ЛЮДМИЛА ШАРГА ● О «ЮЖНОМ СИЯНИИ» И НЕ ТОЛЬКО О НЁМ…
Ну что ж, говоря словами героя одного «винтажного» фильма, «всё течёт, всё меняется».
Меняются наши привычки, наши вкусы, пристрастия и взгляды, меняются слова, которые мы употребляем – меняется язык.
Замечаем ли мы эти перемены?
Да – если это касается того, что близко, что «болит».
Нет – если перемены происходят с тем, что нам безразлично и неинтересно.
Но есть же у нас что-то общее? Помимо улиц, по которым ходим.
Помимо города – который один у всех и один на всех. Помимо общественного транспорта и остатков общественных пляжей.
Помимо моря…
Конечно же, язык. Русский язык.
Одесса – русскоговорящий город, хотя на её улицах можно услышать и украинскую, и французскую, и молдавскую, и…китайскую речь.
Но русскую – чаще всего.
Нет-нет, я не о вездесущем русском мате, я о том языке, на котором говорит и думает большая часть населения нашего замечательного города.
О чём думает и что говорит – это тема для отдельной статьи и, возможно, для нескольких кандидатских, а то и докторских диссертаций.
Важно ещё и как оно (население) говорит…
Особенно вдохновляют случаи употребления дамами элегантного возраста словечек из лексикона подростков и общевозлюбленного словечка «взагали», но это тоже отдельная тема для исследований и для поисков ответа на извечные русские вопросы: кто виноват, и – как следствие – что делать.
Тем более, сегодня как никогда нельзя недооценивать роль печатной продукции. И снова маленькая поправка: я не о том чтиве, которым завалены киоски, лотки и полки книжных магазинов, я о настоящей печати. Среди которой «толстым» литературным журналам всегда отводилось особое место.
Многие ли сегодня помнят, что такое «подшивка»?
Родители мои выписывали множество журналов, литературных, профессиональных – по педагогике, научно-популярных. По прочтении эти журналы складывались аккуратной стопочкой и шнуровались. Годовая подшивка «Роман-газеты», «Иностранной литературы», «Нового мира», «Науки и жизни»…
Сейчас сложно припомнить все наименования.
И эти подшивки читались и перечитывались наряду с обычными книгами, а зачастую, были востребованы больше.
Сегодня их можно ещё встретить у мусорных контейнеров. Или среди макулатуры.
А тогда и в голову никому бы не пришло выбросить журналы.
Как можно было выбросить «Юность», скажем, со стихами Вознесенского или с повестью Аксёнова.
Как можно было пустить «на растопку» журнал «Новый мир» с повестью Солженицына или «Москву» с повестью Булгакова.
Сегодня всё можно, всё проще, всё легче и увы, легковеснее.
Архивы и подшивки видоизменились, их стало удобно хранить.
Да и не так уж востребовано читателем то, что печатается в современных «толстых» журналах.
Иными словами, человек пишущий интересен нынче только самому себе да ещё своим собратьям по перу. В редких случаях.
Печальные размышления эти навеяло событие радостное и долгожданное: презентация двух номеров одесского литературного журнала в Золотом зале Одесского Литературного музея.
Да-да, я о «Южном Сиянии», конечно же.
О журнале, который, несмотря на свой относительно юный «возраст», уже зарекомендовал себя продолжателем и хранителем славных, добрых традиций, складывающихся десятилетиями.
При этом, «Южное Сияние» не является неким «рафинированным» изданием. Постоянно обновляющиеся разделы и рубрики, совершенно уникальные документальные и архивные материалы, талантливые, подающие надежды молодые авторы наряду с авторами состоявшимися, маститыми….
Проза, поэзия, драматургия, критика, публицистика, переводы, мемуары.
Многообещающий раздел «Дружба журналов». Благодаря ему, в номере (№4(2012) читатель может попасть на страницы журнала «Новая реальность».
В этом же номере рубрика «Литмузей» знакомит с судьбой немецкого писателя, нобелевского лауреата Генриха Бёлля.
Здесь же – новая рубрика «Сети», в которой представлены семь стихотворений семи авторов. От каждого – по одному. Цель данной рубрики – показать, что и «сеть» может принести яркие талантливые стихи, «в которых наличествует и природный нерв и первозданный кровоток». Вопреки расхожему пренебрежительному отношению к сетевой поэзии.
В презентованных двух номерах опубликованы произведения более 90 авторов из Украины, России, Белоруссии, Германии, Израиля.
Это говорит о том, что журнал по праву носит статус международного и вносит свой значительный вклад в программу по сохранению и развитию русского языка, при поддержке которой и издаётся.
Хотелось бы отметить ещё одну характерную черту журнала: на его страницах литература разных жанров, стилей и направлений. Классика и авангард, символизм и верлибр, мемуары и т.д. Это ли не лучшее подтверждение словам Вольтера о том, что все жанры хороши, кроме скучного.
Вам может нравиться или не нравиться публикация в той либо иной рубрике, того либо иного автора. Но то, что скучно вам не будет – априори.
Не призываю вернуться в середину прошлого века, нет. Да и весь архив «Южного Сияния» вы всегда сможете найти на таких электронных ресурсах, как «Мегалит», и на сайте ЮРСП – «Авророполис».
Электронный формат – дело хорошее.
