«Дерибасовская – Ришельевская». Альманах № 2 (61), 2015
Литературно-художественное издание серии «Одесская библиотека»
Одесса – один из тех городов средиземноморско-черноморской цивилизации, в которых и по сей день сохраняется (пусть и в разной мере) традиция организовывать жизнь и семей, и общин, и полисов в пространстве дворов. Именно здесь, по свидетельству историков, психологов, культурологов, в основном и складывалась уникальная общность граждан, в которой главными были не социальное происхождение, не достаток, не национальность, а обретение свойств, которые лежат в основе ментальности жителей и Барселоны, и Хайфы, и Марселя, и Генуи, и Констанцы, и Варны, и Одессы, – общительность, дружелюбие, особая хватка-смекалка, чувство юмора…
Этот ряд можно было бы и продолжать, но, заметьте, что названные в первую очередь города являются побратимами Одессы. Образ двора зачастую занимает особое место в литературных произведениях, созданных одесскими авторами. Их герои получают во дворах первые уроки жизни, обзаводятся друзьями, здесь происходят и радостные, и горестные события, здесь играют в войну и отсюда отправляются в бой, здесь влюбляются и расходятся, здесь рождаются и умирают…
Вспомним Петю Бачея с Канатной и Мотю с Ближних Мельниц, Юрия Олешу с улицы, ныне носящей его имя, семейство Менделя Крика с Молдаванки, соседей Михаила Жванецкого со Старопортофранковской, героев повестей Георгия Голубенко и Сергея Рядченко. «Двор» – так Аркадий Львов назвал свою многотомную эпопею о нескольких поколениях одесситов, среди которых вырос и прожил годы в доме по Авчинниковскому переулку. >>
Об Авторе: Евгений Голубовский
Евгений Михайлович Голубовский (5 декабря 1936 – 6 августа 2023) Журналист, составитель и комментатор многих книг, связанных с историей, культурой Одессы. Родился в Одессе 5 декабря 1936 года. Окончил Одесский политехнический институт, где в 1956 году устроил со своими друзьями вечер-диспут, посвящённый искусству — от импрессионизма до кубизма, что было воспринято властью как акция против официального искусства соцреализма. Только вмешательство И. Эренбурга и Б. Полевого спасло от исключения из института. В штате газет «Комсомольская искра», затем «Вечерняя Одесса» работал с 1965 года. Вице-президент Всемирного клуба одесситов (президент Михаил Жванецкий). 15 лет редактор газеты клуба «Всемирные Одесские новости», последние пять лет одновременно заместитель редактора историко-краеведческого и литературно-художественного альманаха «Дерибасовская-Ришельевская». Редактор и составитель многих книг по истории культуры, литературной жизни Одессы. Публикуется в журналах России, Украины, США, Израиля. Член Национального союза журналистов Украины. Председатель Общественного совета Музея современного искусства Одессы. Лауреат журналистских премий.