ИРИНА РОДНЯНСКАЯ ● ГОД 2014-Й ● ДОБАВЛЕНИЕ ДЛЯ «ГОСТИНОЙ»
Вместе с тем это – гражданский поступок. И любой гражданский поступок заслуживает уважения – даже со стороны оппонентов, одним из каковых безоговорочно являюсь я. Но где гражданский поступок, там уж не чистое искусство, а искусство тенденциозное. И, очнувшись от впечатления эстетического, я почувствовала себя не только не убежденной, а, напротив, ощетинившейся. Чудовищный Пётр, который сообщает всё еще верному Мазепе, что в военных целях собирается превратить цветущую Украйну в выжженную землю, – так вот где корни благой измены? Не верю! Эта сцена не вычитана из источников, а выдумана сообразно идеологической задаче. Гетманат как козацкая выборная республика, как истинная народная демократия в противовес антинародному самодержавию «помазанника Божия» – знаем мы эти республики и их наследников, хоть бы в «Тарасе Бульбе» (читаемом мной без всякого умиления), в «Гайдамаках» Шевченко и далее – вплоть до малого холокоста времён Гражданской войны и Бабьего Яра. Я, харьковчанка, влюбленная в мову, чтущая украинскую культуру, очень редко вспоминаю о таких вещах, но Иван Волков заставил меня вспомнить – от противного. Нет, остаюсь с Пушкиным, «певцом империи и свободы» (Г.П. Федотов), тоже по-своему тенденциозным, но этически несравненно более чутким. Не мне судить несчастного Мазепу, окончившего свою жизнь мирно, но проклятого Церковью (впрочем, Петр мог «протащить» любую анафему, пусть ее снимут, ради Бога). Но я за поэзию, возвышающуюся «над схваткой» даже в гневе инвективы, оплакивающую невинных, скорбящую о виновных и, в конечном счете, «льющую примирительный елей».
Всё же таланту автора захотелось воздать должное, я ведь критик, а не публицист…
Об Авторе: Ирина Роднянская
Роднянская Ирина Бенционовна – критик и публицист. Окончила Московский библиотечный институт. Печатается как критик с 1956 г. Автор книг "Социология контркультуры" (в соавторстве с Ю.Н.Давыдовым. 1980), "Художник в поисках истины" (1989). "Литературное семилетие" (1994), "Книжный сад" (1995), "Движение литературы" (2006), "Мысли о поэзии в нулевые годы" (2010). Автор статей о современной литературе, русской классике, русской философии. Заведовала отделом критики журнала "Новый мир". Участвовала в создании знаменитой "Философской энциклопедии" вместе с Сергеем Аверинцевым, Ренатой Гальцевой, Юрием Поповым и другими. Лауреат премии Александра Солженицына за 2014 год. Входит в редколлегию журнала «Гостиная» (отдел критики).
Многоуважаемая Ирина Бенционовна, спасибо Вам за отчетливость и честность позиции, единственно верной для для человека – в особенности для человека Слова – здесь и сейчас. Могу сказать, что как “литератор” (sic?)рос на Ваших статьях. С другой же стороны Язык и Мова смешаны во мне – две крови. Потому с особой остротой ощущаю изначальную правоту и сегодняшнюю выверенность Ваших оценок. Далек от схватки (Киргизия) не значит а приори над схваткой: все трещины мира проходят там, где они проходит. Спасибо!
Уважаемая Ирина Бенционовна! не вижу другого способа ответить на обвинения в тенденциозности и неисторичночти, кроме как здесь. Отсылаю Вас к книге “Мазепа” Татьяны Геннадьевны Таировой-Яковлевой, изданной в России в 2007г. издательством “Молодая Гвардия. Т.Г. Таирова-Яковлева – крупнейший специалист по Северной Войне, директор центра по изучению Украины Государственного Университета СПБ – вся политическая ситуация не выдумана, а взята из этого, вполне официального, источника. Вне зависимости от оценок, позвольте выразить Вам глубокую благодарность за внимательное и пристрастное чтение!
Вот это и есть настоящая критика. Спасибо. А Иван Волков и правда, поэт подлинный, очень яркий и глубокий.