Но если вам захочется взять в руки печатное издание – любой номер журнала, начиная от самого первого, который вышел в августе 2011-го года и, заканчивая двумя последними, – вы не пожалеете.
Сегодня, когда большинству становятся интересны только мероприятия с заранее обещанной «раздачей слонов», когда сплошь и рядом устраиваются забеги на короткие и длинные окололитературные дистанции, на приз «улицы Седьмой Посткоммунистический Тупик», на которых конкурсанты разве что в мешках не прыгают, выкрикивая сочинённые тут же – в мешке – вирши, такие журналы, как «Южное Сияние» жизненно необходимы.
Но не будем о грустном. Тем более, что презентация была посвящена Всемирному дню поэзии.
Тем более, что Южнорусский Союз Писателей в период с 08.2012 г. по 03.2013 г. пополнили новые члены:
- Виктория Берг (Калининград)
- Ефим Бершин (Тирасполь – Москва)
- Елена Боришполец (Одесса)
- Александр Бубнов (Курск)
- Надя Делаланд (Ростов-на-Дону – Москва)
- Евгений Деменок (Одесса)
- Ирина Иванченко (Киев)
- Александр Карпенко (Москва)
- Вероника Коваль (Одесса)
- Роман Кожухаров (Тирасполь)
- Мария Луценко (Киев)
- Пётр Межурицкий (Тель-Авив)
- Ольга Олгерт (Кёльн)
- Александр Петрушкин (Кыштым)
- Лада Пузыревская (Новосибирск)
- Алла Рахманина (Москва)
- Анастасия Салмина (Киев)
- Александр Самарцев (Москва)
- Николай Столицын (Евпатория)
- Ната Сучкова (Вологда)
- Ольга Харламова (Москва)
- Елена Черникова (Воронеж – Москва)
- Екатерина Янишевская (Одесса)
Вручение писательских билетов ЮРСП новым членам Союза состоится в мае 2013 г., включая и тех авторов, чьи кандидатуры находятся на рассмотрении и будут утверждены в апреле–мае 2013 г.
Открыл презентацию председатель ЮРСП, выпускающий редактор журнала Сергей Главацкий.
Собравшихся приветствовали Евгений Голубовский (вице-президент Всемирного Клуба Одесситов), Юрий Работин ( председатель Одесского отделения НСЖУ), Олег Дрямин (член редакционного совета журнала).
Своеобразным камертоном встречи стало выступление писателя, поэта, зав. отделом прозы «ЮС» Ольги Ильницкой, которая говорила о том, что происходит с русским языком, о том, как предотвратить «умирание» языка, как реанимировать то, что осталось от некогда «великого и могучего», о том, какая ответственность сегодня ложится на плечи русских литераторов, поэтов, прозаиков, как носителей и хранителей живой сокровищницы.
Из всего этого следует, что перед редакционным советом и авторами «Южного Сияния» стоит нелёгкая задача, что впрочем, было понятно с первых же дней существования журнала, с первых минут работы над ним. Не так просто сегодня привлечь внимание читательской аудитории, которая «требует юмора», требует лёгкого чтива.
Не так просто идти навстречу читателю, не идя при этом у него на поводу.
Возможно ли такое?
Слушая Галину Маркелову, Александра Хинта, Анну Стреминскую, Илью Рейдермана, Наталию Тараненко, Евгения Деменка, Романа Кожухарова, и оглядываясь на не такой уж объёмный, но, тем не менее, далеко не легковесный архив «Южного Сияния», я всё-таки позволю себе ответить на этот почти риторический вопрос утвердительно и пожелать создателям и авторам журнала дальнейших открытий и новых путей к читателю.
Ему же, читателю, искренне желаю научиться читать осознанно, вдумчиво.
А провели праздничную мартовскую презентацию поэт Семён Абрамович (ЮРСП) и члены редакционного совета: Сергей Главацкий, Ольга Ильницкая, Олег Дрямин и я. Людмила Шарга.
Об Авторе: Людмила Шарга
Людмила Шарга (Южнорусский Союз Писателей) Поэт, прозаик, публицист. Родилась в России. Живёт и работает в Одессе. В настоящее время возглавляет отдел поэзии в литературно-художественном журнале «Южное Сияние». Журнал основан в 2011 году и является официальным печатным органом Южнорусского Союза Писателей. Редактор сайта, основатель и ведущая творческой гостиной «Diligans». Публикации: в Одесской антологии поэзии «Кайнозойские Сумерки» (2008), в альманахах «Меценат и Мир. Одесские Страницы» (2008, Москва), «ЛитЭра» (Москва), «Свой вариант» (Луганск), «Провинция» (Запорожье), «ОМК» (Одесса), в журналах «Южное Сияние» (Одесса), «Дон» (Ростов-на-Дону), «Ренессанс» (Киев), «Арт-Шум» (Днепропетровск), «День и Ночь» (Красноярск), в газетах «Литературная газета» (Москва), «Литература и жизнь» (Киев), «Интеллигент», в интернет-журналах «Авророполис», «Гостиная», «45-я параллель», «Ликбез» и др. Автор сборников прозы и поэзии «Адамово Ребро» (2006), «На проталинах памяти» (2008), «Билет в осенний день» (2010), «Рукой подать...» (2011), «Повесть о падающих яблоках» (2013), «Яблоневые сны» (2014), «Ночной сюжет новостей» (2015), «Невыдуманные рассказы о настоящем» (2017).