ЛЮДМИЛА ШАРГА ● МЕЖМИРЬЕ ● СТИХИ
Я не хочу умереть. Я хочу не быть.
Марина Цветаева
реки текущие вспять
люди зовут зеркалами
заглядывают туда
чтобы себя увидеть
а видят лишь отражения
живущие странной жизнью
люди охотно им верят…
просто они забыли
чтобы себя увидеть
в себя и нужно глядеться
и там же – в себе – однажды
можно увидеть Бога
люди – большие дети
доверчивы и наивны
"по образу и подобию"
созданные когда-то
бродят в подлунном мире
растерянны
одиноки…
на небеса уповают
и носят в себе спасение
невыносимо больно
в себя заглянуть однажды
и не найти там Бога
и в зеркала вернуться…
** ** **
Зажата меж двух миров:
привычным и тем, ничьим –
основой первооснов,
причиной первопричин.
В одном из них – суета,
любовь и свет – во втором,
а в целом: ни тут – ни там
родных не сыскать сторон.
А в целом: ни над – ни под,
в межмирье свой крест влачу,
сама себе антипод,
то плачу – то хохочу,
то падаю – то встаю,
а в сущности – всё одно,
ни в этом – ни в том «раю»
забыться не суждено.
Я выберу дальний свет
и дольнюю суету,
сто вёсен, сто зим, сто лет,
а осень одну и – тут.
Прочнее любых вериг
соблазн «не быть»,
не стать…
да птичий тревожный крик,
запёкшийся на устах.
** ** **
Была в одном из воплощений
свободной птицей,
жила у скал, где из расщелин
вода сочится,
и вереск облаком лиловым
у ног вздыхает…
Кому простор небес дарован –
на том греха нет.
Ни голубицей – ни сорокой –
теперь не вспомнишь.
Но у ручья в лесу до срока
расцвёл шиповник,
И… девочкой проснулась в доме,
где плачут ветры,
и, в кровь царапая ладони,
сломала ветку.
И вился след по разнотравью,
бело и ало
через без-домье и без-славье –
до пьедестала.
Через тарусское двуречье,
через Трёхпрудный,
от бирюзового колечка
да в дом безлюдный,
по бузине, по землянике,
дождём омытой,
от коктебельских сердоликов
да к доломиту…
Одна, одна во мгле кромешной,
весь мир отринув,
шла девочка…
она, конечно,
звалась Мариной.
* Считалось, что под шиповником могут жить духи, уводившие человека на тот свет. По старым поверьям, шиповник растет на границе двух миров.
** ** **
Осень щедро расточает
мимолётное тепло,
день безветренный случаен,
дождь прощален,
взгляд печален:
было лето да прошло.
И уже плащом неброским
скрыт изящный локоток;
в папке – летние наброски:
речка, роща, перекрёстки,
чей-то милый шепоток…
Будут летние эскизы
от тоски зимой спасать
от хандры и от капризов,
от занятий по часам:
от этюдов, экосезов,
от сплошного «до-ре-ми»…
Спит соседский кот облезлый
под притихшими дверьми.
Наступает воскресенье,
значит можно до утра
вспоминать…
А день осенний
исчезает во вчера.
Там в Тарусе – на террасе
самовар… душистый мёд;
Летний полдень тих и ясен…
Голос Тьо: « Маруся… Ася !»
к чаю девочек зовёт.
*Тьо – Сусанна Давыдовна Мейн. Вторая жена А.Д.Мейна – деда сестёр Цветаевых по материнской линии.
** ** **
Разрываюсь в исступленье
между светом, между тенью,
между снами, между явью;
зеркало напротив ставлю…
Там, в заброшенном зимовье,
чёрный ворон в изголовье
крылья чёрные расправил…
я прогнать его не вправе.
Нет спасения от боли…
Ворон, чьей ты жаждешь крови?
Чей посланник ты?
Не лги мне…
пробуждаюсь утром зимним
в ти ши не
рассвет крадётся,
солнце в зеркале смеётся.
За окошком белый снег,
чёрный ворон… –
сон во сне.
И опять душа в смятенье
между светом,
между тенью…
** ** **
а меня – нет
я даже не снюсь тебе
твой город и пуст и бел
хотя до зимы ещё
четыре полных луны
а меня – нет
мой образ почти истлел
есть только размытый след
хотя до зимы ещё
четыре тёплых дождя
а меня – нет
лишь имя моё живёт
в безмолвии синих вод
хотя до зимы ещё
четыре ветра разлук
а меня – нет
и не было никогда
был солнечный бриз
удар
хотя до зимы всего
четыре взмаха крыла
я помнится здесь жила
и кем-то тебе была
любимой
нет-нет
женой
рожала твоих детей
хранила тепло огня
и в будничной суете
забыла
как звать меня
стихи и страницы Вед забыла
но вспыхнул свет
и вот
меня
нет…
** ** **
Сны стали сбываться реже, а сниться – чаще,
безжалостно утро режет сюжет, кричащий
о том, что было когда-то давно
со мною..
В межрамье – рябина, вата, и снег стеною.
