ВЕРА ЗУБАРЕВА ● ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ ВРЕМЕНИ ● ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
Вчера, сегодня, завтра… Кто выстроил эти границы? Наверное, глаз-материалист, который не верит в то, что не может увидеть. Поэтому невидимое он назвал прошедшим и будущим, а видимое – настоящим. И в этом – его вечный конфликт с мыслью, которая, не признавая искусственных разграничений, легко порхает между видимым и невидимым. Для мысли и невидимое зримо. Она зрит то, что ушло из поля зрения, и то, что зреет во вселенной. Для неё все границы условны, как пространственные, так и временные. Для неё всё в настоящем, если под настоящим понимать то, что оказывает влияние на состояние мира и его существ. И если мы смеёмся, глядя на клоуна, или хохочем, вспоминая эпизоды прошлого, то это в равной степени слагает настоящее. Время – в непрерывном настоящем, а границы его – относительны.
Я здесь живу,
В разноязыком городе.
Сюжеты жизней уловив едва,
Иду по слуху, но теряюсь вскорости
И становлюсь предметом чьей-то повести,
Переводящей не мои слова.
Здесь, кажется, все собраны – как сорваны
С единого стола, но вопреки
Разметкам улиц, ускользают в стороны,
Неся в глазах, как будто номерки,
Рождений даты. Старый гардеробщик
Прочтет их номер из каких-то общих,
Глобальных представлений о числе.
И что в его таится полномочьях,
И как тебя он отличит от прочих –
Суть размышлений о добре и зле.
Но чувствуешь, что сам себе хозяин,
Когда подходишь к тишине окраин,
И остается позади поток,
И нужно осознать, что ты – случаен,
Но в сотворенье обитает Бог.
И ты пойдешь, как музыка по струнам
Иль в океан качнувшая ладья.
А тот старик, он был тобой придуман
Для оправданья смысла бытия.
Вручение Вере Зубаревой Муниципальной премии им. Паустовского.
Творческий вечер Веры Зубаревой в Доме Русского Зарубежья им. Солженицына
Об Авторе: Вера Зубарева
Вера Зубарева, Ph.D., Пенсильванский университет. Автор литературоведческих монографий, книг стихов и прозы. Первая книга стихов вышла с предисловием Беллы Ахмадулиной. Публикации в журналах «Арион», «Вопросы литературы», «День и ночь», «Дети Ра», «Дружба народов», «Зарубежные записки», «Нева», «Новый мир», «Новый журнал», «Новая юность» и др. Лауреат II Международного фестиваля, посвящённого150-летию со дня рождения А.П. Чехова (2010), лауреат Муниципальной премии им. Константина Паустовского (2011), лауреат Международной премии им. Беллы Ахмадулиной (2012), лауреат конкурса филологических, культурологических и киноведческих работ, посвященных жизни и творчеству А.П. Чехова (2013), лауреат Третьего Международного конкурса им. Александра Куприна (2016) и других международных литературных премий. Главный редактор журнала «Гостиная», президент литобъединения ОРЛИТА. Преподаёт в Пенсильванском университете. Пишет и публикуется на русском и английском языках.
Очень впечатляет образ ” Старого гардеробщика”.
Старик- Хронос или сама Смерть?
Или некий ангел?
Нам пробужденье дарит Бытие.
Но, продолженьем снов,- в ином раскладе :
Реальность много хуже. Бога ради,
Зачем так жадно впитывать её,-
Оттенки чувств почти неуловимых,
В глазах прохожих скучный интерес,
След самолетов в синеве небес,
(Озоновые дыры – как «прогресс» )…
Бредут себе, с тобой неразделимы,-
В толпе людской с больной улыбкой мима,
То «ангел» бледный, то дикарь, то «бес».
В том « вавилоне» много языков,
Пусть в нем один заявлен всем, как общий.
Но каждый на своем на Бога ропщет
О тяжести невидимых оков,
Повязан сетью суетных грехов:
Души томленье, нервность, скудный быт
Поставив Небу вышнему « на вид».
Старик с глазами Хроноса… Костюм
Немного импозантен в наше время,-
Встречает у дверей «иное племя»,
Под веки скорбные запрятав хитрый ум.
Он видел жизнь. Он знает наизусть:
Смирение спокойное привычно.
Он вас проводит и обслужит лично,-
Оставшись полон потаенных дум,-
О времени, о Сути, что живёт
В глазах детей невинных, в их признаньях.
Во взгляде Хроноса таинственное знанье,-
(О вечности, что с вами не умрет…)
…Всё, что было пЕрежито, стало утром ” бес-толковым” как игра. Зачеркнуть бы… (Начинай сначала.) Смена формы? Новое, ура!.. Жизнь,- скажите, что она такое?- Недоразумение, игра? Я не вылезаю из запоя. Все. Итог. Закончилось. Пора…
Плохо жить свободным, честным, бедным. Очень плохо старым и больным. Отчего смеется Всадник Бледный в свете мертвой пожилой луны? Инеем надгробия одеты, “мрамор полнолуний “- белый лед. Там лежат под плитами поэты. Летом там трава вокруг растет. Потому что нету в смертном силы, потому как сила не в миру. «Красный сон», «зеленые могилы». Птичье щебетанье поутру,- дети, внуки, нервы, заморочки. Снова долг. Терпение. Врачи. Новые идеи, мысли, строчки. Все- иссякли. Кончились, молчим…
Ожиданье нового, тревога. Друг. Со-звучье. Проблеск. Снова жив. Время иссякает. Поиск Бога. Разве Я все это заслужил?
Отдых?- Щщщщас!- Открой пошире веки!- Чем ты занимался до сих пор? (Черви, тараканы, человеки… Сссволочи, -не вижу всех в упор…) Пустота черна, как ткань портьеры. Внешний мир?- Отсутствие светил. Лишь болят без тела струны- нервы. Разве Я все это заслужил? Дальний свет. И огонек все ближе. Ангел мой с протянутой рукой : «Я пришла. Я за тобой… Иди же! Сколько можно биться с пустотой?»
Мир вовне. Ещё не обитаем. Пустота. Иллюзия и все. На её следах чернила тают ( тьмы густой),- так рисовал Басё…
А меня впечатляет всё, что Вы здесь написали. Спасибо, Елена.
Замечательное вступительное слово, Вера, и чудное стихотворение…
Спасибо!
Благодарю, Сергей!