RSS RSS

ВЕРА ЗУБАРЕВА ● НЕВЕРОЯТНОСТЬ ВЫСШЕГО ПОРЯДКА ● ВСТУПЛЕНИЕ

image_printПросмотр на белом фоне

ВЕРА ЗУБАРЕВАКогда Арон Каценелинбойген понял, что теория вероятностей не всегда работает, он придумал теорию предрасположенностей. Начиналось это ещё в Москве, когда он работал в Институте Экономики и Центральном Экономико-Математическом Институте в Москве, где возглавлял кафедру Комплексных Систем. В Америке он развил свои идеи, довёл их до стройной теории и только не сумел найти математика, который бы всё это изложил на языке формул.

Меня сразу же привлекла красота его теории, суть которой я определила бы в самых простых терминах так. Мир – это коллекция уникальностей, и всякий раз мы сталкиваемся с этим, когда разглядываем какой-нибудь цветок или бабочку. А разглядываем потому, что глаз выхватывает какие-то мельчайшие особенности, отличающие их от других бабочек и цветков. Даже если мы этого не осознаём, особенности и есть тот магнит, который притягивает наше внимание. Не станешь ведь разглядывать двойников!

Сколь ни живи, сколь ни учи наук –
жизнь знает, как прельстить и одурачить,
и робкий неуч, молвив: «Это – луг»,–
остолбенев глядит на одуванчик.
                      (Б. Ахмадулина. «Свет и туман»)

Таким «робким неучем», не зазубрившим догм о подобии и типологии, обычно является художник. И теория Арона, прежде всего, восхищает художников от науки, ибо она гласит, в общих чертах, что нужно не сводить картину к известному, а внимательно вглядеться во все особенности предмета или явления, отметить как можно больше нюансов и оттенков, придать им значение, проинтегрировать в своём восприятии и тогда только определить для себя, какова их предрасположенность. И то, что будет считаться невероятным с точки зрения теории вероятности, может оказаться очень даже возможным с точки зрения теории предрасположенностей.

Когда-то я написала стихи «Фонтан и Вагнер» под впечатлением «Фауста» Гёте. Два типа учёных (Фауст и Вагнер) заставили меня задуматься о том, что же есть наука – свод догм, направленных на объективность, или уникальный взгляд исследователя? Для меня это всегда второе. Теория Арона укрепила меня в этом. Базируясь на модели шахматной игры, Арон показал, что субъективность лежит в природе оценочной категории. Однажды его пригласили прочесть лекцию для верхушки менеджмента известной фирмы Mars Electronics International. После лекции к нему подошёл один из вице-президентов фирмы и, поблагодарив за блестящую лекцию, прибавил: «Вы дали мне лицензию на субъективность». Как признавался потом Арон, это было самой большой похвалой, подтверждавшей верность и практичность его теории.

Стихи «Фонтан и Вагнер» настолько понравились Арону, что мне пришлось переписать их заново по-английски, чтобы он мог включить их в свою очередную книгу по индетерминизму в качестве эпиграфа к книге (The Concept of Indeterminism & Its Applications; Economics,| Social Systems, Ethics, Artificial Intelligence & Aesthetics. Westport: Greenwood Publishing Group, 1997).

                                                     ФОНТАН И ВАГНЕР

В пергаменте ль найдём источник мы живой?
Ему ли утолить высокие стремленья?

                                                            Гете. «Фауст» (из диалога Фауста с Вагнером).

ФОНТАН

Запечатлеть фонтан
И миг свободы,
И – унести под каменные своды,
В империю школярских догм.
Потомок Вагнера,
Опять вхожу в твой дом –
Обитель книг, исписанной бумаги.
Ты помнишь все,
Но этих вспышек влаги
Не удержать
Твоим усердным лбом.
Пойди к фонтану,
Смысл его двоякий
Попробуй скрупулёзно разложить
По формулам
На символы и знаки
И воссоздать опять феномен «жизнь» –
Ту жизнь, которая всегда есть схватка
Невероятностей,
И сам ты в ней
Невероятность высшего порядка
И вероятность сущих всех идей.
И не они ль фонтаном бьют в саду,
Где я неукоснительно веду
Свой образ жизни,
Странный и мгновенный,
С другими образами наряду,
Запечатленный в образе Вселенной?

