Инна ВОЛОШИНА. Рококо 21 века. Межвременной диалог художников. Лондон. Собрание Уоллеса ( Wallace Collection). Флора Юхнович и Франсуа Буше. Язык Рококо. 5 июня – 3 ноября 2024
Попытка установить диалог между современным искусством и старыми мастерами – распространенная практика на современной арт-сцене. Переклички, аллюзии, референции – неотъемлемая часть существования искусства в целом. Для Собрания Уоллеса межвременной диалог художников – едва ли не единственная возможность не терять связь с современностью. В 1897 году вдова коллекционера Ричарда Уоллеса, незаконнорожденного сына четвертого маркиза Хертфордского, завещала коллекцию искусства своего покойного мужа государству. С 1900 года Wallace Collection – музей в Лондоне, в коллекции которого представлены выдающееся произведения XIV -XIX веков: скульптура, мебель, оружие, фарфор, картины, среди которых работы Тициана, Веласкеса, Рембрандта, Рубенса, Ван Дэйка и многих, многих других.
“Герой” выставки, француз Франсуа Буше, представлен в этом собрании девятнадцатью работами.
По условиям завещателя публика должна иметь бесплатный доступ к коллекции. Переданное в дар государству собрание Уоллеса не может пополняться, и не один предмет не должен быть продан или выставлен за пределами фамильного особняка Хетворд, в котором размещена коллекция.
Изобретательность кураторов Собрания Уоллеса расширяет его сложившийся музейный “репертуар”, время от времени предлагая пропустить знакомую всем классику через личный художественный опыт и культурные установки современных художников.
Так, художнику Флоре Юхнович ( Flora Yukhnovich), одной из заметных, успешных и востребованных фигур на сегодняшней британской арт-сцене, музей Собрание Уоллеса предложил сделать современную интерпретацию двух музейных работ наиболее последовательного представителя стиля Рококо, Франсуа Буше: “Пастораль с волынщиком” ( 1749) и “Пастораль с парой у фонтана” ( 1749).
Сегодняшний триумф еще молодой, тридцатичетырехлетней Флоры Юхнович можно засвидетельствовать несколькими беглыми штрихами ее биографии. Ее “Маленькая прелестная вещь” ( Pretty Little Thing”) в 2021 году была продана на аукционе современного искусства в Гонконге за 1,2 миллиона долларов. Аукционные цены на работы Юхнович продолжают стремительно расти: уже в 2022 году картина “Теплый, влажный и дикий” (Warm, Wet and Wild ) ушла на на «Сотсби» за 3.6 млн. долларов. Ее картины есть в коллекциях у членов кабинета министров Великобритании. Количество подписчиков в Инстаграмме у Юхнович превышает 80 тысяч. В этом смысле Собрание Уоллеса целенаправленно сотрудничает с художниками успешными и широко обсуждаемыми.
Две упомянутые работы Буше, соответственно замыслу кураторов, были перенесены в отдельный пустой зал на первом этаже музея. Их освободили от великолепия золотых рам и осовременили, поместив среди аскетичных белых стен. В то время как две картины Юхнович – ” Мир чистого воображения” (A World of Pure Imagination) и ” Безумие пастушки” ( Folies Bergere) – намеренно украшенные солидными рамами XVIII века, заняли место временно “приземленного” Буше в холле, венчающем парадную лестницу, среди мебели и причудливых предметов интерьера эпохи рококо. На обретенном месте работы Юхнович не только не вызвали диссонанса, напротив, органично и свежо зазвучали среди обнимающихся мраморных амурчиков, картинных нимф и фавнов, «рококошных» завитков, раковин, затейливо переплетающихся листьев и комодов с пышным декором, выставленных в том же холле.
Полотна Юхнович – две масштабные полуабстракции, в которых едва читаются намеки на образы: гроздья винограда, бутоны роз, абрис женкой головки. Акцентные цвета: зеленовато голубоватый, красный, размашистые мазки бело- розового – перекликаются с главными цветовыми акцентами у Буше. Но если у Франсуа Буше преобладает привычная для рококо мягкая, приглушенная палитра, то Юхнович намеренно придает цвету ощущение чего-то синтетического, digital – ее квази-рококо призвано быть убедительно современным. Вкрапления и акценты агрессивно пурпурного, интенсивного зеленого вносят в изобразительный язык ее полотен некий элемент психоделического, галлюцинаторного, не давая зрителю полностью раствориться в грезах давно минувшего века.
