ГАЛИНА МАРКЕЛОВА ● ПОХВАЛА ЛЮТЕРУ ● СТИХИ
ПОХВАЛА ЛЮТЕРУ
Изящного письма гусиный папский росчерк
пространства разума к станку склонял и гибли,
и падали леса, друидские лысели рощи
в угоду шелесту листов печатных библий.
Шурши псалмом, латинскую пролистывая мессу
упрямый братец Мартин Лютер,
в тьму паствы свесив реформацию с отвесом
готических, национальных литер!
Конец, конец приходит эре Гуттенберга,-
империи фантазии парящего пера
с литым, свинцовым основаньем слова.
Ах, занесла её словесная пурга!
Увы, мы очевидцы - чтение книг всё реже…
Мы так уверовали во всезнанье монитора
и странно, что душа не дрогнула на скрежет
мыши, барахтающейся в виртуальном соре!
Открещивались бабушки: «Свят! Свят! Свят!»
Пикантное пролистывая чтение
А я отмахиваюсь нынче: «Спам! Спам! Спам!»
Пожалуй, совпадают мнения!
И есть соблазн всемирного масштаба –
всё напечатанное скирдовать в единый файл,
чтобы затем злодей, блаженный ли, растяпа
движеньем пальца вмиг поудалял.
Тень Лютера на плечи Микрософта
бросает виртуальное пространство…
И храмовые рощи криптомерий сохнут –
их души в жертву слову больше не сгодятся.
ТРИДЦАТЬ ВТОРОЕ
Перед любимым твоим – роковое: –
рокот волны из ночи –
да в века
«Не календарная я.
С – высока –
горным обвалом
в ваше столетие стекаю –
в узкий зазор,
междометье
августа,
тридцать первого дня
в знойное,
тридцать второе,
столетья».
Сколько столетий судьбой суждено
быть поминаемой русской Сафо?
Господи, может, и я доживу,
чтоб помянуть тебя в первое
тридцать второе.
НАШ ТЕАТР
Виславе Шимборской
Русалочий дух легендарной реки укрылся в крови,
В бездонном колодце страстей,
В могучем потоке сознания той,
Что дерзнула родиться
К премьере спектакля под именем «Апокалипсис»
Массовок участницей,
летописцем,
Свидетелем со стороны пострадавших:
Кота осиротевшего со дня вчерашнего,
Щебетуний, что сквозь прутья клетки
Твой целуют
им родственный профиль,
Не подозревая про фильм,
Снимаемый маэстро Гералтовским…
Ленту – иконографию будней той,
Рискнувшей стать словом, щемящим душу.
Но не причастницей дел чертовских.
Вот и отыгран акт предпоследний:
Киты выбрасываются на сушу
И взрываются ором, который
Мы оставим в наследство скоро
Нисходящему серафимскому хору…
В гулком финале
мартовским воскресеньем,
На твоё открытое, радостное –
«Пан Езус с мартвых встал!», –
Кто ответит: «Правдиво!»?..
Разве что только
едва-едва проклевывающаяся листва
На иве, опрокинутой над Вислой,
Над её седой,
над её королевской славой,
Да над вздохом русалок: «Вислава, Вислава!»
* * *
Всего лишь частица
Луна, звёзды, солнце, снова луна, космические бури.
Ощущаю всем естеством, каждой клеточкой…
Чем дольше живу, тем явственнее чувствую единство своё
С бесконечностью, с явленным миром (и с не проявленным тоже).
Мельчайшей, но сущей в божьем, великолепном многообразии
Частицей, участницей прекрасного действа под именем жизнь
Осознаю себя всё чаще и чаще.
Неужели лишь гипертония, ревмокардит и многие мудреные,
С птичьего языка полуграмотных эскулапов,
Убийственные слова диагноза роднят с Космосом?
