирное: «Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют», кстати, подспудно оспаривающее принятое за образец «Но ворюга мне милей, чем кровопийца». А «Осел был самых честных правил», спародированный первой строкой «Онегина»!  А гениальное: «Но важный чин на плуте, как звонок:/Звук от него и громок, и далёк!»

Много, много чего осталось за бортом памяти народной. Да и по голове били столько, что удивительно, как вообще что-то осталось. Но и с ларчиком, который «просто открывался», и с Васькой, который «слушает да ест», и со спертым в зобу дыханием падкой до лести Вороны, и с возом, что «и ныне там», и с десятками других не промотанных бриллиантов мы не пропадем, как бы ни старались те, кто считает нас виноватыми в том, что хочется нам кушать, те, у кого заведомо «бессильный виноват». Пусть и «услужливые дураки», которые «опаснее врага», не перевелись, и «в товарищах согласья нет» по-прежнему. И моська лает на Слона все громче. Сам Крылов более других любил и часто декламировал свою басню «Ручей»:

Как много ручейков текут так смирно, гладко,
И так журчат для сердца сладко,
Лишь только оттого, что мало в них воды!

image_printПросмотр для печати
avatar

Об Авторе: Марина Кудимова

Родилась в Тамбове.Начала печататься в 1969 году в тамбовской газете «Комсомольское знамя». В 1973 году окончила Тамбовский педагогический институт (ТГУ им. Г. Р. Державина). Открыл Кудимову как талантливую поэтессу Евгений Евтушенко. Книги Кудимовой: «Перечень причин» вышла в 1982 году, за ней последовали «Чуть что» (1987), «Область» (1989), «Арысь-поле» (1990). В 90-е годы прошлого века Марина Кудимова публиковала стихи практически во всех выходящих журналах и альманахах. Переводила поэтов Грузии и народов России. Произведения Марины Кудимовой переведены на английский, грузинский, датский языки. C 2001 на протяжении многих лет Марина Кудимова была председателем жюри проекта «Илья-премия». Премия названа в память девятнадцатилетнего поэта и философа Ильи Тюрина. В рамках этого проекта Кудимова «открыла» российским читателям таких поэтов, как Анна Павловская из Минска, Екатерина Цыпаева из Алатыря (Чувашия), Павел Чечёткин из Перми, Вячеслав Тюрин из бамовского поселка в Иркутской области, Иван Клиновой из Красноярска и др. Собрала больше миллиона подписей в защиту величайшего из русских святых — преподобного Сергия Радонежского, и город с 600-летней историей снова стал Сергиевым Посадом. Лауреат премии им. Маяковского (1982), премии журнала «Новый мир» (2000). За интеллектуальную эссеистику, посвящённую острым литературно-эстетическим и социальным проблемам, Марина Кудимова по итогам 2010 удостоена премии имени Антона Дельвига. В 2011 году, после более чем двадцатилетнего перерыва, Марина Кудимова выпустила книгу стихотворений «Черёд» и книгу малых поэм «Целый Божий день». Стихи Кудимовой включены практически во все российские и зарубежные антологии русской поэзии ХХ века

Оставьте комментарий