ВАГНЕР

Он всё надеется! Без скуки безотрадной
Копается в вещах скучнейших и пустых…

                                                            Гете. «Фауст»

Ах, Вагнер, Вагнер!
Ты бессмертен, что ли?
Сидишь,
Спины округлость заострив.
Твоя спина – как треугольник боли,
Навечно укрепленный в стул-штатив.
Завидую завидному усердью
Во всякий свой негаданный визит,
Когда больна, и моему предсердью
Быть в норме день, а то и два грозит.
Твой контур сигмовидный млечен.
В нем сигмы осмысляет ум.
Аналитичностью банальной искалечен,
Пытается представить в виде сумм
Всю полноту существований чуждых,
Антагонизмов, отрицаний, искр –
Простых и Божьих, в воздухе и в лужах,
Рождающих то ямбы, то верлибр.
Унылый мир,
От сих до сих пролегший,
Связующий меня с тобой сейчас,
Воспитывает мой веселый, грешный,
Известный зрением беспечным глаз.
Тома
В громоздких сейфах переплетов,
С моей подвижностью
Вступая в резонанс,
Указывают
На опасность взлетов
И создают естественный баланс
В полярном нашем сосуществованье,
В котором однодневка-мотылек,
Поспешно украшая мирозданье,
Влетит сюда,
Как поиск и – итог.

avatar

Об Авторе: Вера Зубарева

Вера Зубарева, Ph.D., Пенсильванский университет. Автор литературоведческих монографий, книг стихов и прозы. Первая книга стихов вышла с предисловием Беллы Ахмадулиной. Публикации в журналах «Арион», «Вопросы литературы», «День и ночь», «Дети Ра», «Дружба народов», «Зарубежные записки», «Нева», «Новый мир», «Новый журнал», «Новая юность» и др. Лауреат II Международного фестиваля, посвящённого150-летию со дня рождения А.П. Чехова (2010), лауреат Муниципальной премии им. Константина Паустовского (2011), лауреат Международной премии им. Беллы Ахмадулиной (2012), лауреат конкурса филологических, культурологических и киноведческих работ, посвященных жизни и творчеству А.П. Чехова (2013), лауреат Третьего Международного конкурса им. Александра Куприна (2016) и других международных литературных премий. Главный редактор журнала «Гостиная», президент литобъединения ОРЛИТА. Преподаёт в Пенсильванском университете. Пишет и публикуется на русском и английском языках.

7 Responses to “ВЕРА ЗУБАРЕВА ● НЕВЕРОЯТНОСТЬ ВЫСШЕГО ПОРЯДКА ● ВСТУПЛЕНИЕ”

  1. Дорогая Верочка! Замечательные стихи твои – это и есть Поэзия – и поиск, и итог.
    В твою коллекцию Вероятностей невероятного Посылаю свой скромный вклад.

  2. avatar Зинаида Пурис says:

    Я прочла и перечла Вашу “Невероятность”, она об очень важных для меня вещах. И не только для меня, конечно.
    Спасибо, Вера!

    • avatar Вера Зубарева says:

      спасибо, Зинаида! тема, действительно важная, и я рада, что Вы нашли что-то для себя. Удач!

  3. Интересно насчет лицензии на субъективность. Это не из мира бизнеса,но Катя Яровая призывала в одной из своих ранних песен: “Давайте же будем мы необъективны к России, к любимым, к родным и друзьям!” (Одна из моих статей о ней даже называется “Будем необъективны” http://www.tatyanayankovsky.narod.ru/BudemNeobyektivny.pdf.) Чем сильнее развита у человека творческая интуиция, тем больше он способен к “субъективным” суждениям, которые через годы будут приняты и даже могут превратиться в “объективные” догмы.

    • avatar Вера Зубарева says:

      Ты абсолютно права. Поэтому я и пишу, что только худодник от науки воспримет глубину идеи Арона. Ну и те, кто на практике с этим столкнулись… 🙂

  4. Здорово! Ведь действительно только уникальной субъективностью можно прикоснуться к жизни, проникнуть в жизнь, вкусить и прожить сей момент. Об этом ещё интересно у Льва Шестова в “На весах Йова” – у каждого мыслителя в моменты откровений рушились все, ими же построенные стройные теории, потому что молниеносно обрушившаяся и заголившаяся живая истина не вмещалась ни в один свод правил и параграфов.

    • avatar Вера Зубарева says:

      Да, люди искусства и гумманитарии чувствуют это особенно тонко.

Оставьте комментарий