Но я то помню первые ощущения, золотые солнечные лучи,
Что проникали сквозь щели грузинского дома,
И растворялись в ароматах цветущих мандарин,
Душных трав, чеснока, мамалыги, женского копошения
Вокруг керогаза с привычным, чадным духом
Дабы обустроить, украсить, продлить эту жизнь,
Скользящие золотые нити мирящие всех со всеми
и даже далёким рокотом Риони, и горбатым миражом Казбека
На гофрированном горизонте,
и невнятным пребывающим.
Казалось, будущее бережно обнимает, покачивает, укачивает,
Успокаивает обещаниями неведомого,
Но непременно будущего времени.
Почему же сейчас где-то глубоко возникает тревога,
Когда бессонной ночью луна заглядывает в окошко,
А ты стараешься разглядеть на циферблате хоть какую стрелку?
Относительность восприятия времени?
Или?..
ВМЕСТО РЕЦЕНЗИИ (ЧИТАЯ СТИХИ МОЛОДЫХ)
Ускользнуть в ущелье рыкающих пружин коечного Памира,
примеривая чужых истин стихиры…
Камланить, кумарить,
улетать по звуку собственной плоти
в лабиринты трансцендентного мира,
попирая упёртого девства страхи,
жонглируя условностей гирями,
дев ли юдоль, слагающих стихи?
Умение чародейным течением сочетать звуки,
ловя хрустальную хрупкость абсурдов …
Складывать обветренными губами,
обкусанными перстами
в каверзные мудры
страдание вулкана с рассудка затмением,
с обмороком любви
не кажется ли нам
более естественной задачей,
чем просто-напросто рождение дитя?
Сколько воды утекло
от наших дней до…
хотя бы юродства Ирода,
а что изменилось в сценарии,
в хитроумной инструкции по отлову душ?
Хвалёные гуру –
Укротители диких йони,
взмыленных мустангов вожделений,
оказываются всего лишь заезжими жохами
заплёванных полустанков,
а их, не раз реставрированный лингам,
умаяно провисает меж
надежд инфантильных
и распиаренного похабства.
Кружевные устрицы вежд
Смежи лучше, сестрица,
вслушиваясь в рапсодию роста
неведомой ещё маргариты–жемчужины,
совершенной сферы выверенной духом –
пространства простоты, теплоты, чистоты…
Строфы, сорвавшейся, как капелька воска
с поминальной свечи
на литии
по непорочности нашей
пошли по милости твоей, Господи,
сестрам, особенно грядущим,
а ребёночка-то лучше!
ОБЪЯСНЕНИЕ
А я бороться буду за тебя,
за право быть с тобой,
хотя бы в смертной тьме,
чтоб контрабандный груз тепла
делить –
тот груз, что сердце утаит любя,
при охлаждении всеобщем и распаде.
Я знаю, там,
там каждый за себя,
а я и там – за всех,
за нас
в ответе
и, если ты забудешь, подскажу слова
заветных оправданий жизни перед смертью.
Я подскажу их шелестом травы,
салютом почек, выдохом волны
что всё колеблет, всё, до самой малой доли…
Уверена,
услышишь: камертон,
который сам Творец в тебе настроил,
откликнется на стон,
тень немую стона,
на эхо тихий вздох,
на шелест мысли невесомой –
на то и камертон – он так устроен…
Об Авторе: Галина Маркелова
Поэт. Член Южнорусского Союза Писателей (Одесская областная организация Конгресса литераторов Украины). Родилась в 1943 г. в городе Поти. В раннем возрасте переехала в Одессу, где с тех пор живет, не считая нескольких лет преподавания русского языка в Москве и Гаване. В Одессе преподавала физику в пехотном училище. Автор шести сборников стихотворений, один из которых, «Приглашение к Танцу» (2003) издан в Москве. Печаталась в Одесской антологии поэзии «Кайнозойские Сумерки» (2008), журнале «Октябрь», альманахах «Меценат и Мир. Одесские страницы» (Москва), «Дерибасовская – Ришельевская» и др. Дипломант Муниципальной литературной премии им. К. Паустовского (2006), 2-е место в Городском литературном конкурсе «Серебряные трубы» (2008, Одесса).