И весело всё и ярко, как в детской книжке,
два раза в году – подарки, конфеты, мишка…
два раза в году – поездки в Москву и к морю,
а приступы боли резкой года размоют.
Стерильная грязь больницы и запах хлорки,
в кармашке пижамы – птицам – две хлебных корки,
ракушка, листок тетрадный, где восемь строчек,
написанные в парадном без-сонной ночью…
А после пойдут погосты, кресты да храмы,
дождями омытый остов, где в пояс травы,
где вороны в небе кружат
над тихой рощей,
где ветер осенний в лужах
листву полощет,
где вспять уходящим водам зеркал старинных
рябиновый отсвет отдан строкой Марины.
Об Авторе: Людмила Шарга
Людмила Шарга (Южнорусский Союз Писателей) Поэт, прозаик, публицист. Родилась в России. Живёт и работает в Одессе. В настоящее время возглавляет отдел поэзии в литературно-художественном журнале «Южное Сияние». Журнал основан в 2011 году и является официальным печатным органом Южнорусского Союза Писателей. Редактор сайта, основатель и ведущая творческой гостиной «Diligans». Публикации: в Одесской антологии поэзии «Кайнозойские Сумерки» (2008), в альманахах «Меценат и Мир. Одесские Страницы» (2008, Москва), «ЛитЭра» (Москва), «Свой вариант» (Луганск), «Провинция» (Запорожье), «ОМК» (Одесса), в журналах «Южное Сияние» (Одесса), «Дон» (Ростов-на-Дону), «Ренессанс» (Киев), «Арт-Шум» (Днепропетровск), «День и Ночь» (Красноярск), в газетах «Литературная газета» (Москва), «Литература и жизнь» (Киев), «Интеллигент», в интернет-журналах «Авророполис», «Гостиная», «45-я параллель», «Ликбез» и др. Автор сборников прозы и поэзии «Адамово Ребро» (2006), «На проталинах памяти» (2008), «Билет в осенний день» (2010), «Рукой подать...» (2011), «Повесть о падающих яблоках» (2013), «Яблоневые сны» (2014), «Ночной сюжет новостей» (2015), «Невыдуманные рассказы о настоящем» (2017).
Светло и печально. Как все-таки чудесно, что ты ЕСТЬ! Прогони ворона хоть на минуточку! Уже люблю эти стихи, словно знала их всегда.
Элла, дорогая, спасибо. Твои слова согревают)
Обнимаю тебя, и до скрой встречи, надеюсь.
Благодарно и тепло..
“невыносимо больно в себя заглянуть однажды и не найти там Бога
и в зеркала вернуться…” Очень точно и тонко замечено. Разрыв между сутью и суетностью, которым так грешим все мы. Стихи о Цветаевой хороши, хотя мотив рябины поднадоел. “Кому простор небес дарован – на том греха нет”. Тоже очень хорошо. Спасибо, Людмила! Всегда читаю Ваши стихи с интересом и удовольствим. Лиана
Простите за “опечатку”. С удовольствием, конечно. 🙂
Лиана, спасибо. Очень верно Вы почувствовали: между сутью и суетностью. Так и живём..
Тепло и благодарно, Людмила.
Как по душе мне Ваши стихи, дорогая Людмила! Даже до всякого анализа – просто по душе, по сердцу. Анализ же отметил бы ритмическое разнообразие, свежие римфы, энергию стиха. Спасибо!
Борис, огромное спасбо Вам за тёплые и добрые слова. К этому циклу отношение особенное у меня – слишком много болевых точек задето)
С благодарностью, Людмила.
Но и поэзия – Зеркало между мирами и потому обитель душ, одаренных видением сути вещей, разницы между Там и Здесь. И душевная плата тут неизбежна, – во многознании много Печали, – требующая мужества Достойно нести свою Избранность. И утешение единственно в том, что крест этот Вам дарован за Великие наработки Души перед Богом.
А рождение такой! поэзии не награда ли за все тяготы жизни в нашестороннем зазеркалье? Спасибо за радость узнавания- припоминания, за чтение Ваших стихов, Люда.
И я так ощущаю, Наташа. Для меня поэзия – всегда отражение Сути, настоящего, Зеркало, в котором всё отражается таким, как есть.
И возможность глядеться в это Зеркало и видеть – это возможность дышать. И жить.. Хотя,порой это очень и очень больно.
Вы очень тонко всё чувствуете – такой проникновенный отзыв!
Низкий Вам поклон.
Благодарно и тепло, Людмила.
Людмила, читала и перечитывала. Каждая строка – открытие, вопрос и яркий свет ответа. И жизнь между суетой и движением мысли. Всё настолько замечательно, проникновенно и ранимо. Спасибо!
С Благодарностью и теплом,
Катерина Казначеева
Этот цикл писался на одном дыхании, на “выдохе”.
Конечно же, я очень волновалась, почувствует ли читатель это “межмирье”. И тем отраднее читать такие отзывы, в подтверждение того, что почувствовал.
Благодарю за этот редкий дар, Катенька. За Вашу добрую и отзывчивую душу.
Людмила.