Михаил Эпштейн
Михаил Наумович Эпштейн – филолог, культуролог, философ, профессор теории культуры и русской словесности университета Эмори (Атланта, США) и Даремского университета (Великобритания). Директор Центра Обновления гуманитарных наук (Даремский университет). Автор 20 книг и более 600 статей и эссе, переведенных на 17 иностранных языков, в том числе “Парадоксы новизны” (М., 1988), “Философия возможного” (СПб, 2001), “Отцовство” (СПб., 2003), “Знак пробела. О будущем гуманитарных наук” (М., 2004), “Постмодерн в русской литературе” (М., 2005), “Слово и молчание. Метафизика русской литературы” (М.,2006), “Философия тела” (СПб, 2006), “Sola amore: Любовь в пяти измерениях” (M, 2011), “Религия после атеизма: новые возможности теологии” (M., 2013). Лауреат премий Андрея Белого (1991), Лондонского Института социальных изобретений (1995), Международного конкурса эссеистики (Берлин-Веймар, 1999), Liberty (Нью-Йорк, 2000).
Публикации в “Гостиной”
_______________________________________________
Михаил Эпштейн. Дедушка. Опыт домашней теологии
13 марта 2021 года исполнилось 60 лет со дня смерти моего дедушки Самуила Ароновича Лифшица (1884 - 1961). Хотелось бы посвятить его памяти это маленькое размышление: о том, что такое дедушка в опыте детства и как можно представить Бога в образе дедушки.
Михаил Эпштейн. О смысле первой фразы «Анны Карениной»
Едва ли не самое знаменитое изречение Толстого – зачин "Анны Карениной": "Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему". Оно широко цитируется и принимается за бесспорную мысль самого Толстого. Мне оно всегда казалось спорным, и я даже с трудом мог запомнить, счастливые или несчастливые семьи похожи друг на друга, - настолько обратимы две части этого высказывания.
Михаил Эпштейн. O душе. Четыре эссе
"Душа" — едва ли не самое запретное слово в гуманитарных науках, да и в самой психологии начиная примерно с середины 19 века, когда восторжествовал дух "научности", естественнонаучный, физиологический медицинский подход к душе как иллюзорному проявлению нервных или мозговых процессов. Возникнув как наука о душе, психология пришла к забвению своего начального, наукообразующего предмета, оказавшегося "вненаучным".
МИХАИЛ ЭПШТЕЙН ● АМЕРОССИЯ: ДВУКУЛЬТУРИЕ И СВОБОДА
Речь при получении премии «Liberty» (2000) 1 Русская и американская культуры долгое время воспринимались как полярные, построенные на несовместимых идеях: коллективизма и индивидуализма, равенства и свободы, соборности и «privacy». Чтобы понять себя, мы должны услышать оксюморон, звучащий в самом словосочетании «русско-американскаякультура», – как «белая ворона» или «горячий снег».
МИХАИЛ ЭПШТЕЙН ● БОГ И ЖИЗНЬ
Противопоставление Бога и жизни имеет давнюю традицию, но яснее всего она обозначилась в 19 в., в философии А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. Для А. Шопенгауэра отрицание жизни и той всемогущей, слепой, стихийной воли, которая втолкнула нас в нее, составляет достоинство христианства (как, впрочем, и буддизма). “Для того, в ком воля обратилась и отринула себя, этот наш столь реальный мир со всеми его солнцами и млечными путями – ничто”. Это “‘ничто’ в качестве последней цели стоит за всякой добродетелью и святостью
МИХАИЛ ЭПШТЕЙН ● ФИЛОСОФИЯ И ОНТОТЕХНИКА ● ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МИРОТВОРЕНИЯ
Особое значение приобретают в наше время философские практики формирования новой техносреды и виртуальных миров. Здесь хотелось бы сделать полемическое отступление. Некоторые современные философы, особенно неопрагматического толка, проникнуты убеждением, что их профессия утратила практический смысл, что время больших исторических свершений для философии миновало, поскольку мир давно не верит в универсальные решения и в силу обобщающей мысли.
МИХАИЛ ЭПШТЕЙН ● ДЕВУШКА С КРАСНОЙ КНИГОЙ ● O ЛЮБВИ, СЛУЧАЕ И ВОЗМОЖНЫХ МИРАХ
Появилась облаченная в благороднейший кроваво-красный цвет Один философ возвращался с конференции, на которой выступил с необычным докладом, состоящим только из вопросительных предложений. Так было задумано: философ не может и не должен ничего знать о мире, его дело – ставить под вопрос известное, как если бы оно было неизвестным.
МИХАИЛ ЭПШТЕЙН ● ПОЭЗОКРИСТАЛЛ. ИСТОРИЯ ОДНОГО БЕСКОНЕЧНОГО СТИХОТВОРЕНИЯ ● РАССКАЗ-СТАТЬЯ
Герман Зотов был поэтом в душе, но за всю жизнь не написал ни одного стихотворения. А жизнь его уже приближалась к сорока, обнаруживая скучную склонность к повтору. Когда-то он поэтически ухаживал за женщинами, поэтически гулял у моря, поэтически варил кофе и даже поэтически подметал свою маленькую квартирку, напевая романсы прошлых веков.
МИХАИЛ ЭПШТЕЙН ● МОСКОВСКИЕ ТИПЫ: ОПЫТ ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТИПОЛОГИИ
С давних пор Москва – это не только географическое название, но и категория мировоззрения и образа жизни. Поступательная централизация всей общественной и культурной жизни в годы коммунистической власти, растущее обособление центра и противопоставление его провинции (что связано и с административным режимом прописки) привели к возникновению особой московской культуры,
- 1
- 2