Юхнович буквально атакует холст крупными мазками, иногда используя спонж для усиления ритма, являя свои поэмы настроения, разыгрывая чисто живописные импровизации на сюжетные пасторальные идиллии Буше.
Изначальное рококо апеллирует не к возделывание ума. Это скорее выдох облегчения после возвышенных идеалов “больших стилей”- Ренессанса и Барокко. Порожденное эпохой французского абсолютизма, рококо отражает образ жизни французской аристократии первой половины XVIII века, падкой на чувственные наслаждения, склонной к изысканной, вычурной театрализации жизни. Напряжение, динамика, контрастность, драматичность и торжественность барокко уступили место всему изящному, легковесному, салонному – миру королевских фавориток, галантных кавалеров, фривольной игривости маскарада, фантазиям аристократов на тему крестьянской жизни с эротичным подтекстом. Это иллюзорно-фантазийный мир гедонизма, где царит женщина не как богиня Ренессанса, не как божественное творение, а как ожившая фарфоровая статуэтка – белокожая, юная, с нежным румянцем, фривольно полуобнаженная, готовая к усладам плоти – эротизированный объект мужских желаний.
В этом смысле идеализированные пейзажи Буше с их пастушьей любовью, нежными тканями, пеной шелка, с украшенными цветами дамскими шляпками, обольстительными жестами – для рококо эталонные, призывающие к чувственному земному наслаждению.
Юхнович, утверждая связь XXI века с этими работами “галантного века”, очевидно, вдохновляется и сегодняшней массовой культурой развлечений и потребления. Глядя на ее полуабстракции, зритель легко соскальзывает в ассоциации с ” Фантазией” Уолта Диснея, с сериальной эстетикой “Дрянных девчонок”, со всем этим гламурным девчачеством во главе с культовой Барби. А еще – с рекламно-инстаграммной стилистикой , включая праздничные виртуозно украшенные кондитерские витрины, с изобилием бело-розового, зефирного, воздушного. Иными словами, к той эстетике сегодняшней массовой культуры, которая на современный манер тоже соотносится с беззаботными чувственными наслаждениями далеких героев пасторальных идиллий Буше.
Критики назвали искусство Юхнович ультрасовременным ( Ultra Contemporary art). Что же в них предложено обыденному сознанию современников? Почему эти вовсе не нагруженные смыслом, лишенные всяких моральных заданий и задач симфонии цвета так громко прозвучали?
Если думать о правильной рыночной стратегии, то Юхнович с долей некоторой иронии предлагает герметичный мир безмятежной фантазии, иллюзии, фейка. Мир расслабляющий и утешающий, без надлома, цинизма и страданий. Как и задумывалось, она говорит осовремененным языком легковесного рококо. Лишь изредка мелькают на ее полотнах всполохи наступательно пурпурного или лилового, но этим случайным вторжениям решительно сопротивляются вся красочная плоть ее полуабстракций. Расслабить, утешить, рассеять, по слову Сергея Аверинцева, в “бытовых привычках души”, но сделать это свежо, сочно, с размахом и энергией молодости – к этому с определенностью взывают картины Юхнович, так что коллекционеры всего мира, особенно почитатели из Азии, стоят в очереди на приобретение ее работ. И в этом чистом ублажении эстетически-чувственного, в этом, по сути, вечно-рококошном, не вполне серьезном порыве бежать от буйств или скуки своего века, забыться, передохнуть – есть человеческая потребность во все времена.
Об Авторе: Инна Волошина
Волошина Инна Евгеньевна Окончила Кейптаунский государственный университет, факультет истории искусств. Журналист, искусствовед. Работала на центральных каналах телевидения сценаристом документальных фильмов и программ. Фильмы удостоены призов на международных фестивалях. Автор искусствоведческого цикла «Вера и русские художники» и цикла интервью в журнале «Фома». Публиковалась в журналах «Знамя», « Юность», « Дружба народов».
Блеск стиля,компетентность, очарование своими героями, торжество искусства!!!
Галина, большое спасибо! Вы очень точно отметили о торжестве искусства !
Галина, спасибо большое!